Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ через игровую деятельность
статья

Лиманская Юлия Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных умений

у детей с ограниченными возможностями здоровья

через игровую деятельность.

       В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному показателю (виду заболевания), а одновременно по нескольким. То есть дети имеют сочетанные нарушения развития. Увеличивается количество детей с СНР или полным отсутствием речи («безречевые дети»). Такие дети практически не испытывают потребности в общении, или не знают и правильно не умеют объяснить, донести до собеседника свои желания, мысли, суждения. У них не сформированы слуховое внимание и восприятие.

      Поскольку одним из главных направлений работы воспитателя с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является их социализация, обучение детей умению взаимодействовать в группе, общаться со сверстниками, осваивать положительный социальный опыт, соблюдать правила культуры общения, то на первое место в коррекционно – воспитательной работе выходит речевое развитие детей, формирование у них коммуникативных умений и навыков.

       Главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, то есть умения детей пользоваться соответствующими языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Соблюдать правила вежливого общения, правильно подбирать тон речи, использовать как вербальные, так и невербальные средства коммуникации, что особенно важно для «безречевых детей».

      Эта общая задача состоит из ряда частных задач:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение, закрепление и активизация словаря детей,

- формирование грамматически правильной речи,

- формирование связной речи, навыков общения.

     Речевые и коммуникативные навыки (навыки общения) у детей с ОВЗ необходимо специальным образом, в специально организованной обучающей среде формировать. Для создания предпосылок к развитию речи необходимо включать в коррекционно – воспитательные занятия такие виды деятельности как игра, конструирование и т.п. Коллективная деятельность детей при этом выступает движущей силой, основой для формирования самой потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослым, основой развития коммуникативных умений. В процессе проведения занятий необходимо создавать ситуации, прежде всего игровые, в которых у детей возникнет потребность, желание общаться друг с другом, договариваться, налаживать контакт. Продолжать подобную работу необходимо и вне занятий: на прогулке, в досуговой деятельности. Все это, в конечном итоге, будет способствовать развитию коммуникативных умений и навыков детей, желанию общаться со сверстниками, более полному познанию окружающего мира.

      По данной теме мною было проведено коррекционно – воспитательное занятие на тему: «Давайте жить дружно!».

Конспект занятия.

Тема:  «Давайте жить дружно!».

Цель: формировать представления детей о дружбе и дружеских отношениях между людьми; развивать коммуникативные умения и навыки.

Задачи:

Обучающие:

- формировать нравственные понятия: доброта, отзывчивость, дружба;

-формировать умение слушать и понимать других, общаться со сверстниками в коллективе.

Развивающие:

- развивать навыки общения, умение договариваться и приходить на помощь другим;

- актуализировать и расширять словарь детей по теме «Дружба», закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос.

Воспитательные:

-воспитывать нравственные основы личности ребенка, позитивное социальное поведение.

План:

  1. Оргмомент, приветствие гостей
  2. Психогимнастика
  3. Сюрпризный момент, встреча с героями сказки «Теремок»
  4. Сообщение темы занятия
  5. Беседа о дружбе, работа по сюжетным картинам
  6. Физкультминутка «Теремок»
  7. Дид. игра «Кто с кем дружит?»
  8. Игра малой подвижности «Паровоз»
  9. Коммуникативная игра «Ау!»
  10.  Обобщение, 2 встреча с героями сказки «Теремок»
  11. Итог.  

Ход занятия:

  1. Оргмомент, приветствие гостей.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем и начнем.

Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь

И поздоровайтесь.

  1. Психогимнастика     А сейчас давайте настроимся на занятие.

Все скорее встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-  Посмотрите, у меня есть маленькое сердце, мы будем его передавать по кругу и здороваться с тем, кто стоит рядом с вами, называя его по имени.  Послушайте: «Здравствуй, Коля!» и тд.

- Что мы сейчас сделали?    Поприветствовали друг друга.

- С каким настроением мы начинаем занятие?  С хорошим, добрым

      3. Сюрпризный момент, встреча с героями сказки «Теремок»

 - Кто это встречает нас на полянке?  Из какой сказки эти герои?

- Давайте спросим у них, что же здесь случилось? И что вы будете теперь делать?   Мы все вместе будем строить новый теремок.

- Молодцы, зверята, а нам пора начинать наше занятие.  (дети садятся)

- В начале давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Какие весенние признаки вы можете назвать?

Итак, мы назвали время года, его признаки.  Хорошо.

     4.Сообщение темы занятия.

- Тема нашего занятия «Давайте жить дружно!». Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, кого можно назвать своим другом и о некоторых правилах  дружбы. Будем играть в разные игры, отвечать на вопросы, слушать песни о дружбе.

   5.Беседа с детьми о дружбе. Чтение стихотворения «Ссоримся, миримся».  Работа по сюжетным картинам.

Павлик очень рассердился –

С ним поссорился Вадим.

Отвернулся, рассердился

И ушёл играть один.

Грустно мальчикам и скучно,

Оба хмурятся в углах:

«Мы ведь были неразлучны!»

А сейчас на сердце страх:

«Вдруг не сможем помириться?»

Как же так? Не может быть!

Надо просто извиниться:

«Не сердись! Давай дружить!»

- Из-за чего расстроился Павлик?  С ним поссорился Вадим и ушел играть один

- А как вы думаете, Вадим тоже расстроился из-за случившегося?  Да

- Что почувствовали мальчики?   Что им грустно и скучно.

- А еще? Страх, что они не смогут помириться

- Какой вывод делаем? Мальчикам грустно играть друг без друга, потому что они всегда были неразлучны, они друзья.

- А что нужно сделать, чтобы они помирились и начали снова общаться и дружить?    Надо просто извиниться.

- Давайте подумаем, что же такое дружба?   Я вам подскажу.

- Дружба – это близкие отношения людей, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, то есть длительные отношения между людьми, которые во всем поддерживают и помогают друг другу.

- Посмотрите на эту сюжетную картину. Кто на ней изображен?

-Что они делают? Дети помогают друг другу? Какое настроение у ребят?  Можно назвать их друзьями?

- Посмотрите теперь на эту картину. Кто на ней изображен? Что они делают? А какое у них настроение? Они друзья?  Почему?

- Давайте сделаем вывод. Кого можно назвать другом? Какие отношения называются дружескими?  Молодцы.

- А с чего начинается дружба?  С улыбки

- А еще?  С игры, с общения.

- Как вы думаете, для чего нужна дружба, друзья?   Дружба нужна для того, чтобы не быть одному, чтобы было с кем играть вместе, общаться, помогать друг другу.

- Значит  Дружба – это хорошо? А вы дружные ребята? Артем, с кем ты дружишь? А ты, Коля?  И тд.

- А что нужно делать, какие правила соблюдать, чтобы не потерять друга, дружбу? Давайте посмотрим, у меня есть цветок дружбы, на каждом его лепестке написано правило дружбы. Назовем их.

- Итак, мы сегодня поговорили о том, что такое дружба, какие правила надо соблюдать, чтобы у тебя были друзья.

Послушаем стихотворение.

 Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.  

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо.

  1. Физкультминутка «Теремок»

Среди леса на опушке

В теремке живут зверушки.          (руки на поясе, прыжки)

Зайка приберет все быстро,          (имитация движения «подметаем»)

Будет в теремочке чисто,

В огороде волк с лягушкой,          (имитация движений)

Топит печку мышь-норушка.

Мышь готовит суп с блинами,

А лиса – пирог с грибами.

Звери в этой сказке дружат,            (руки на поясе, прыжки)

Всем дружить, ребята, нужно!

  1. Дид. игра «Кто с кем дружит?»

- Ребята, мы сделали физкультминутку и узнали из неё, что в теремке все звери живут дружно.

- А какой сказочный персонаж говорил: «Ребята, давайте жить дружно!»   Кот Леопольд.

- Сейчас мы поиграем в игру «Кто с кем дружит?». Вам надо будет каждому сказочному персонажу подобрать пару, того с кем этот персонаж дружит.  Например, кот Леопольд говорил «Ребята, давайте жить дружно!» кому?  Мышам. Правильно. Продолжаем.

  1.  Игра малой подвижности «Паровоз». Цель: развитие навыков сотрудничества.

- Вы ребята дружные, друг другу помогаете. Сейчас мы это проверим. Вам надо будет встать друг за другом, как паровоз с вагонам, и не отцепляясь друг от друга пройти вокруг препятствий. Начали. (под музыку «Ничего на свете лучше нету».

  1. Коммуникативная игра «Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, развитие слухового восприятия.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать по голосу, кто его звал.

  1. Обобщение, 2 встреча с героями сказки «Теремок».
  2. Итог занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...

"Формирование положительной мотивации к учебно-воспитательному процессу через игровую деятельность на уроках истории"

Игры своего рода - это вспомогательный материал к уроку, и невозможно не заметить, что именно благодаря им можно не только мотивировать детей, но и удерживать их познавательный интерес долгое время. М...

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.

В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и  социально-бытовых  знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...

Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ

Это материал предназначен для воспитателей коррекционных школ.В этой статье я делюсь опытом работы с детьми по данной проблеме....

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем  школьном возрасте посредством игровой деятельности"...

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному п...

Статья на тему: "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру"

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру...