Диагностическое индивидуальное занятие определения уровня развития школьно-значимых функций. Анализ обследования.
план-конспект

Семенова Полина Владимировна

Диагностическое индивидуальное занятие определения уровня развития школьно-значимых функций. Анализ обследования и приоритетные направления корреционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

Класс: 4

Тема урока: «Гуси-лебеди»

Тип: диагностическое занятие

Цель: Создать условия для диагностирования уровня развития школьно-значимых функций

Задачи:

  1. определить уровень развития пространственного восприятия;
  2. определить характер зрительного восприятия, анализ и синтез;
  3. определить уровень развития оптико-пространственной координации («глаз-рука»);
  4. определить уровень фонематического восприятия, анализа, синтеза;
  5. определить уровень развития мелкой моторики рук.

Ресурсы: наглядный материал, карандаш, секундомер

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Коррекционная направленность

Методы, формы, приемы

Орг.

момент

1 мин

-Здравствуй! Как тебя зовут? Меня зовут Полина Владимировна, сегодня мы с тобой отправимся в путешествие.

-Знаешь сказку «Гуси-лебеди»?

-Так вот злая баба Яга дала наказ своим лебедям украсть Иванушку. Ты готов ему помочь?

Приветствует учителя, представляется.

-Да

Высказывает свое мнение

Словесный метод

Основная часть

1. Тест «Найди квадрат»

Цель: определить уровень зрительного восприятия

2. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Цель: определить уровень развития пространственных представлений

3.Методика «Зрительно-моторная

координация»

Цель: определить уровень развития оптико-пространственной координации

10 мин

-Тогда слушай. Баба Яга предлагает несколько заданий, если справишься с ними, то поможешь сестрице Аленушке спасти Иванушку. Ты готов?

-Итак, первое задание. Перед тобой несколько фигур, найди все квадраты и покажи мне их.

-Следующее задание. Перед тобой картинки, баба Яга решила тебя запутать и спрятала в них предметы. Найди и назови все предметы за 1 мин. Ты понял задание? Приготовился? Начали.

-Посмотри на изображения. Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги.

Слушает учителя

Высказывает свое мнение

Ребенок ищет квадраты, опирается на знание о квадрате (все стороны и углы равны)

Слушает инструкцию

Приступает к заданию

Приступает к выполнению: перерисовывает рисунки

Активация зрительного восприятия

Активизация зрительного и избирательного восприятия; ориентировки в пространстве

Активизация оптико – пространственной координации, зрительного восприятия, мелкой моторики рук

Словесный метод

Наглядный метод

Словесный метод

Наглядный метод

Словесный метод

Наглядный метод

Физ.минутка

1мин

Белые лебеди, лебеди летели, И на воду сели, Сели, посидели. Лебеди летят, Крыльями машут,
Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.

Выполняет действия учителя

Активизация наглядно-действенного мышления

4.Методика «Исследование фонематического восприятия»

Цель: определить уровень фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

5

5. Ме   5.Методика

«Полоски»

Цель: определить уровень развития мелкой моторики рук

10 мин

Фонематический анализ

-Следующее задание. Сейчас я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] (моторчик), подними руку, вот так. Слушай и будь внимательным Приготовился? Начали: велосипед, лимон, моторчик, лицо.

-А теперь послушай и назови последний звук в слове. Приготовился? Итак, слово дом.

- Где ты слышишь звук [ж] в слове жук в начале или в конце?

Фонематический синтез

- Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к – мак

-А теперь представь, что звуки поссорились, поставь их рядом и составь слово д, м, о - дом

-Мы уже близки к избушке на курьях ножках, осталось выполнить 1 задание и мы спасем Иванушку.

-Посмотри на лежащий перед тобой лист, на нем есть полоски.  Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи карандашом прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно 

Слушает инструкцию

Приступает к выполнению

-в начале

-мак

-дом

Слушает инструкцию

Приступает к выполнению

Активизация слухового восприятия, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

Активизация слухового восприятия, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

Активизация мелкой моторики рук, внимания, наглядного образного, наглядно-действенного мышления

Словесный метод

Слуховой метод

Словесный метод

Слуховой метод

Словесный метод

Наглядный метод

Итог. Рефлексия

2 мин

-Ты справился со всеми заданиями и помог Аленушке спасти Иванушку. Ты - настоящий герой!

-Скажи, трудные ли были задания?

-На этом я с тобой прощаюсь. Всего доброго!

Высказывает свое мнение

Словесный метод

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ

ШКОЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФУНКИЙ

Имя ребенка: Тимур

Класс: 4                                                  Возраст: 10 лет

Дата диагностики:  12.02.18г.

№ диагностического задания, название методики, ее цель, инструкция

Ход проведения

(описание хода проведения диагностики)

Анализ диагностирования

1. Тест «Найди квадрат»

Цель: определить уровень зрительного восприятия

Инструкция: Перед тобой несколько фигур, найди все квадраты и покажи мне их.

Мальчику предлагалось найти квадрат из нескольких четырехугольников. Он понял задание.

 В данной диагностике мальчик учитывал знания из математики, знает, что квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны и углы равны.

Мальчик нашел и определил все пять квадратов, но один четырехугольник оказался не верным, что говорит об очень хорошем результате, когда безошибочно найдены все фигуры или допущена только одна ошибка. У ребенка хорошо развито зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез.

2.Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Цель: определить уровень развития пространственных представлений

Инструкция: Перед тобой картинки, баба Яга решила тебя запутать и спрятала в них предметы. Найди и назови все предметы за 1 мин.

Мальчик недостаточно улавливает общее в отдельных фактах, так при выполнении задании «Какие предметы спрятаны в рисунках?» мальчик не сразу называл названия предметов, не мог вспомнить названия утюга, молотка и стакана.

При выполнении задании «Какие предметы спрятаны в рисунках?» ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время 51 секунду, что говорит о низком уровне развития пространственных представлений и избирательного восприятия.

3. Методика «Зрительно-моторная координация»

Цель: определить уровень развития оптико-пространственной координации

Инструкция: Посмотри на изображения. Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги.

Изначально мальчику были не понятны фигуры, он переспрашивал что за набор точек во 2 фигуре, не особо старался при копировании изображений.

При копировании 1-ой фигуры мальчик получил 2 бала: размеры фигур приблизительно одинаковые, но мальчик нарисовал неправильный ромб. Так же  обе фигуры не соприкасаются углами.

При копировании 2-й фигуры мальчик получил 2 бала: есть два четких угла, горизонтальная ось не проходит через все три вершины, расстояние между элементами не одинаковое.

При копировании 3-ей фигуры мальчик получил 2 бала: внешняя фигура расположена горизонтально, внутренняя фигура лежит посередине большой. У внешней фигуры все углы не правильные, внутренняя фигура не соприкасается с внешней.

Исходя из положенных результатов можно сделать вывод: координация зрения и движения руки у него сформирована недостаточно.

4.Методика «Исследование фонематического восприятия»

Цель: определить уровень фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

Инструкция №1: сейчас я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] (моторчик), подними руку, вот так. Послушай и назови последний звук в слове.

Инструкция №2: послушай звуки, подумай и составь из них слово. А теперь представь, что звуки поссорились, поставь их рядом и составь слово

Ребенок хорошо ориентировался в заданиях, лишних вопросов не задавал, все задания выполнял по инструкции.

В результате исследования фонематического анализа Тимур получил 4 бала, что говорит о высоком уровне развития фонематического анализа. Задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.

В результате исследования фонематического синтеза Тимур получил так же 4 бала, что говорит о высоком уровне развития и фонематического синтеза.

5.Методика

«Полоски»

Цель: определить уровень развития мелкой моторики рук.

Инструкция: Посмотри на лежащий перед тобой лист, на нем есть полоски.  Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи карандашом прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону.

Ребенок не сразу понял задание. Жаловался что устала рука.

Ребенок заполнил 10 строк, умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, имеются разрывы, без выходов за пределы строки, без пропусков строк, но имеются значительные скосы линий относительно центра строки. Это говорит о том, что мальчика низкий уровень сформированности мелкой моторики рук.

Выводы по результатам диагностики.

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы по уровням развития школьно-значимых функций Тимура: у ребенка хорошо развиты зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, т.е. на высоком уровне; низкий уровень развития пространственных представлений и избирательного восприятия; недостаточно сформирована координация зрения и движения руки, что  говорит о низком уровне развития; фонематическое восприятие, анализ и синтез на высоком уровне развития; низкий уровень сформированности мелкой моторики рук.

Направления коррекционной работы:

  • Развитие пространственных представлений
  • Развитие оптико-пространственной координации («глаз-рука»)
  • Развитие мелкой моторики рук

Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с данным учеником: следует подбирать больше наглядного материала, создавать интерес к занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Перспективный план индивидуальной коррекционной работы по формированию школьно-значимых функций младшего школьника с ОВЗ

В данном документе приводится перспективный план работы по формированию школьно-значимых функций: мелкой моторики рук, простанственной ориентации, оптико-пространственной координации в системе «...

Диагностический инструментарий определения уровня развития воспитанников

Оценка достижения воспитанниками планируемых результатов программы...

Диагностический инструментарий определения уровня развития воспитанников

Для оценки достижения воспитанниками планируемых результатов программы провожу мониторинг...

Диагностический материал для определения уровня умственного развития младших школьников

Познавательные процессы - это  процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, памят...