Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ через игровую деятельность
статья
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных умений
у детей с ограниченными возможностями здоровья
через игровую деятельность.
В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному показателю (виду заболевания), а одновременно по нескольким. То есть дети имеют сочетанные нарушения развития. Увеличивается количество детей с СНР или полным отсутствием речи («безречевые дети»). Такие дети практически не испытывают потребности в общении, или не знают и правильно не умеют объяснить, донести до собеседника свои желания, мысли, суждения. У них не сформированы слуховое внимание и восприятие.
Поскольку одним из главных направлений работы воспитателя с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является их социализация, обучение детей умению взаимодействовать в группе, общаться со сверстниками, осваивать положительный социальный опыт, соблюдать правила культуры общения, то на первое место в коррекционно – воспитательной работе выходит речевое развитие детей, формирование у них коммуникативных умений и навыков.
Главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, то есть умения детей пользоваться соответствующими языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Соблюдать правила вежливого общения, правильно подбирать тон речи, использовать как вербальные, так и невербальные средства коммуникации, что особенно важно для «безречевых детей».
Эта общая задача состоит из ряда частных задач:
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение, закрепление и активизация словаря детей,
- формирование грамматически правильной речи,
- формирование связной речи, навыков общения.
Речевые и коммуникативные навыки (навыки общения) у детей с ОВЗ необходимо специальным образом, в специально организованной обучающей среде формировать. Для создания предпосылок к развитию речи необходимо включать в коррекционно – воспитательные занятия такие виды деятельности как игра, конструирование и т.п. Коллективная деятельность детей при этом выступает движущей силой, основой для формирования самой потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослым, основой развития коммуникативных умений. В процессе проведения занятий необходимо создавать ситуации, прежде всего игровые, в которых у детей возникнет потребность, желание общаться друг с другом, договариваться, налаживать контакт. Продолжать подобную работу необходимо и вне занятий: на прогулке, в досуговой деятельности. Все это, в конечном итоге, будет способствовать развитию коммуникативных умений и навыков детей, желанию общаться со сверстниками, более полному познанию окружающего мира.
По данной теме мною было проведено коррекционно – воспитательное занятие на тему: «Давайте жить дружно!».
Конспект занятия.
Тема: «Давайте жить дружно!».
Цель: формировать представления детей о дружбе и дружеских отношениях между людьми; развивать коммуникативные умения и навыки.
Задачи:
Обучающие:
- формировать нравственные понятия: доброта, отзывчивость, дружба;
-формировать умение слушать и понимать других, общаться со сверстниками в коллективе.
Развивающие:
- развивать навыки общения, умение договариваться и приходить на помощь другим;
- актуализировать и расширять словарь детей по теме «Дружба», закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные основы личности ребенка, позитивное социальное поведение.
План:
- Оргмомент, приветствие гостей
- Психогимнастика
- Сюрпризный момент, встреча с героями сказки «Теремок»
- Сообщение темы занятия
- Беседа о дружбе, работа по сюжетным картинам
- Физкультминутка «Теремок»
- Дид. игра «Кто с кем дружит?»
- Игра малой подвижности «Паровоз»
- Коммуникативная игра «Ау!»
- Обобщение, 2 встреча с героями сказки «Теремок»
- Итог.
Ход занятия:
- Оргмомент, приветствие гостей.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем и начнем.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь
И поздоровайтесь.
- Психогимнастика А сейчас давайте настроимся на занятие.
Все скорее встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите, у меня есть маленькое сердце, мы будем его передавать по кругу и здороваться с тем, кто стоит рядом с вами, называя его по имени. Послушайте: «Здравствуй, Коля!» и тд.
- Что мы сейчас сделали? Поприветствовали друг друга.
- С каким настроением мы начинаем занятие? С хорошим, добрым
3. Сюрпризный момент, встреча с героями сказки «Теремок»
- Кто это встречает нас на полянке? Из какой сказки эти герои?
- Давайте спросим у них, что же здесь случилось? И что вы будете теперь делать? Мы все вместе будем строить новый теремок.
- Молодцы, зверята, а нам пора начинать наше занятие. (дети садятся)
- В начале давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяцы.
- Какие весенние признаки вы можете назвать?
Итак, мы назвали время года, его признаки. Хорошо.
4.Сообщение темы занятия.
- Тема нашего занятия «Давайте жить дружно!». Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, кого можно назвать своим другом и о некоторых правилах дружбы. Будем играть в разные игры, отвечать на вопросы, слушать песни о дружбе.
5.Беседа с детьми о дружбе. Чтение стихотворения «Ссоримся, миримся». Работа по сюжетным картинам.
Павлик очень рассердился –
С ним поссорился Вадим.
Отвернулся, рассердился
И ушёл играть один.
Грустно мальчикам и скучно,
Оба хмурятся в углах:
«Мы ведь были неразлучны!»
А сейчас на сердце страх:
«Вдруг не сможем помириться?»
Как же так? Не может быть!
Надо просто извиниться:
«Не сердись! Давай дружить!»
- Из-за чего расстроился Павлик? С ним поссорился Вадим и ушел играть один
- А как вы думаете, Вадим тоже расстроился из-за случившегося? Да
- Что почувствовали мальчики? Что им грустно и скучно.
- А еще? Страх, что они не смогут помириться
- Какой вывод делаем? Мальчикам грустно играть друг без друга, потому что они всегда были неразлучны, они друзья.
- А что нужно сделать, чтобы они помирились и начали снова общаться и дружить? Надо просто извиниться.
- Давайте подумаем, что же такое дружба? Я вам подскажу.
- Дружба – это близкие отношения людей, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, то есть длительные отношения между людьми, которые во всем поддерживают и помогают друг другу.
- Посмотрите на эту сюжетную картину. Кто на ней изображен?
-Что они делают? Дети помогают друг другу? Какое настроение у ребят? Можно назвать их друзьями?
- Посмотрите теперь на эту картину. Кто на ней изображен? Что они делают? А какое у них настроение? Они друзья? Почему?
- Давайте сделаем вывод. Кого можно назвать другом? Какие отношения называются дружескими? Молодцы.
- А с чего начинается дружба? С улыбки
- А еще? С игры, с общения.
- Как вы думаете, для чего нужна дружба, друзья? Дружба нужна для того, чтобы не быть одному, чтобы было с кем играть вместе, общаться, помогать друг другу.
- Значит Дружба – это хорошо? А вы дружные ребята? Артем, с кем ты дружишь? А ты, Коля? И тд.
- А что нужно делать, какие правила соблюдать, чтобы не потерять друга, дружбу? Давайте посмотрим, у меня есть цветок дружбы, на каждом его лепестке написано правило дружбы. Назовем их.
- Итак, мы сегодня поговорили о том, что такое дружба, какие правила надо соблюдать, чтобы у тебя были друзья.
Послушаем стихотворение.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо.
- Физкультминутка «Теремок»
Среди леса на опушке
В теремке живут зверушки. (руки на поясе, прыжки)
Зайка приберет все быстро, (имитация движения «подметаем»)
Будет в теремочке чисто,
В огороде волк с лягушкой, (имитация движений)
Топит печку мышь-норушка.
Мышь готовит суп с блинами,
А лиса – пирог с грибами.
Звери в этой сказке дружат, (руки на поясе, прыжки)
Всем дружить, ребята, нужно!
- Дид. игра «Кто с кем дружит?»
- Ребята, мы сделали физкультминутку и узнали из неё, что в теремке все звери живут дружно.
- А какой сказочный персонаж говорил: «Ребята, давайте жить дружно!» Кот Леопольд.
- Сейчас мы поиграем в игру «Кто с кем дружит?». Вам надо будет каждому сказочному персонажу подобрать пару, того с кем этот персонаж дружит. Например, кот Леопольд говорил «Ребята, давайте жить дружно!» кому? Мышам. Правильно. Продолжаем.
- Игра малой подвижности «Паровоз». Цель: развитие навыков сотрудничества.
- Вы ребята дружные, друг другу помогаете. Сейчас мы это проверим. Вам надо будет встать друг за другом, как паровоз с вагонам, и не отцепляясь друг от друга пройти вокруг препятствий. Начали. (под музыку «Ничего на свете лучше нету».
- Коммуникативная игра «Ау!»
Цель: развитие интереса к сверстникам, развитие слухового восприятия.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать по голосу, кто его звал.
- Обобщение, 2 встреча с героями сказки «Теремок».
- Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...
"Формирование положительной мотивации к учебно-воспитательному процессу через игровую деятельность на уроках истории"
Игры своего рода - это вспомогательный материал к уроку, и невозможно не заметить, что именно благодаря им можно не только мотивировать детей, но и удерживать их познавательный интерес долгое время. М...
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.
В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...
Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ
Это материал предназначен для воспитателей коррекционных школ.В этой статье я делюсь опытом работы с детьми по данной проблеме....
Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"
Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"...
Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность
В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному п...
Статья на тему: "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру"
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру...