Работа с детьми девиантного поведения
статья

Работа с детьми девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_deviantogo_povedeniya.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Как работать учителю с детьми девиантного поведения»

 

 

 Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

     Для успешной деятельности ребенка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций—внимания, памяти, мышления. По данным разных авторов, от 6 до 24 % детей, пришедших в школу, не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления, неуверенность, тревожность, агрессивность. Поэтому они не в состоянии обучаться наравне с другими детьми.

     Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение  к учебе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого – цикличность. Чередование небольших периодов (5-15 минут) работы и «отдыха—непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим—40-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние, как у учителей, так и у родителей учеников. Приступая к работе с «девиантами», учитель зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные находятся в затяжном, а то и перманентном конфликте со школой, и любой учитель, в их понимании, — это представитель противоположной стороны, противник в этом конфликте. Дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса, автоматически педагогические изыски типа «дай дневник», «выйди из класса». Они остаются глухими к вашим громким замечаниям.

          Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение. 
Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

     Причины девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Исследователи отмечают, что в последние годы большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.

Раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении. Исследователи отмечают особое значение для возможного развития отклоняющегося поведения ребенка его неумеренно робкого, пассивного или, наоборот, агрессивного поведения, нарушения дисциплины.

Академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации за счет самоутверждения в асоциальной деятельности.

Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором.

     Следующей значимой общностью, в которую входит ребенок, является группа сверстников. На этом уровне в качестве наиболее значимых факторов риска проявления девиантного поведения можно выделить следующие:

  • наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением.
  • одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка.
  • отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками.

     Эти дети, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети   депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации.
Как помочь им?   

С этой целью целесообразно каждому педагогу овладеть системой индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:

1-й этап - контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. В процессе беседы с учащимся педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы, предполагающие ответ «да» (Ты любишь маму? Ты хотел бы в каникулы отдохнуть в лагере?). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение (Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим и т.д.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.

2-й этап - диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.

3-й этап - коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.

4-й этап – самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.

     Главное условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

     Повышается роль социально-педагогической и психологической службы в системе воспитательно-профилактической работы. С учащимися, которые имеют склонность к девиантно поведению, с целью профилактики применяются различные формы работы:

  • индивидуальные личностно - ориентированные тренинги и беседы;
  • вовлечение во внеклассные мероприятия;
  • вовлечение в общественную жизнь учебного заведения (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, конкурса рисунков и т. д.);

     При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

  • сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;
  • помнить, что ребенок имеет право на ошибку;
  • ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;
  • использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток;
  • учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим сабой на разных этапах роста;
  • необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
  • учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
  • не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
  • не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;
  • нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а урок — не поле битвы.

     Главное в работе с детьми девиантного  поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности. В заключении предлагаю прочитать притчу о перевёрнутом камне.

     Притча о перевернутом камне.
    Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано "Переверни и читай". Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: "Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"
    Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина на поверхности. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате, лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. 
    Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам: "Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем".

Принципиальное отличие новых ФГОС заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важно, прежде всего, увидеть личность ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

Несомненно, что для успешной деятельности ребёнка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций – внимания, памяти, мышления. Практически в каждой школе есть дети, которые не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления.

Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учёбе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого – цикличность. Чередование небольших периодов работы и «отдыха – непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим – 45- минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики не в состоянии обучаться наравне с другими детьми, они составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние как у учителей, так и у родителей учеников.

Основная же задача образования – дать возможность каждому ребёнку, с учётом его психофизических данных, достичь того уровня образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти достойное место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Просматривая различные телевизионные передачи, пролистывая журнальные статьи, мы словно проверку проходим на прочность, на способность сопротивляться охватившей все стороны жизни мерзости. Совершенно очевидно, что в результате мы получаем подростка, не знающего, кого он ненавидит, и выплёскивающего свою ненависть на тех, кто находится рядом, таким образом проявляется своеобразный протест к тому, что его окружает. Дети превращаются в озлобленных, разуверившихся во всём существ. Больше стало безразличия, неуважения, нелюбви и даже ненависти. Прослеживается тенденция увеличения роста детской безнадзорности, преступности, наркомании, употребления спиртных напитков и табака. Количество школьников с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, что определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность ситуации. Таким образом, девиантное поведение можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Очень хорошо, что в новых стандартах особая роль отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России.

Отклонения в поведении детей, появление неблагополучных семей – это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, самоустранение семьи от процесса воспитания. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье ребёнок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо; приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями, именно в семье закладываются основы нравственного человека, происходит его самоутверждение, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности

Считаю очень важным требованием ФГОСа равную ответственность за образование и воспитание не только школы, но и родителей. Если родители сразу не воспитали у своих детей культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Естественно, что ошибки в воспитании провоцируют процесс развития девиантного поведения.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. Такую работу можно разделить на три группы: профилактика, коррекция и реалибитация. 

Основное направление в работе – это изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей учащихся: 

  1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
  2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребёнка.
  3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и их семей.
  4. Рейды в неблагополучные семьи и выявление жилищно-бытовых условий.
  5. Изучение положения подростка в коллективе.
  6. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
  7. Изучение интересов и способностей учащихся.
  8. Выявление проблем семейного воспитания(наблюдение, беседы)
  9. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
  10. Вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования.
  11. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
  12. Проведение диагностики: исследование интересов, ценностных ориентаций, самооценки подростков, внутрисемейных отношений. 

Изучив контингент семей учащихся, можно целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.
Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребёнка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребёнка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска. 

Важнейшей функцией участников образовательного процесса в профилактической работе выступает организация воспитательной деятельности:

  • Социально-педагогическая защита подростков;
  • Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми;
  • Развитие способностей и интересов личности;
  • Формирование и развитие личностных качеств ребёнка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
  • Увеличение степени относительной самостоятельности детей, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • Создание условий, в которых подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
  • Адаптация или реадаптация так называемых трудных подростков в обществе;
  • Компенсация дефицита общения в школе, семье, среди ровесников;
  • Дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.

Говоря о коррекции, следует сказать, что необходимость коррекции поведения возникает при уже сформировавшемся и устойчивом девиантном поведении. 

То есть в том случае, когда явно присутствуют следующие признаки девиантного поведения: 

  • социальная апатия; 
  • аутизм; агрессивность;
  • раздражительность; 
  • отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству; 
  • чрезмерная эмоциональность и раздражительность; 
  • конфликтность; 
  • отсутствие интереса к творчеству и обучению.

Методы коррекционной работы с детьми девиантного поведения можно классифицировать на две группы: педагогические и психотерапевтические, каждая из которых подразделяется на подгруппы.


Педагогические методы:

  1. методы общественного влияния: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий; коррекция бродяжничества; самокоррекция.
  2. специальные или частные педагогические методы: коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера;
  3. метод коррекции через труд.
  4. метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива

Психотерапевтические методы:

  • внушение и самовнушение; 
  • гипноз; метод убеждения; 
  • психоанализ.

Реалибитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным. Выделяют различные виды реалибитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. 

В работе с семьёй, с целью её реалибитации, используются такие методы как:

  • консультирование с целью рациональной краткосрочной психотерапии, предоставление необходимой информации;
  • работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами) по специальным программам до достижения результата;
  • групповые тренинги для родителей целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем.

Учителю на уроке при взаимодействии с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

  • сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребёнком личностного смысла изучаемого предмета;
  • помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;
  • ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;
  • использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;
  • учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
  • необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребёнка;
  • учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
  • не требовать т ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
  • не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;
  • нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность – это следствие враждебности, а урок – не поле битвы;
  • главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером
  2. Уменьшить рабочую нагрузку с ребенком
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10 Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не6 откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми

  1. Избегайте состязаний и каких - либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

В  настоящее время резко возросло число детей в дошкольных и школьных учреждениях с отклоняющимися формами поведения, т.е. склонных к девиантным формам поведения.

Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их, подчасподчас вызывают большие затруднения.

     Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Для всех специалистов уже давно очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические (то есть нарушающие или искажающие процессы развития)  механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.

    Проблема девиантного поведения младших школьников и подростков – это одна из важнейших проблем современных образовательных учреждений.

     Чтобы предупредить разрастание девиаций в учебных учреждениях, особенно важно помочь учащимся в первые полгода после поступления в учебное заведение, то есть не упустить момент адаптации учащегося к новым условиям(помочь, заинтересовать, увлечь, направить в нужное русло). Если девиантное поведение уже имело место, то в этом случае главная задача -  переориентировать школьника на социально приемлемое поведение своего досуга. Именно «сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению ассоциального поведения». Девиантное поведение многие специалисты и исследователи в области психологии, отмечают, что его можно рассматривать как псевдоадаптационный стереотип, направленный на поддержание внутреннего психоэмоционального равновесия и приспособление к внешним условиям, со стремлением к легкому и быстрому достижению удовольствия, невысокой стрессоустойчивостью.

    К объективным факторам возникновения девиантного поведения, относятся условия микросоциальной среды, прежде всего три основные сферы жизнедеятельности:

-семья -  (20% семей страдают алкоголизмом, 60%  детей воспитываются в неполных семьях.,во многих семьях царит низкий уровень культуры, многие родители заняты работой, дети находятся без разумного  контроля);

школа – школьные затруднения (неуспеваемость), статусное отношение в классе,. взаимоотношения с педагогами, также может выступать фактором риска возникновения  девиантного поведения;

референтная группа -(контакт со сверстниками в структуре группы, дворовая компания),  она часто становится  «ведущим механизмом социализации» и именно она дает возможность удовлетворить характерную потребность школьников в общении и, главное, позволяет самоутвердиться;

   К субъективным факторам:

- нарушение адаптационного потенциала: несформированность коммуникативных навыков.непринятие моральных норм и правил, принятых в обществе, неумение регулировать свое поведение;

- несфрмированность самооценки( заниженная или завышенная),  высокий уровень тревожности;

- акцентуация характера;

  Для своевременного выявления девиаций в учебных заведениях важно определить основные направления и формы работы по оказанию помощи  учащимся склонным к девиантным формам поведения. Прежде всего это:

-диагностическое обследование;

-коррекционное развитие;

-профилактика;

-консультирование.

   Хочу остановиться на коррекционно- развивающей работе,  очень важном звене, направленном на изменение  и решение конкретных проблем учащихся  и представить данное направление в виде таблицы:

Коррекционно-развивающая работа

Медработник

Психолог, дефектолог, логопед

Социальный педагог

Классный руководитель

Педагоги

Направление

к специалисту

Коррекция

Программа социальной адаптации

Родительские собрания. Включение в позитивную деятельность.

Дифференци-рованный подход к учащимся

 

Как правило, большинство учащихся  имеющие девиантное поведение, имеют проблемы с успеваемостью, которые возникли   вследствие социальной запущенности, либо  с педагогической запущенностью.

По итогам первичной диагностики, каждый специалист составляет индивидуальную программу коррекционных занятий.

Дефектолог проводит диагностику базовых познавательных функций, определяет исходный уровень развития ученика и, в соответствии с этим, как уже было сказано выше, составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие тех функций , какие   нуждаются в коррекции, того или иного ученика.

    Виды дефектологической помощи:

- развитие мелкой моторики;

- развитие восприятия;

-развитие пространственно-временных связей;

- развитие логического мышления;

 - математических знаний;

- развитие связной речи;

  На первом этапе - занятия проводятся индивидуально. Очень важно создать для учащихся комфортную среду, это поможет  ученикам чувствовать себя уверенно и комфортно. На  этих занятияхвырабатываются правила и  соблюдение их во время занятий.

Формируются:

- внимание ученика к определенному виду деятельности;

-мотивация к работе и достижение значимого результата; (используется система  поощрений).

-произвольное внимание;

-контроль за результатом собственной деятельности;

На втором этапе коррекционной работы учащиеся работают в малых группах, так как  групповые занятия  имеют ряд преимуществ:

-  дают возможность  учащимся бороться с мифом уникальности(считаться с другими учащимися во время занятий);

- отрабатывать социальные навыки;

- повышают самооценку;

- развивают навыки уверенного поведения.

 Все вышеперечисленные комплексные меры могут дать положительную динамику коррекции девиантного поведения.

«Формы и методы  работы с детьми  «группы риска»

 

Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но они есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые – хлебными колосьями,

некоторые - злым чертополохом.

В. Солоухин «Камешки на ладони»

 

 

К сожалению, мы часто слышим такое понятие как «дети группы риска».

Но что это такое? Что оно означает?

Отвечая на этот вопрос, мы представляем себе детей , которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики.

То есть, детей, чьё поведение не соответствует, отклоняется от общепринятых норм поведения в обществе.

Такое отклоняющееся поведение по-другому называется  девиантным .

- Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение?

  По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

 

Выделяют три формы девиантного поведения:

Антисоциальное поведение

Асоциальное поведение

Аутодеструктивное поведение

 

- Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

 

-  Какие поступки являются антисоциальными?

 

Насилие над  младшими и слабыми сверстниками, животными;

Воровство;

Мелкое хулиганство;

Вандализм;

Порча чужого имущества;

Торговля наркотиками.

 

 Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

 

 Какие поступки являются асоциальными?

 

Побеги из дома;

Систематические пропуски в школе;

Агрессивное поведение;

Ложь;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Ненормативная лексика.

 

 Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

 

Какие поступки являются аутодеструктивными?

 

Курение;

Токсикомания;

Наркомания;

Вскрытие вен;

Алкоголизм;

Суицид;

Беспорядочные половые связи.

 

 Перед вами ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами девиантного поведения, определить, к какой группе они относятся.

- После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия – асоциальное поведение).

 

- Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие – Антисоциальное поведение).

 

- Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания – аутодеструктивное поведение).

 

 

- Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

 

Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

 

 

Когда ребенка не замечают в семье … .

Когда ребенка не принимают сверстники… .

Когда ребенка не понимают учителя … .

Когда он перестает верить в себя… .

Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?

 

Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

 

- Какие  факторы риска  подталкивают  ребенка на отклоняющееся поведение.

 

Семья

Наследственность

Проблемы в подростковом возрасте

Отсутствие прочных социальных связей.

 

А)

- Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

 

 Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

 

Б)

- Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье ( конституционная предрасположенность) – это:

 

- Поражение нервной системы при родах;

- Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии;

- Физические дефекты;

- Наследственность – рождение от наркомана или алкоголика.

 

В)

- Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

 

Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.

 

Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.

 

Отсюда возникает:

- Конфликтное отвержение со стороны сверстников;

- Вымогательства денег, давление, шантаж;

- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения;

- Принуждение совершать поступки против воли.

 

 

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни ребенка толкают его на деструктивное поведение.

 

К сожалению, часто, мы – взрослые  не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными. Где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

Но для того, чтобы  «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» - так говорил в свое время  К.Д.Ушинский.

Какова же роль педагогов и родителей? В профилактической работе. Профилактика заключается не в избежание конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Нужно очень хорошо разбираться, что именно травмирует ребенка.

 

Итак, что должны знать взрослые о работе с такими детьми?

 

МЫ должены знать:

Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений;

Факторы риска, формирующие девиантное поведение;

Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.

 

Сейчас мы рассмотрим  методы воздействия и помощи девиантному ребенку.

 

 Основные направления работы с девиантными детьми.

 

Нарушения в обучении:

 

Оказание учителями  индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

 

В первую очередь мы используем  диагностику, наблюдения, беседы с учителями, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.

 

Нарушения в поведении:

 

Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком.

При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.

 

Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения:

 

Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.

 

Создание комфортных условий ребенку в коллективе:

 

Чаще совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми-хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому ненужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.

 

Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.

 

Это происходит тогда, когда на помощь подростку приходят окружающие, в первую очередь школа и детский коллектив. Активная коллективная деятельность помогает удовлетворить ребенку потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, помогает найти признание, самоутвердиться. Только тогда меняется самосознание. Поэтому наша задача - формировать в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха, вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты, ОППТ, в качестве руководителя.

 

Кроме того, мы должны научить его вести Здоровый Образ Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.

 

Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.

 

В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика.

 

«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха.

 

В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – психологом, соц. педагогом, участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителями церкви и т.д.

 

          - Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий,который поможет привести в систему работу с детьми такой категории .

 

Алгоритм действий:

- Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка);

- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты;

- Анализ полученных данных;

- Выявление причин отклонений

- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса;

- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия;

- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения

Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...

Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения

В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения...

Работа с детьми девиантного поведения.- статья

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме девиантного поведения подростков. Современная социально – психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных фо...

Работа с детьми девиантного поведения.- статья

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме девиантного поведения подростков. Современная социально – психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных фо...