«Особенности нравственного воспитания детей с ОВЗ»
статья
Статья направленная на освещение проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности нравственного воспитания детей с ОВЗ»
Воспитатель ГБОУ школа 755 «Региональный Центр аутизма»:
Иванова К.В.
Нравственное воспитание школьников.
Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.
Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.
Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до поступления ребенка в школу с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей. Формирование навыков и привычек поведения, действенность педагога во многом зависит от того, насколько школа заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения. Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений. Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка.
В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих школьников. Формирование устойчивых убеждений - важнейшая задача современной школы.
Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом деятельности школы по нравственному воспитанию должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности. Важно, чтобы школьник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения.
Мотив - это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируется то или иное нравственное качество учащегося как активиста, общественного деятеля. Формирование внутреннего идеала С формирование идеала тесно связано возникновение таких особых нравственных чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля.
Таким образом, суть данного этапа нравственного развития заключается в том, что нравственный образец, который раньше был дан ребенку извне, теперь представленный в форме идеала, становиться внутренним.
Огромное влияние на поведение учеников оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе.
К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. То есть приобщение подрастающего поколения к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может.
Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самопознания истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.
Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей. В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.
Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ
Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
2) дети, обучающиеся в специальном коррекционном ОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление.
Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;
3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;
4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.
Использование методов и приемов в нравственном воспитании детей с ОВЗ.
Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
Методы стимулирования поведения и деятельности.
- проведение мероприятий совместно с родителями, причём родители являются не сторонними зрителями, а активными участниками действа;
- включение в деятельность классного руководителя такой формы как «час общения»;
- привлечение к деятельности в данном направлении специалистов школы, города и района: сотрудников полиции, священнослужителей, педагога-психолога, социального педагога, медицинских сотрудников и другие;
- участие детей в общественной жизни школы (например, совместные «линейки» по подведению итогов четверти или школьных (районных) мероприятий; недели наук; конкурсов рисунков);
- проведение родительских собраний вместе с детьми;
- просмотр видеофильмов;
- экскурсии.
На уровне образовательного учреждения целесообразно проводить ряд мероприятий, направленных на социальную адаптацию личности для комфортного пребывания ребёнка в любой социальной среде как во время обучения в школе, так и по окончании её.
Важно, чтобы личность ребёнка была сформирована под воздействием не только педагогической теории, но и практической направленности. С этой целью логично проводить не только классические мероприятия, такие как: беседы, диспуты, встречи и так далее, но и экскурсии на предприятия города, участие в фестивалях профессионального мастерства, азы которого ученики получают на уроках и во внеурочное время.
В связи с тем, что учащиеся посещают группу продлённого дня, организация объединений дополнительного образования является общепринятой. Обучение детей обработке древесины, металла, текстильных и поделочных материалов на занятиях по труду и технологии дает также положительный результат. Получив серьёзный профессиональный навык, ребята больше начинают ценить не только результаты своего труда, но и профессиональную деятельность окружающих людей. Нравственное воспитание ребёнок получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий, что ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ.
Роль семьи и родителей при воспитании нравственных качеств у детей с ОВЗ
На нравственное формирование личности ребенка непосредственное влияние оказывает окружающая среда. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения — есть фундамент нравственных идеалов детей, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. В то же время семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку опыта эмоциональных и партнерских отношений между людьми, в идеале — опыта нравственной воспитанности.
Семья — это концентрация любви, гармонии, прочная опора человека, его надежда и защита. Это самое дорогое и важное, что у него есть. Она раскрывает человеку смысл жизни, порождает в душе лучшие, высокие чувства — любовь, долг, стыд, ответственность. В то же время семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки взаимоотношения с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, весь уклад жизни, семейная атмосфера вырабатывает у детей привычки поведения, предоставляет критерии оценки достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. А это возможно только через другого человека, партнера по общению, прежде всего, через родителей. Известно, что не каждая семья может считаться идеальной с позиций нравственных норм, следуя которым живёт общность людей. Но несмотря на все трудности, только семья является хранителем нравственности, физического и психического здоровья людей. Чем больше у каждой семьи будет возможностей выбора стиля жизни, гармонии в отношениях супругов, родителей и детей, равенства ее членов, тем стабильнее будет общество в целом, и счастливее каждый человек в отдельности. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, часто осуществляют нравственное воспитание интуитивно. Все это, как правило, не приносит желаемых результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная психолого-педагогическая помощь. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему нравственного развития личности школьника. Нравственное воспитание неотделимо от личности отца и матери, оно содержит в себе умение родителей вести детей за собой. Родители воздействуют на детей, формирование их характера и поведения на основе своего примера и авторитета, за которыми стоит, прежде всего, их собственный образ жизни. На их авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы и не завоевывается страхом или увещеваниями, он основывается на любви и привязанности к своему ребенку.
В нравственном воспитании школьников с ОВЗ выделяют две основные группы задач: формирование его механизмов — представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и соблюдения норм, практики поведения. Формирование любого компонента предполагает его влияние на другие.
Вторая группа задач нравственного развития отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребованными в данный момент времени качествами. Эта группа носит подвижный характер. На ее содержание влияет исторический этап, особенности возраста объекта воспитания, конкретные условия жизни. Таким образом вырисовывается механизм формирования нравственных качеств. По Т. А. Куликовой он выглядит следующим образом: Знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственные качества. Как известно, знания и чувства порождают у детей потребность в их практическом применении. Из этого складывается поведение и поступки. Саморегуляция поведения может быть, как преднамеренной, то есть произвольной, так и непроизвольной. В первом случае ребенок сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. Во втором — поступает нравственно потому, что иначе он просто поступить не может. Моральные мотивы поведения у него более сильны, чем все остальные побуждения.
Формирование нравственных качеств осуществляется с помощью определенных средств: художественных; воздействия природы; игры и игровой, трудовой и учебной деятельности; атмосферы, царящей в окружающей среде. Первая группа средств — художественная литература, музыка, изобразительное искусство и т. п. способствует эмоциональной окраске познаваемых морально-нравственных явлений. Воздействие природы на чувства, желание человека заботиться о более слабых, тех, кто нуждается в поддержке, пропитанных доброжелательностью и гуманностью или жестокостью и безнравственностью, любовью или ненавистью, очевидно. Третья группа средств сказывается на воспитании нравственного поведения, проявления себя в разных поступках. Четвертая группа — окружающая ребенка среда активизирует весь механизм нравственного воспитания, влияет на формирование тех или других нравственных качеств. На основании сказанного можно утверждать, что нравственное воспитание ребенка является процессом целостным, многосторонним, исключительно сложным, теснейшим образом, связанным с совершенствованием педагогического мастерства родителей.
Поэтому необходимо оказывать методическую помощь родителям в решении данной проблемы. Для целенаправленного процесса нравственного воспитания детей родители должны, во-первых, иметь ясное представление о нравственной воспитанности. Во-вторых, уметь общаться со своим ребенком по вопросам проявления нравственных качеств и достойного поведения. В-третьих, практически овладеть инструментами воздействия на своего ребенка.
Работа с родителями должна строиться на принципах сотрудничества: ‒ активное включение родителей в педагогическую деятельность; ‒ осознание цели деятельности каждым участником процесса; ‒ четкое распределение и кооперация труда между его участниками; ‒ личный контакт между участниками процесса с обменом информации, взаимной помощью и самоконтролем. Заметим, в педагогике на протяжении многих лет ее существования сложились формы сотрудничества с родителями обучающихся детей. К ним относятся: родительские собрания; день Открытых дверей; индивидуальные беседы. Нетрадиционные формы работы с родителями, конкретно в процессе нравственного воспитания младших школьников: «Фамильная шкатулка» «Видеосалон» об опыте работы с детьми с ОВЗ. «Школа работы с детьми с ОВЗ» Журнал для родителей «Мы и наши дети» «Уголок художественной культуры» «Инновационный проект «Папа, мама, я — дружная семья» «Групповой тренинг», в котором участвуют оба родителя, поскольку решаются проблемные вопросы. «Родительский ринг» — одна из дискуссионных форм работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре для мам. «Нерожденные дети хотят жить»
Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние на нашу личность, формирует наш жизненный опыт, позиции, складывает характер. Нередко нам кажется, что необходимо сейчас пе...
Особенности нравственного воспитания в суворовском училище
В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обще...
Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...
Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"
Рецензия Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...
Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...
Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...