Изменения в деятельности учителя при переходе на ФГОС
консультация
Выступление на методическом объединении учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktor_uroka_po_fgos.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей
Изменения в деятельности учителя при переходе на ФГОС
Подготовила: учитель-дефектолог
Валиева Р.Р.
Принятие Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью здоровья требует от педагогов по - новому выстраивать школьное образовательное пространство. Следует отметить, что основным методом обучения, используемым в учебном процессе, по-прежнему остается объяснительно-иллюстративный, но с ИКТ-поддержкой, при этом:
- деятельность школьника предполагает активные действия;
- самостоятельная деятельность обучающихся должна занимать более половины времени урока;
- обучающиеся умеют применять знания на практике;
- используется преимущественно групповая или индивидуальная формы обучения;
- результаты обучения личностные и предметные.
- осуществляется динамика результатов обучения детей относительно самих себя.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью предлагает характеристику основных видов деятельности обучающегося (на уровне базовых учебных действий), в связи с чем изменяется и деятельность учителя и школьников на уроке.
Отличия деятельности учителя традиционного урока от урока по ФГОС
Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС | |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения | |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. | |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) | |
Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. | |
Осуществляет оценивание обучающиеся за работу на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) | |
Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия | |
Объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Реализация ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью определяет критерии результативности урока, вне зависимости типологии уроков:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к школьнику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Примерная схема конструкта урока
Вариант1.
Предмет:
Класс:
№ урока:
Тема | |
Цель | |
Задачи | |
Тип урока | |
Оборудование |
Структура (основные этапы в зависимости от типа урока) | Деятельность учителя (используемые приемы и методы) | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Базовые учебные действия | Предметные результаты | |||
|
|
| Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные |
|
Вариант 2.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые БУД | Предметные результаты | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные | ||||
|
|
|
|
|
Примерная структура каждого типа урока
1. Изучения нового материала:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Совершенствование и коррекция знаний, умений, навыков. (урок закрепления, практический ).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3.Актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Обобщения и систематизации знаний, умений, навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Контроля и коррекция знаний, умений, навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Коррекции знаний, умений и навыков.(Работы над ошибками)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7 Комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2.Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности. | Формулировка цели урока. | Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Подводящий диалог Группировка Исключение Домысливание. Линия времени | |||||||
3.Актуализация знаний БУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости. | Приемы повторения системы опорных занятий, ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала; приемы фиксации на доске понятий, правил, алгоритмов. | Интеллектуальная разминка | Отсроченная отгадка | Театрализация | Игра в случайность | Обсуждение выполнения домашнего задания | Лови ошибку | Идеальный опрос | |
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям; приемы первичного закрепления. | Удивляй! | Пресс-конференция | Своя опора | Привлекательная цель | Лови ошибку | Отсроченная отгадка | Вопросы к тексту | |
5.Примене-ние теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. | Воспроизведение учащимися способов выполнения упражнений по образцу; применение грамматических правил при написании слов и предложений | Своя опора | Да - нетка | Лови ошибку | Работа в группах | Игра- тренинг | Деловая игра «Я – учитель» | Щадящий опрос | |
6.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. | Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач | Мини- проекты | Решение орфографических задач | Мини- исследование | Работа с компьютером | «В своем темпе» | Озвучивание «немого кино» | «Реставратор» | |
7.Динамическая пауза | Основные приемы динамической паузы. | Гимнастика для глаз | Упражнения для профилактики сколиоз | Упражнения для профилактики плоскостопия | Упражнения на развитие моторики кистей рук | ||||
8.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и БУД. | Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнения упражнений | Тест | Своя опора | Кластер (гроздь) | Группировка грамматического материала | Повторяем с контролем | Повторяем с расширением | Пересечение тем | |
9. Контроль за процесссом и результатом учебной деятельности школьников | Проявляется в устных высказываниях детей, в результате письменных работ. | Опрос по цепочке | Программируемый опрос | Тихий опрос | Идеальный опрос | Блиц -контрольная | Релейная контрольная работа | Выборочный контроль | |
10.Рефлексия деятельности | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность. | Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос. | Рисуем настроение | «Елочка» | «Дерево творчества» | «Огонек общения» | Интеллектуальная рефлексия | Лесенка «Моё состояние» |
Конструктор урока
Обобщенные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс. | Основные этапы (звенья) урока, воспроизводящего целостный учебный процесс. | Наблюдаемые приемы обучения и учения. | Конструктор урока. | |||||||
Активный поиск приемов обучения (содержание деятельности в мастер-классе). | ||||||||||
Самоопределение к деятельности и актуализация знаний. | 1.Организа-ционный момент | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, ОБЖ. | Фантастическая добавка | Рифмованное начало урока. Эмоциональное вхождение в урок. | Начало урока с элементами театрализации. | Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока | Начало урока с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока | Начало урока с эпиграфа к уроку. | Начало урока с постановки учебной задачи посредством проблемного вопроса. Создания проблемной ситуации. | |
2.Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности. | Формулировка цели урока. | Тема-вопрос | Работа над понятием | Ситуация яркого пятна | Подводящий диалог | Группировка | Исключение | Домысливание. Линия времени | ||
3.Актуали-зация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости. | Приемы повторения системы опорных занятий, ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала; приемы фиксации на доске понятий, правил, алгоритмов. | Интеллектуальная разминка | Отсроченная отгадка | Театрализация | Игра в случайность | Обсуждение выполнения домашнего задания | Лови ошибку | Идеальный опрос | ||
«Открытие» нового знания. | 4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям; приемы первичного закрепления. | Удивляй! | Пресс-конференция | Своя опора | Привлекательная цель | Лови ошибку | Отсроченная отгадка | Вопросы к тексту | |
Применение новых знаний по изученному алгоритму. Творческое применение полученных знаний с переносом на другой языковой материал. | 5.Примене-ние теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. | Воспроизведение учащимися способов выполнения упражнений по образцу; применение грамматических правил при написании слов и предложений | Своя опора | Да - нетка | Лови ошибку | Работа в группах | Игра- тренинг | Деловая игра «Я – учитель» | Щадящий опрос | |
6.Самостоя-тельное творческое использование сформированных умений и навыков. | Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач | Мини- проекты | Решение орфографических задач | Мини- исследование | Работа с компьютером | «В своем темпе» | Озвучивание «немого кино» | «Реставратор» | ||
7.Динами-ческая пауза | Основные приемы динамической паузы. | Гимнастика для глаз | Упражнения для профилактики сколиоза | Упражнения для профилактики плоскостопия | Упражнения на развитие моторики кистей рук | |||||
Углубление сформированных компетенций. | 8.Обобще-ние усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. | Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнения упражнений. | Тест | Своя опора | Кластер (гроздь) | Группировка грамматического материала | Повторяем с контролем | Повторяем с расширением | Пересечение тем | |
Рефлексия: эмоциональная и оценочная. | 9. Контроль за процесс-сом и результатом учебной деятельности школьников | Проявляется в устных высказываниях детей, в результате письменных работ. | Опрос по цепочке | Программируемый опрос | Тихий опрос | Идеальный опрос | Блиц -контрольная | Релейная контрольная работа | Выборочный контроль | |
10.Рефлек-сия деятельности | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность. | Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос. | Рисуем настроение | «Елочка» | «Дерево творчества» | «Огонек общения» | Интеллектуальная рефлексия | Лесенка «Моё состояние» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС втьорого поколенияПереход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей пе...
Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)
Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС
Рекомендации по переходу на ФГОС второго поколения в основной школе...
Изменения в деятельности учителя при переходе на ФГОС ООО
Изменения в деятельности учителя при переходе на ФГОС ООО...
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...
«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...
«Основные изменения в деятельности учителя, работающего по ФГОС».
Переход на новые ФГОС второго поколения требуют значительных изменений во всей системе образования....