Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе
рабочая программа (6 класс)
Изучение географии нашей страны в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
В VI классе в «Начальном курсе физической географии» приводятся в систему все полученные в младших классах первоначальные географические знания, основанные на непосредственных наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью в ближайшем окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6_klass.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по географии в 6 классе
на 2019-2020 учебный год.
(68 ч в год. 2 ч в неделю)
№ | Тема урока. | Кол-во час. | Дата. | Основные понятия. Словарь. | Вид деятельности. | Национально-региональный компонент. | |||
I четверть. (16 часов) | |||||||||
I | ВВЕДЕНИЕ. ЧЕЛОВЕК ОТКРЫВАЕТ ЗЕМЛЮ. (4 часа) | ||||||||
1 | География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. c. 4-7 | 1 | 04.09 | География, природа Земли, население, хоз. деятельность. | Знакомство с учебником. Знакомство с физической картой полушарий. | Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, население. | |||
2 | Изучение природы своей местности. с. 12-13 | 1 | 05.09 | Сутки, восход, заход, высота Солнца. Продолжительность дня и ночи, равноденствие. Температура воздуха, сезонные изменения. | Чтение и обобщение календарей природы и труда. | Признаки времён года на Дону. | |||
3 | Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности. с. 13-16 | 1 | 11.09 | Понятие о погоде: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности. | Беседа, рассказ; работа с учебником, по карте, в атласах, запись в тетрадях. | Особенности природы родного края в разные времена года. | |||
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия. с. 17 | 1 | 12.09 | Местность, Ростовская область, г. Новочеркасск, предприятия города. | Экскурсия для выяснения запаса элементарных геогр. представлений. ПР.Р. | Геогр. положение Ростовской области, г. Новочеркасска. Промышленность города. | |||
II | ПО РОДНОМУ КРАЮ. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. (9 часов) | ||||||||
5 | Ориентир. Мир вокруг нас. | 1 | 18.09 | Ориентир, значение. | Нахождение заметных ориентиров рядом со школой. | ||||
6 | Горизонт. Линия горизонта. с. 18-19 | 1 | 19.09 | Горизонт, поверхность Земли. | Зарисовка линии горизонта. | ||||
7 | Ориентирование по солнцу. с. 20-22 | 1 | 25.09 | Ориентирование по солнцу, направления ориентирования. | Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу. ПР.Р. | ||||
8 | Стороны горизонта. с. 23-24 | 1 | 26.09 | Название сторон горизонта. | Зарисовка сторон горизонта. ПР.Р. | ||||
9 | Лесное озеро с. 24-25 | 1 | 02.10 | Ориентирование по солнцу, направления ориентирования. Название сторон горизонта. | Определение одной из сторон горизонта (по месту восхода солнца). Расположение сторон горизонта. | ||||
10 | Компас и правила пользования им. с. 26-27 | 1 | 03.10 | Компас, строение, обозначение сторон горизонта. | Схематическая зарисовка компаса. | ||||
11 | Земля – магнит. Ориентирование по компасу. с. 28-30 | 1 | 09.10 | Магнитные полюса Земли. Принцип работы магнитного компаса. Правила работы с компасом. | Упражнения в определении сторон горизонта по компасу. ПР.Р. | ||||
12 | Выбор ориентиров на местности. с 32. | 1 | 10.10 | Направления ориентирования, компас, стороны горизонта. | Определение сторон горизонта по местным признакам. | ||||
13 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. | 1 | 16.10 | Направления ориентирования, компас, стороны горизонта. | Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу, компасу и местным признакам. ПР.Р. | Местоположение здания школы. Ориентирование на школьном дворе. | |||
III | ПО РОДНОМУ КРАЮ. ПЛАН И КАРТА (11 часов) | ||||||||
14 | Географическая карта. с.33-34 | 1 | 17.10 | Термины «географическая карта», «атлас». Значение, применение. | Демонстрация, обсуждение. Упражнения в определении направлений по карте. | ||||
15 | Условные знаки. Условные цвета физической карты. с.35-37 | 1 | 23.10 | Легенда карты. Условные знаки физ. карты. Полушария, масштаб, цвета карты. | Зарисовка условных цветов. Чтение карты с помощью условных знаков. Упражнения в определении направлений на плане, зарисовка в тетрадях условных знаков плана. ПР.Р. | ||||
16 | Вид местности сверху. с.38 | 1 | 24.10 | Условные знаки. | Упр. в определении направлений на плане. Зарисовка предметов и их плана (вида сверху). ПР.Р. | ||||
II четверть (16 часов) | |||||||||
17 | Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. с. 39-41 | 1 | 06.11 | Масштаб, карта, план. | Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане в масштабе. | ||||
18 | План класса. | 1 | 07.11 | Масштаб, план, чертёж. Условные знаки. Правила составления плана местности. | Сравнение рисунка и плана предмета. Зарисовка предметов и их плана (вида сверху). Чтение планов по условным знакам. ПР.Р. | ||||
19 | План школьного участка. с.41-43 | 1 | 13.11 | Масштаб, чертёж. План, рисунок, вид сверху, соотнесение рисунка и плана. Отличие плана от рисунка и географической карты. | Вычерчивание простейшего плана, чтение плана по условным знакам. ПР.Р. | Вычерчивание плана пришкольного участка. | |||
20 | Измерение расстояний. с.43-44 | 1 | 14.11 | Карта, ориентирование по карте, масштаб, легенда карты. | Упражнения в определении расстояний по плану. ПР.Р. | ||||
21 | Глазомерная съёмка местности. с. 45-48 | 1 | 20.11 | Глазомер, ориентирование на местности по местным признакам. Понятие «глазомерная съёмка». Этапы глазомерной съёмки. | Чтение планов по условным знакам. Упражнения в определении расстояний по плану. ПР.Р. | ||||
22 | Составление плана местности. с.48-50 | 1 | 21.11 | Масштаб, план, чертёж. Правила составления плана местности. | Работа с учебником. Чтение планов по условным знакам. ПР.Р. | ||||
23 | По дорогам и по тропам. с. 51-54 | 1 | 27.11 | Масштаб, план, чертёж. Условные знаки. Правила составления плана местности. | Чтение планов по условным знакам. Упражнения в определении расстояний по плану. ПР.Р. | ||||
24 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. с. 55-56 | 1 | 28.11 | Физ. карта, Россия, значение карты. | Ориентировка по карте, нахождение географических объектов. ПР.Р. | Физическая карта Ростовской области. | |||
IV | НАША ЗЕМЛЯ (24 часа) | ||||||||
25 | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. | 1 | 04.12 | Формы рельефа г. Новочеркасска. | Экскурсия. ПР.Р. | Знакомство с формами рельефа г. Новочеркасска. | |||
26 | Особенности земной поверхности. с. 56-57 | 1 | 05.12 | Формы земной поверхности. | Нахождение и показ на физической карте различных форм земной поверхности. | ||||
27 | Путешествия древних народов. с.58-59 | 1 | 11.12 | Путешествия древних народов (историческая справка). Путешественники. | Обозначение на к\карте путешествий древних народов. ПР.Р. (кон. карта) | ||||
28 | Материки и океаны. с. 60-61 | 1 | 12.12 | Понятия «материк» и «океан». «Западное» и «Восточное» полушария. Распределение материков и океанов на земной поверхности. Соотношение воды и суши на Земле. Количество океанов, их названия и местоположение на карте и глобусе. Значение. Условные обозначения. | Нахождение на карте материков и океанов. Обозначение на к\карте д материков и океанов. ПР.Р. (кон. карта) | ||||
29 | Великие географические открытия. Первые кругосветные путешествия. с.61-64 | 1 | 18.12 | Первые кругосветные путешествия (историческая справка). Путешественники. | Обозначение на к\карте первых кругосветных путешествий. ПР.Р. (кон. карта) | ||||
30 | Первооткрыватели. Первое русское кругосветное плавание. с. 66-67 | 1 | 19.12 | Первое русское кругосветное плавание. (историческая справка). Путешественники. | Обозначение на к\карте первого русского кругосветного плавания. ПР.Р. (кон. карта) | ||||
31 | Открытие Антарктиды. с. 68-70 | 1 | 25.12 | Кругосветное путешествие. Материк Антарктида. Трудности плавания вокруг Антарктиды. | Нахождение и показ на физической карте материка Антарктида. | ||||
32 | Географические названия. с.70 | 1 | 26.12 | Названия материков и океанов. Расположение материков и океанов в западном и восточном полушариях земли. | Нахождение на карте материков и океанов. | ||||
III четверть (20 часов) | |||||||||
33 | Земля из космоса. с. 71 | 1 | 15.01 | Земля – планета. Форма земли, в каких космических движениях участвует. Первый космонавт. | Беседа, работа с учебником. Просмотр и обсуждение презентации: «Первый человек в космосе». | ||||
34 | Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. с. 73-75 | 1 | 16.01 | Глобус, полюса, земная ось, экватор. Изображение воды и суши на глобусе. | Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов. ПР.Р. | ||||
35 | Космическое путешествие. с. 75-76 | 1 | 22.01 | Форма земного шара, устройство глобуса. Первооткрыватели космоса. | Просмотр и обсуждение видеофильма «Земля из космоса». | ||||
36 | Современные исследования материков. с. 76-78 | 1 | 23.01 | Понятие материка, местоположение. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Какие задачи ставят современные исследователи материков. | Просмотр видеофильма «Путешествие по материкам Земли». | ||||
37 | Движутся ли материки? с. 79-80 | 1 | 29.01 | Причины изменения облика нашей планеты (гипотезы). | Просмотр и обсуждение видеофильма «Дрейф материков». | ||||
38 | Открываем Землю. с. 81-82 | 1 | 30.01 | Наша планета. Представления о Земле в древности. Доказательства, что Земля – шар. Освоение космоса. Другие планеты Солнечной системы. Краткие сведения о планетах. | Хронология географических открытий (историческая справка). Просмотр презентации «Открываем Землю». | ||||
39 | Изучение мирового океана. с.82-83 | 1 | 05.02 | Определение понятий «море, океан», отличие от пресных водоёмов. Роль в жизни человека. Ураганы, штормы. Глобус, карта, легенда карты, цвета воды и суши. | Просмотр и обсуждение видеофильма «Мировой океан». Опыт: растворение морской соли в воде и сравнение её по вкусу с пресной водой. ПР.Р. | ||||
40 | К тайнам морских глубин. с.83-84 | 1 | 06.02 | Глубоководные аппараты. Батискаф, батисфера. Акваланг, аквалангист. | Просмотр и обсуждение видеофильма «Тайны морских глубин». | ||||
41 | Различия освещённости земной поверхности. с. 85-88 | 1 | 12.02 | Причины смены времён года. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). | |||||
42 | Тепловые пояса. с. 89-91 | 1 | 13.02 | Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Пять поясов, отличие друг от друга. | Выполнение в тетрадях схем расположения поясов освещённости. Нанесение поясов освещён. на глобус ПР.Р. (кон. карта) | Пояс освещённости Ростовской области. | |||
43 | «Единственные жители Земли. с. 91-93 | 1 | 19.02 | Естествоиспытатель Николай Николаевич Миклухо-Маклай и его открытия. | Просмотр и обсуждение презентации «Н. Миклухо-Маклай» | ||||
44 | Многообразие природы Земного шара. с. 94-96 | 1 | 20.02 | Неравномерность распределения света и тепла на Земле. Соотношение тепла и влаги. Влияние этих факторов на многообразие природы Земного шара. | Работа с текстом учебника. Просмотр и обсуждение видеофильма «Разнообразие природы». | ||||
45 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. С. 97-99 | 1 | 26.02 | Климат, погода, отличие друг от друга. | Работа с текстом учебника | Мы – жители умеренного теплового пояса. | |||
46 | Наблюдения за погодой и высотой солнца. с. 99-100 | 1 | 27.02 | Осадкомер, флюгер, снегомерная рейка, гномон. | Работа с текстом учебника. Словарная работа. Просмотр и обсуждение презентации «Наблюдения за погодой и высотой солнца». | Климатическая зона Ростовской области. Особенности погоды и климата нашего края в разные времена года. | |||
47 | Влияние человека на природу. с. 101-103 | 1 | 04.03 | Воздействие человека на компоненты природы – воздух, воду, горные породы, почвы, растительный и животный мир. | Работа с текстом учебника, просмотр и обсуждение презентации «Влияние человека на природу». | Экологические проблемы г. Новочеркасска. | |||
48 | Спасатели. с. 104-106 | 1 | 05.03 | Тепловой пояс. | Нахождение и показ на физической карте, глобусе Индийского океана, острова Шри-Ланка. | ||||
V | ПО РОССИИ (20 часов) | ||||||||
49 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России- Москва. с. 108-110 | 1 | 11.03 | Россия, столица, государство, Москва. | Показ на физической карте, на глобусе России, г. Москва. | ||||
50 | Моря у берегов России. с. 111-112 | 1 | 12.03 | Очертания России, названия морей и океанов, омывающих Россию. | Показ на физической карте, на глобусе очертаний России, морей и океанов, омывающих Россию. | ||||
51 | Морские и сухопутные границы России. Сухопутные границы на западе и юге. с. 113-114 | 1 | 18.03 | Понятие границы, приграничных территорий, государства, граничащие с Россией на западе и юге. Выход России в моря и океаны. Приграничные территории. Моря Северного Ледовитого океана. | ПР.Р. Обозначение границ нашей Родины на к\карте. Показ на физической карте океанов, морей России. | Границы Ростовской области. | |||
52 | Северный морской путь. с. 114-116 | 1 | 19.03 | Роль Северного морского пути. Понятие «навигация». | Работа с текстом учебника, словарная работа. | ||||
IV четверть (16 часов) | |||||||||
53 | Острова и полуострова. с. 116-118 | 1 | 01.04 | Понятие острова и полуострова, отличие, заливы, бухты. | Зарисовка схем острова и полуострова. Показ по карте. Моделирование из пластилина острова и полуострова. ПР.Р. | ||||
54 | Особенности рельефа России, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы, горы, долины. с. 28-30 | 1 | 02.04 | Понятие рельефа, формы рельефа. Различие плоских и холмистых равнин. | Показ на физической карте России равнин и гор. | Особенности рельефа г. Новочеркасска. | |||
55 | Хребет Черского. с. 121-123 | 1 | 08.04 | Географическое положение. Значение покорения хребта Черского. | Показ на физической карте. Просмотр и обсуждение видеофильма «Покорение хребта Черского». | ||||
56 | Различие гор и равнин по высоте. с. 123-125 | 1 | 09.04 | Различие гор и равнин по высоте. Названия равнин, гор и их расположение на карте. | Работа с текстом учебника. Работа с картой и глобусом. | ||||
57 | Таинственный мир земных глубин. с. 126-127 | 1 | 15.04 | Исследование пещер. Спелеологи. | Просмотр и обсуждение видеофильма «Тайны подземного мира». | ||||
58 | Вулканы. с. 128 | 1 | 16.04 | Образование вулканов. Вулканы на территории России. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. | Показ по физической карте вулканов на территории России. Зарисовка схемы вулкана в разрезе. ПР.Р. | ||||
59 | Месторождения полезных ископаемых. с. 129-132 | 1 | 22.04 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Условные обозначения полезных ископаемых, месторождения, добыча. | Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к карте. | Месторождения Ростовской области. | |||
60 | Внутренние воды России. с. 132-134 | 1 | 23.04 | Водные объекты нашей страны: реки, озёра, болота, ледники и подземные воды. Термины: «водохранилища», пруды, каналы. Их использование. Условные обозначения внутренних вод России на карте. | Нахождение и показ по физической карте России водоёмов. | Водные объекты, созданные человеком в нашей местности. Составление рассказа об одном из водоёмов Ростовской области. Охрана воды от загрязнения в Ростовской области. | |||
61 | Подземные воды. с. 135-136 | 1 | 29.04 | Источники подземных вод. Процесс образования родников. Практическое использование подземных вод. | Работа с текстом, рисунком учебника. Словарная работа. | Источники подземных вод в нашей местности. | |||
62 | Река, её части. Горные и равнинные реки. с. 136-138 | 1 | 30.04 | Образование рек, части реки, определение, правого и левого берега. Отличие горных рек от равнинных. Скорость течения. Названия крупных рек России. | Выделение частей реки. Зарисовка схемы реки. Нахождение на карте рек Дон, Днепр, Урал. | Реки Ростовской области. | |||
63 | Использование рек. с.139-141 | 1 | 06.05 | Как люди используют реки. Использование рек в промышленности и с\х. Строительство ГЭС Значение воды в природе и жизни человека. | Показ рек на физ. карте России. | Использование рек Ростовской области в жизни и деятельности человека. | |||
64 | Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. с. 141-143 | 1 | 07.05 | Понятия: озеро, пруд, водохранилище. Отличие. Значение в жизнедеятельности человека. Озёра Ладожское и Онежское. | Зарисовка схемы озера. Показ на физической карте крупных озёр России. | Водохранилища, пруды, озёра Ростовской области. | |||
65 | Озеро Байкал. с. 144-145 | 1 | 13.05 | Местоположение, значение, природные условия, растит. и жив. мир, деятельность человека. | Нахождение и показ по к\карте изученных озёр. ПР.Р. | ||||
66 | Природа России и её охрана. с. 145-148 | 1 | 14.05 | Разнообразие природы России. Охрана природы. Заповедники, национальные парки. | Показ по физической карте заповедников и национальных парков на территории России. | Особенности природы Ростовской области. Охрана природы родного края. | |||
67 | По карте России. с. 148-150 | 1 | 20.05 | Игра-конкурс знатоков России. | Игра-путешествие по России (по карте). ПР.Р. | ||||
68 | Итоговый урок. Экскурсия «По страницам учебника». | 1 | 21.05 | Повторение изученного в 6 классе материала. | Групповые задания по разделам учебника. |
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006
Методические пособия для учителя
1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
2. Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997
3. Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002
4. Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000
5. Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М.: «Интеллект – Центр», 2001
7 класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Методические пособия для учителя
Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания, ключи. М.: «Сфера», 2002
8 класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Методические пособия для учителя
1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
2. Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997
3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997
4. Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000
9 класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2005
Методические пособия для учителя
1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
2. Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997
3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина
Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...