Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ
статья на тему
Это материал предназначен для воспитателей коррекционных школ.В этой статье я делюсь опытом работы с детьми по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Наверное, все педагоги школы хотели бы видеть наших воспитанников счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и наша задача-помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общаться-это то, чему можно научиться. Способность к общению включает в себя-1)-желание ступить в контакт с окружающими 2)- умение организовать общение, то есть уметь слушать собеседника, сопереживать ему, уметь решать конфликтные ситуации. Воспитанники нашей группы имеют проблемы в межличностном общении, так как почти все имеют серьезные отклонения в психическом развитии .Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде скуден, многие (например, Пронин К, КулясовД .,Андреев С. )не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки; интерес к различным видам деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойкая, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям воспитателя и соблюдать школьный режим
Есть проявления повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.
Что стоит только Андреев Саша. Он полностью расторможен, повышенно возбудим. У него проявляется склонность к резким колебаниям настроения и из-за его агрессивного поведения, страдают все дети Он мешает им нормально общаться, играть. В результате все нервничают, становятся беспокойными и это накладывает отпечаток на коммуникабельность и психологический климат всей группы.Тем ни менее ,мы стараемся развивать коммуникабельные способности и постоянно организовывать нормальное общение между воспитанниками
На занятиях и в повседневной деятельности мы используем следующие методы работы:
- коммуникативные игры-упражнения;
- беседы и презентации на различные темы;
- игры со словом и сюжетно-ролевые игры;
- обыгрывание эмоционального состояния;
- спортивные, подвижные игры;
- совместные праздники, развлечения;
- ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций.
Кстати разыгрывание ситуаций для детей очень интересны. Они с удовольствием их разбирают.Очень серьезно рассуждает Афонин В.,Ладыкин М, Козлов Д., .ПронинК . вообще все принимает всерьез.
Примеры ситуаций.
1.. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке .
Во время разбора ситуаций требую отвечать полным ответом.На речевые дефекты особое внимание не стоит обращать, главное поощрять за правильность ответа.
Для развития сферы общения большую роль отводится играм,особенно сюжетно- ролевым и игровым упражнениям. В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей Организация сюжетно - ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно - ролевую игру, мы вовлекаем детей в прямое общение.Дети нашей группы часто играют в такие игры как «Семья», «Магазин», «Школа» Они сами любят распределять роли , стараются сыграть все точно, показать все моменты реальной жизни.Большое значение для развития коммуникативных навыков имеют презентации.Мы их проводим по воскресеньям совместно с группой девочек.В этом я тоже вижу плюс.В ходе беседы идет постоянное общение между ними.
И в дальнейшем мы продолжим работу по формированию нормальных коммуникативных и межличностных отношений между детьми, установление позитивного микроклимата в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит д...
Презентация к педсовету Формирование коммуникативных умений и навыков у детей и подростков
Нарушения в сфере общения и недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией»...
Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"
Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"...
Формирование коммуникативных умений детей мигрантов при обучении русскому языку
В статье рассмотрены основные отличия в работе с учащимися, изучающими русский язык как родной и как неродной. Определены наиболее эффективные формы, методы и приемы обучения русскому языку и формиров...
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ
Материал по самообразованию...
Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность
В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному п...