"Правополушарное рисование как способ развития творческого мышления у детей с ОВЗ"
статья
Правополушарное рисование– это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopolusharnoe_risovanie.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Правополушарное рисование как способ развития творческого мышления для детей с ОВЗ.
Григорьева Юлия Алексеевна
учитель-олигофренопедагог, учитель ручного труда
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга, Россия
Методика правополушарного рисования была основана на довольно интересных наблюдениях невролога Р.Сперри, которые сформировались в теорию. За эту теорию американец Р.Сперри в 1981 году стал лауреатом Нобелевской премии. Сперри доказал, что наши полушарии находятся в автономной работе и каждое из них отвечает только за свой определенный вид деятельности. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.
Левое полушарие -это формальное восприятие, логика, символы и разум. Оно является ведущим, руководит нами. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть «левополушарными». Среди такой категории людей много инженеров, философов, математиков, лингвистов. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Это- наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитию правого полушария мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно. Правополушарное рисование содержит приемы снятия страхов и стереотипов. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.
На определенном этапе жизни (до трех лет) правое полушарие-ведущее. А развитие речи идет с помощью левого полушария. Если ничего не предпринимать для развития правого полушария, усиливается асимметрия. А ребенок должен развиваться гармонично. Поэтому надо стремиться к развитию обоих полушарий.
Маленький ребенок берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он делает или нет, главное-удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Правополушарное рисование позволяет преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству. У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учебе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинаю видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
Методика правополушарного рисования уникальна тем, что подходит практически для всех людей, вне зависимости от пола и возраста (от трех лет). Абсолютно все дети обожают рисовать красками, лепить, петь, участвовать в театральных постановках. И для того, чтобы мозг эффективно работал, обязательна работа обоих полушарий мозга.
Еще один замечательный плюс правополушарного рисования в воспитании детей- это отличный способ отвлечения ребенка от телевизора и компьютера. Ведь большинство современных детей все свое свободное от учебы время проводят именно около современной техники. А творчество способно стать очень сильной мотивацией в любом возрасте.
Как приступать к рисованию. Надо помнить, что занятия проходят в игровой форме, без занудных теорий и долгих объяснений. Самое простое и основное – как держать кисть в руках, как ее прикладывать и размазывать краску для фона. Как наносить краску так называемым методом «тыка». Оказывается это достаточно просто! Ученикам можно рисовать пальцами, трогать кисти, чувствуя их толщину и размах. Взять лист бумаги и попробовать изобразить буквально за 15 минут яркую абстрактную картину. Смело и быстро наносить краску на основу: бумагу, картон, холст. На то, что есть. Если ребенок выходит за границы листа и пачкает ручки, не страшно, не нужно его ругать. Это нужно, чтобы человек перестал бояться, научился смешивать краски и создавать оттенки, понял в чем красота живописи. В итоге 15 минут и картина готова, а сами участники сначала не могут поверить в то, что это сделано их руками, на что, оказывается, они способны.
В процессе рисования происходит временное подавление левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое виденье предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества. Можно использовать музыку, которая также помогает погрузиться в состояние творящего, создающего человека.
Сначала следует брать несложные в исполнении темы. Показывать детям интересные краски и формы в природе, рассматривать картины мастеров. Упражнения в основном выполняются гуашью. Особый упор делается на пейзажи.
В последнее время правополушарная методика считается панацеей для всего- и в рисовании, и в изучении языков, и в танцах, и даже в бизнесе. Эта методика- разновидность нейрокоррекции. Эту методику используют в комплексе для решения таких проблем: дислексия, дисграфия, акалькулия, аномия, расторможеннось, нескоординированность движений.
Итак, термин «правополушарное» означает образное, объемное, рассматриваемое в перспективе. Это способность видеть картину «целиком», что очень помогает не только в живописи, но и в повседневной жизни. Это позволение себе действовать и решать проблемы по иному, вне принятых рамок и шаблонов. Это способность воспринимать не только «головой», но и чувствами, всем телом. Самое страшное - заставить образное мышление стать логическим, начиная с детского сада и родительских упреков.
Методика правополушарного рисования дает возможность работать с любыми людьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Методика способствует оптимизации психического состояния ребенка за счет гармонизации работы двух полушарий мозга и создает условия для развития творческого мышления. Суть методики очень роста и эффективна. При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность мозга увеличивается в 5 раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и окрыленности, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности. Это в разы улучшает качество жизни ребенка. Перепады настроения, излишняя агрессивность, неустойчивость эмоционального состояния – все это уходит под влиянием правополушарного рисования. Зато появляется уверенность в своих силах, возможность самоутвердиться. Данный метод призван развить интуицию, уравновесить эмоциональное состояние, сделать свою жизнь более яркой и красочной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах
Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих в...
Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5-9 классах
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любо...
Нестандартные уроки как способ развития творческого мышления учащихся при обучении английскому языку
В данном материале рассматриваются нестандартные уроки английского языка, которые могут помочь педагогам развить творческое мышление обучающихся....
Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."
Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления" поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...
Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах.
В работе "Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах" описывается значимость проблемного обучения в контексте ФГОС. Показаны этапы и функц...
Лингвистическое рисование как способ развития творческого мышления на уроках русского языка
В статье представлен опыт визуализации языковедческих знаний обучающихся через лингвистические рисунки. Цель подобных занятий - самореализация ребенка в творческой познавательной деятельности....
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей
В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей....