"Правополушарное рисование как способ развития творческого мышления у детей с ОВЗ"
статья
Правополушарное рисование– это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Правополушарное рисование как способ развития творческого мышления для детей с ОВЗ.
Григорьева Юлия Алексеевна
учитель-олигофренопедагог, учитель ручного труда
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга, Россия
Методика правополушарного рисования была основана на довольно интересных наблюдениях невролога Р.Сперри, которые сформировались в теорию. За эту теорию американец Р.Сперри в 1981 году стал лауреатом Нобелевской премии. Сперри доказал, что наши полушарии находятся в автономной работе и каждое из них отвечает только за свой определенный вид деятельности. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.
Левое полушарие -это формальное восприятие, логика, символы и разум. Оно является ведущим, руководит нами. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть «левополушарными». Среди такой категории людей много инженеров, философов, математиков, лингвистов. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Это- наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитию правого полушария мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно. Правополушарное рисование содержит приемы снятия страхов и стереотипов. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.
На определенном этапе жизни (до трех лет) правое полушарие-ведущее. А развитие речи идет с помощью левого полушария. Если ничего не предпринимать для развития правого полушария, усиливается асимметрия. А ребенок должен развиваться гармонично. Поэтому надо стремиться к развитию обоих полушарий.
Маленький ребенок берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он делает или нет, главное-удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Правополушарное рисование позволяет преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству. У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учебе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинаю видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
Методика правополушарного рисования уникальна тем, что подходит практически для всех людей, вне зависимости от пола и возраста (от трех лет). Абсолютно все дети обожают рисовать красками, лепить, петь, участвовать в театральных постановках. И для того, чтобы мозг эффективно работал, обязательна работа обоих полушарий мозга.
Еще один замечательный плюс правополушарного рисования в воспитании детей- это отличный способ отвлечения ребенка от телевизора и компьютера. Ведь большинство современных детей все свое свободное от учебы время проводят именно около современной техники. А творчество способно стать очень сильной мотивацией в любом возрасте.
Как приступать к рисованию. Надо помнить, что занятия проходят в игровой форме, без занудных теорий и долгих объяснений. Самое простое и основное – как держать кисть в руках, как ее прикладывать и размазывать краску для фона. Как наносить краску так называемым методом «тыка». Оказывается это достаточно просто! Ученикам можно рисовать пальцами, трогать кисти, чувствуя их толщину и размах. Взять лист бумаги и попробовать изобразить буквально за 15 минут яркую абстрактную картину. Смело и быстро наносить краску на основу: бумагу, картон, холст. На то, что есть. Если ребенок выходит за границы листа и пачкает ручки, не страшно, не нужно его ругать. Это нужно, чтобы человек перестал бояться, научился смешивать краски и создавать оттенки, понял в чем красота живописи. В итоге 15 минут и картина готова, а сами участники сначала не могут поверить в то, что это сделано их руками, на что, оказывается, они способны.
В процессе рисования происходит временное подавление левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое виденье предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества. Можно использовать музыку, которая также помогает погрузиться в состояние творящего, создающего человека.
Сначала следует брать несложные в исполнении темы. Показывать детям интересные краски и формы в природе, рассматривать картины мастеров. Упражнения в основном выполняются гуашью. Особый упор делается на пейзажи.
В последнее время правополушарная методика считается панацеей для всего- и в рисовании, и в изучении языков, и в танцах, и даже в бизнесе. Эта методика- разновидность нейрокоррекции. Эту методику используют в комплексе для решения таких проблем: дислексия, дисграфия, акалькулия, аномия, расторможеннось, нескоординированность движений.
Итак, термин «правополушарное» означает образное, объемное, рассматриваемое в перспективе. Это способность видеть картину «целиком», что очень помогает не только в живописи, но и в повседневной жизни. Это позволение себе действовать и решать проблемы по иному, вне принятых рамок и шаблонов. Это способность воспринимать не только «головой», но и чувствами, всем телом. Самое страшное - заставить образное мышление стать логическим, начиная с детского сада и родительских упреков.
Методика правополушарного рисования дает возможность работать с любыми людьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Методика способствует оптимизации психического состояния ребенка за счет гармонизации работы двух полушарий мозга и создает условия для развития творческого мышления. Суть методики очень роста и эффективна. При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность мозга увеличивается в 5 раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и окрыленности, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности. Это в разы улучшает качество жизни ребенка. Перепады настроения, излишняя агрессивность, неустойчивость эмоционального состояния – все это уходит под влиянием правополушарного рисования. Зато появляется уверенность в своих силах, возможность самоутвердиться. Данный метод призван развить интуицию, уравновесить эмоциональное состояние, сделать свою жизнь более яркой и красочной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-100793-1497430111.jpg)
Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах
Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-100793-1497430111.jpg)
Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5-9 классах
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/20/picture-80842-1376947390.jpg)
Нестандартные уроки как способ развития творческого мышления учащихся при обучении английскому языку
В данном материале рассматриваются нестандартные уроки английского языка, которые могут помочь педагогам развить творческое мышление обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-484026-1411205914.jpg)
Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."
Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления" поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-731012-1589881658.jpg)
Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах.
В работе "Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах" описывается значимость проблемного обучения в контексте ФГОС. Показаны этапы и функц...
Лингвистическое рисование как способ развития творческого мышления на уроках русского языка
В статье представлен опыт визуализации языковедческих знаний обучающихся через лингвистические рисунки. Цель подобных занятий - самореализация ребенка в творческой познавательной деятельности....
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей
В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей....