Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ
статья на тему

Парамонова Валентина Николаевна

Это материал предназначен для воспитателей коррекционных школ.В этой статье я делюсь опытом работы с детьми по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете18.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Наверное, все педагоги школы хотели бы видеть наших воспитанников счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и наша задача-помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общаться-это то, чему можно научиться. Способность к общению включает в себя-1)-желание ступить в контакт с окружающими 2)- умение организовать общение, то есть уметь слушать собеседника, сопереживать ему, уметь решать конфликтные ситуации. Воспитанники нашей группы имеют проблемы в межличностном общении, так как  почти все имеют серьезные отклонения в психическом развитии .Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде  скуден, многие (например, Пронин К, КулясовД .,Андреев С. )не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки; интерес  к различным видам деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойкая, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям воспитателя и соблюдать школьный режим 

Есть проявления повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

Что стоит только Андреев Саша.  Он  полностью расторможен, повышенно возбудим. У него проявляется склонность к резким колебаниям настроения и из-за его агрессивного поведения, страдают все дети Он мешает им  нормально общаться, играть. В результате все  нервничают, становятся беспокойными и это накладывает отпечаток на коммуникабельность и психологический климат всей группы.Тем ни менее ,мы стараемся   развивать коммуникабельные способности и постоянно организовывать  нормальное общение между воспитанниками

На занятиях и в повседневной деятельности мы используем следующие методы работы:

- коммуникативные игры-упражнения;

- беседы и презентации на различные темы;

- игры со словом и сюжетно-ролевые игры;

- обыгрывание эмоционального состояния;

- спортивные, подвижные игры;

- совместные праздники, развлечения;

- ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций.

 Кстати разыгрывание ситуаций для детей очень интересны. Они с удовольствием их разбирают.Очень серьезно рассуждает Афонин В.,Ладыкин М, Козлов Д., .ПронинК . вообще все принимает всерьез.

Примеры ситуаций.

1.. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке .

Во время разбора ситуаций требую отвечать полным ответом.На речевые дефекты особое внимание не стоит обращать, главное поощрять за правильность ответа.

Для развития сферы общения большую роль отводится играм,особенно сюжетно- ролевым и  игровым упражнениям. В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей Организация сюжетно - ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно - ролевую игру, мы вовлекаем детей в прямое общение.Дети нашей группы часто играют в такие игры как «Семья», «Магазин», «Школа» Они сами любят распределять роли , стараются сыграть все точно, показать все моменты реальной жизни.Большое значение для развития коммуникативных навыков имеют презентации.Мы их проводим по воскресеньям совместно с группой девочек.В этом я тоже вижу плюс.В ходе беседы идет постоянное  общение между ними.

  И в дальнейшем мы  продолжим работу по формированию нормальных коммуникативных и межличностных отношений между  детьми, установление позитивного микроклимата в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит д...

Презентация к педсовету Формирование коммуникативных умений и навыков у детей и подростков

Нарушения в сфере общения и недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией»...

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем  школьном возрасте посредством игровой деятельности"...

Формирование коммуникативных умений детей мигрантов при обучении русскому языку

В статье рассмотрены основные отличия в работе с учащимися, изучающими русский язык как родной и как неродной. Определены наиболее эффективные формы, методы и приемы обучения русскому языку и формиров...

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному п...