Повышение способности понимания текста
статья
Научить детей понимать текст - одна из важнейших задач обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повышения способности понимания текста | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение способности понимания текста на основе развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ (ЗПР)».
В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с ОВЗ (ЗПР), как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества. Развитие личности ребенка, его активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – требования самой жизни и основа ФГОС.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный с формированием основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Полноценный навык чтения – база для дальнейшего обучения по всем школьным предметам, основной источник получения информации и способ общения. Недостаточное овладение детьми техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебе, может привести к неуспеваемости по основным предметам.
Научить детей понимать текст, воспитать их как вдумчивых читателей – одна из важных задач обучения. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, младшим школьникам необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность.
Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребенка. Формирование данных качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых младших школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. Детям с ОВЗ (ЗПР) характерно:
- недостаточная концентрация и неустойчивость внимания и восприятия,
- низкая способность к приему и переработке информации, сложности с прочностью запоминания,
- шаблонность мышления, сложности с абстрактными понятиями,
- трудности в установлении причинно-следственных связей,
- недостаточный объем знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира,
- трудности в речевом развитии (бедность словаря, низкий уровень связной речи).
Поэтому в обучении младших школьников с ОВЗ (ЗПР) эффективны следующие приемы:
- обязательная вербализация любой деятельности, сочетание инструкции с показом,
- необходимо давать краткие, четкие, позитивные вопросы и инструкции,
- предлагать «пошаговые» инструкции, поэтапность выполнения задания,
- использовать схемы, таблицы, алгоритмы, сигнальные карточки вместо сложных инструкций,
- активно использовать индивидуальные карточки-тесты для закрепления и проверки знаний,
- давать меньший объем заданий, предоставлять дополнительное время для выполнения задания,
- давать выполнять аналогичные задания самостоятельно (следуя от простого к сложному),
- учебный материал должен «опираться» на жизненный опыт ребенка, предоставлять возможность выбора.
Важная особенность в работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) – акцент на игровых методах обучения, позволяющих повышать познавательную деятельность, значительно облегчающий процесс восприятия и понимания младшими школьниками текста учебного материала.
Нарушение чтения | Причина нарушения | Игры и упражнения для коррекции и развития |
Не понимает значения прочитанного слова | Недостаточный уровень развития восприятия, памяти, бедность словарного запаса | «Бусы» (СГС – мак, СГСС – зонт) «Лишняя буква» (исправь буквы – прочти слово: свалный – славный) «Подбери слово» (гром – гремит, молния – сверкает) «Слова наоборот» (большой – маленький) «Лишнее слово» (смелый, храбрый, трусливый, отважный) «Собери группу» (животные, птицы, рыбы и т.д.) |
Не понимает смысла прочитанного текста | Недостаточный уровень развития памяти, словесно-логического мышления | «Цепочка» (младенец, ребенок, подросток, взрослый) «Чем похожи?» (яблоко и арбуз, сахар и соль) «Опиши предмет» (лето – жаркое, зима – морозная, снежная, ветреная) «Добавь хвост» (солнечное лето, морозная зима) |
Не умеет выделить главное в прочитанном тексте | Недостаточный уровень развития внимания, памяти, словесно-логического мышления | «Назови слова» (на определенную букву, на определенное количество букв) «Чего не хватает?» (у картинки-предмета, ряда слов) «Кто что делает?» (строитель строит дом) «Добавляй слово» (Мальчик читает. Мальчик читает книгу. Мальчик читает книгу сказок.) Работа с иллюстрациями Загадки |
Низкая скорость чтения | Недостаточный уровень развития внимания, восприятия, пространственной ориентировки, техники чтения | «Графический диктант» «Слева, справа, ниже, выше – нарисуй как услышишь» «Таблицы Шульте» «Назови цвет» (цвет слова, а не само название слова) «Найди слово» (найти определенное слово или фразу) «Узор» (выкладывание узора по образцу в определенном порядке) |
Отсутствие желания читать | Недостаточный уровень развития техники чтения, мотивации, работоспособности | Ребусы «Нарисуй как запомнил» (слова – картинки) «Закончи предложение» (У рыбы никогда не бывает… У человека всегда есть…) Сюжетные картинки Составление диафильма Логические задачи |
Чтение является важным средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Когда ребенок хорошо владеет чтением, то у него развивается устная речь и речь письменная. Успешность обучения определяется качеством читательских навыков, но интерес к чтению проявляется у детей только тогда, когда они полноценно овладевают процессом чтения.
Литература: С.Н. Костромина «Учиться на пятерки по чтению. Как?». Санкт-Петербург, 2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад - презентация "Обучение пониманию текста глухих учащихся
В докладе я рассказываю об особенностях развития глухих детей и моих методах работы на уроках. Доклад сопровождается презентацией....
Развитие способностей понимания ,рефлексивного ,проблемно организованного мышления у школьников на уроке литературы.
На примере урока литературы в 9 классе"Печорин - герой или жертва?" учащиеся учатся работать с текстом художественного произведения с целью ответа на проблемные вопросы. Передо мной стоит ...
развитие навыков чтения и понимания текстов на английском языке
данный методический материал предлагается для учителей английского языка, которые используют учебно-методический комлекс "English" - 2 и 3 ( под редакцией И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной). Также он...
Обучение приёмам понимания текста на уроках русского языка и литературы
Обучение приёмам понимания текста на уроках.СодержаниеI. Текст. Понимание текста. Источники.II. Модель работы читателя с текстом. Источники.III. Виды и приёмы чтения. Источники.IV. Програм...
Уровни понимания текста
Статья посвящена проблеме обучения учащихся чтению иноязычных текстов. В статье рассматриваются уровни понимания текста, а также значение каждого из этих уровней в процессе чтения и по...
«Иноязычный текст как средство формирования и развития способности понимания»
Этапы работы с иноязычным текстом. ...
Работа учителя математики МАОУ "Лицей №2" г. Альметевска Карюшовой Ирины Тимофеевны по формированию способностей учащихся пониманию текста по математике.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение ФГОС нового поколения,прдиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни высокотехнологичном конкурентном мире...