Упражнения для развития сознательного чтения
материал
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств рекомендую в своей использовать такие упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более эмоциональным и интересным.
Все упражнения разделены на четыре группы:
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Первая группа – логические упражнения.
Вторая группа - игры по составлению слов со словами.
II. Упражнения для формирования правильности чтения
III. Упражнения для развития беглости чтения
IY. Упражнения для развития выразительности чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_soznatelnogo.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более эмоциональным и интересным.
Все упражнения разделены на четыре группы:
1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Первая группа – логические упражнения.
1.Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2.Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
Липа, береза, ель, сосна;
Зеленый, красный, синий, желтый;
Лошадь, корова, свинья, овца;
Шарф, варежки, пальто, кофта.
3.Какое слово лишнее и почему?
Красивый, красный, синий, зеленый;
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
Лук, морковь, огурец, яблоко;
Гриб, ландыш, ромашка, василек.
4.Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв;
Они одного рода;
Они состоят из двух слогов.
5.Путем перестановки букв составь слово.
У к л б о; с н о а с; у п к с.
6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
Кора, лото, боксер;
Молоко, нерест, тарелка.
7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама;
Пуговица, молоток, лава;
Укор, бузина, тина;
Поворот, пороша, канава.
8.Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружьё;
Соломка, пора, мель;
Лиса, бельмо, полёт;
Смола, слеза, берет.
9.Найди четвертое слово.
Песня – композитор; самолет - ?
- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;
Школа – обучение; больница - ?
- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;
Нож – сталь; стул -?
- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;
Лес – деревья; библиотека - ?
- город, здание, библиотекарь, театр, книги;
10.Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.
11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12.Какие буквы, слог, слово лишние.
а у р о ы
ма ра ла ны та
река, речка, ручей, ручка, ручеек
Вторая группа - игры по составлению слов со словами.
1.Найди слово в слове.
Гроза шутка ярмарка
2.Подбери пару.
Песня практичный
Площадь примерный
Подруга прилежный
Почтальон праздничный
Подарок полосатыйе
Полотенце полотняный
Портфель прекрасный
Парикмахер приятный
3.Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы:
З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы
, о ы б б р.
4.Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее найдете без труда. (Картина)
С буквой к живу в лесу. С буквой ч овец пасу. (Кабан – чабан)
5.Ребусы: ка ком
ва та
.Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)
Третья группа – работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами.
1.Составь текст.
2.Составь предложения.
В школе
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3.Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут корм…
Четвертая группа – работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран верно.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8. Составление плана текста.
II. Упражнения для формирования правильности чтения
Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Надо их открыть, досчитать до трех, закрыть. Перечислить предметы. Найти, что изменилось.
2. Опиши предмет (показать и убрать).
3. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить).
4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию).
Бочка-точка, бабушка - бабочка, кошка-ложка.
5. Выбери слова на данный звук.
6. Встаньте те, у кого в имени, фамилии есть данный звук.
7. Выбери слова, в которых один слог, два слога и т. д.
Ударение падает на 1слог, на 2 слог, на 3слог.
Вторая группа – упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел-мель-мыл-мыль-мал-мял-мышка-мошка-мишка-миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст-стук, сосна-насос, мех-смех, мышка-камыш, марка-рамка, арш-шрам, масло-смола, мошкара-ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые окончания, приставки.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев;
Красное, белое, голубое, черное, желтое;
Кукла, мама, папа, ложка.
4. Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
5. «Сквозная буква», «Лесенка»
_____ - З - Ч____
_____ - З - Ч______
_____ - З - Ч_________
_____ - З - Ч___________
III. Упражнения для развития беглости чтения
Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.
1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке ставим зеленую точку и концентрируем на ней взгляд. В это время называем предметы справа, слева, снизу, сверху.)
2. Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали. Развитие поля зрения по вертикали.
7
3
15
10
1
2
15
3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
● ● ●
СОК СВЕТА ИВА
НОСКИ МЕСТО КРЕСЛО
САМ КАТОК КЛЕТКА
КУКЛА КУКЛА
МАГАЗИН РАК
4. Чтение столбиков с трафаретами. (Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках.
1класс -3-5слов, 2класс – 10-12 слов, 3класс – 15-18 слов, 4класс – 20-25 слов)
Чек красный защелка универмаг
Зуб бегать лаборант продовольствие
Дом игра молоко учебники
5. Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
Беседа, разговор, собеседование болтовня, диалог.
6. Назови по порядку.
Беда буря плач ветер
Несчастье вьюга рев вихрь
Горе поземка слезы ураган
Печаль метель рыдания шторм
7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом. Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.
№1 №2 №3
Г Я П Л М
А А О А
С Р Щ З Б
Ж К
8. Работа по таблице.
1. агроном железо медведь Ж осина календарь металл | билет пенал растение комната инженер деревня | дорога ребята лисица заяц капуста одежда | месяц самолет орех дежурный аллея Москва | огурец язык метро топор ветер сирень |
2. интересный морковь К желтый праздник овощи русский | молоко север пальто посуда сапог комбайн | осина телефон мороз коньки путешествие сверкать | магазин ужин трактор лагерь корабль шоссе | сеялка солома шофер завод сорока погода |
3. хлебороб директор С аккуратно командир трамвай | космонавт черный желать квартира горизонт пассажир | председатель лестница земляника картофель столица солдат | Россия костер ворона город тетрадь хорошо | корова народ билет берег улица ягода |
4. правительство воробей З свобода библиотека революция коллектив | ракета девочка фамилия вагон медленно богатство | спасибо песок учитель карандаш Родина пшеница | урожай ученик товарищ малина субботник газета | класс герой портрет машина вокзал платок |
Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка, синяя, точка, второе снизу; Овал, желтая, пятое, сверху и т. д.)
Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.
1.Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения.
2.Скороговорки.
3.»Бегущая лента». Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть их прочитать.
5.Различные виды чтения:
чтение всего текста шепотом, затем громко, затем про себя, хоровое чтение, чтение в парах, чтение одновременно с ведущим, чтение с убыстрением темпа, жужжащее чтение, скачкообразное чтение «Кенгуру» и т. д.
IY. Упражнения для развития выразительности чтения
- чтение слова с разными оттенками интонации
- чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации
- упражнения для дыхания
- упражнения для развития голоса
- упражнения для дикции
- прочитать, передавая радость, печаль, возмущение, гордость в зависимости от текста
- чтение по ролям, в лицах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития техники чтения
Упражнения для развития техники чтения...
Упражнения для развития сознательного чтения.
Упражнения для формирования правильности, беглости, выразительности чтения...
Приемы и упражнения для развития смыслового чтения
Выступление на МО учителей начальной школы "Приемы и упражнения для развития смыслового чтения"...
Презентация на тему "Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в...
доклад на школьный ППК на тему:Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтенияНавык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в свое...
Комплекс упражнений на развитие навыков чтения
Комплекс упражнений на развитие навыков чтения...
Мастер-класс для учащихся начальной школы "Упражнения на развитие техники чтения" с презентацией
Мастер-класс для учащихся начальной школы "Упражнения на развитие техники чтения" с презентацией. Проводился в рамках недели книги с целью привлечения внимания детей к чтению, познакомить их...