Представление педагогического опыта
статья

 

Деятельность учителя сложна и многогранна, требует глубоких и разносторонних научных знаний, высокого педагогического мастерства, идейной закалки, гуманности и такта. Педагогическая профессия требует особого призвания и любви к своему делу. А именно два этих главных слова в работе учителя помогают найти путь к детским сердцам.

Любовь к детям, по-моему, самое благородное чувство, а научить их читать и писать, помочь стать честными гражданами своего государства и выбрать профессию по душе, поможет только учитель, обладающий высокими нравственными качествами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов  Овечкиной Ирины Александровны

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Современный урок- это прежде всего урок,
на котором учитель умело использует все возможности 
для развития личности ученика,
её активного умственного роста, 
глубокого и осмысленного усвоения знаний, 
для формирования её нравственных основ
.

Конаржевский Ю.А

Деятельность учителя сложна и многогранна, требует глубоких и разносторонних научных знаний, высокого педагогического мастерства, идейной закалки, гуманности и такта. Педагогическая профессия требует особого призвания и любви к своему делу. А именно два этих главных слова в работе учителя помогают найти путь к детским сердцам.

Любовь к детям, по-моему, самое благородное чувство, а научить их читать и писать, помочь стать честными гражданами своего государства и выбрать профессию по душе, поможет только учитель, обладающий высокими нравственными качествами.

Каждый  учитель при обучении и воспитании обучающихся ставит перед собой определённую  цель. Моя  цель  в работе с обучающимися заключается  в том, чтобы дать обучающимся необходимые умения и навыки, позволяющие им достигнуть оптимального уровня  самостоятельности для адаптации к  новым   социальным условиям

Тема моего инновационного педагогического опыта «Применение современных образовательных технологий в начальной школе при работе по ФГОС с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Актуальность и основная идея опыта

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599), который учитывает образовательные потребности и особенности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:

дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;

воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;

подготовить детей к реабилитации в обществе.

Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я выбрала и хочу рассказать о тех, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала обучающимися с умственной отсталостью.

Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках в начальной школе.

В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным образовательным технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.

Использование новых образовательных технологий в учебном процессе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальной проблемой современного школьного образования. В своей работе, находясь в постоянном творческом поиске, я стараюсь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, на своих уроках, наряду с традиционными, я использую современные образовательные технологии.

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

Стараюсь отбирать  наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности обучающихся.

Теоретическая база опыта

В основу использования образовательных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

В специальной литературе представлены несколько классификаций образовательных технологий - В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, ВТ. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.

Технологии обучения умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся всегда вызывали споры, привлекали внимание педагогов. При всем многообразии концепций, подходов,  исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. Работая  по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могу сказать, что содержание материала, представленного в системе, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса. Программа полностью соответствуют ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Эти программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и успешном обучении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с обучающимися.

Новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. 

Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

 Технология опыта

Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования,    стараюсь в своей педагогической деятельности  активно использовать технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.

Применение данных технологий обеспечивает эффективный характер деятельности каждого обучающегося, предоставляет возможность оказать  оперативную помощь на любом этапе урока.

Самая доступная и близкая для учителей начальной школы - игровая технология. Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью,  я пришла к выводу, что в воспитании и обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии.  Среди разновидностей  игровых технологий мне понравилась методика  «Игровой  стретчинг» автора Константиновой А.И.  После ознакомления с этой методикой, я стала применять её элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.

В своей работе я использую:

  • метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза,

двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи,  как ходит лиса, медведь).

  • метод театрализации, где я – режиссер, используя игровую атрибутику,образ, активизирую пространственно-образное мышление, способствую высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводим   в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по  зоопарку»), фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными (например: «ко мне в гости пришёл ёжик»).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что обучающиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. 

В настоящее время одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является использование современных информационно – коммуникационных  технологий при проведении различного рода занятий.

Твёрдо убеждена, что  компьютер на уроках - не дань моде, а необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних обучающихся так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. 

В своей практике я использую следующие  типы  занятий для умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей:

  •  усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
  • практические занятия, отработка полученных знаний  (компьютерная игра);
  •  проверки  усвоенных знаний (компьютерные тренажёры);
  • комбинированные занятия.

Приступая к  обучению детей с нарушением интеллекта,  я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности.  Из многообразия методов в своей педагогической практике я использую  те методы, которые, по моему  мнению, наиболее полно решают задачи развития детей.

Словесные:

  • метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
  • метод  иллюстраций (презентаций, слайдов);
  • интернет ресурсы;
  • интерактивная доска.

Наглядные:

  • объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной доски;
  • проговаривание слайдов;
  • обсуждение фильмов;
  • рассказ (по слайдам, презентациям и  интерактивной доске);
  • беседа по фильму.

Практические:

  • упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
  •  устные упражнения и  письменные упражнения;
  • практические работы (использование тренажёров).

Варианты организации деятельности с презентациями:

  • объясняю тему с использованием презентации;
  • ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
  • сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на занятии даю задание по рисункам;
  • предлагаю детям, готовую презентацию разделив её на части,  даю задание подготовить сообщение по теме;
  • предлагаю детям готовую презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
  • даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос,  указать все лишние слайды.

Занятия  с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению  пройденного материала.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка , математики и чтения, речевой практики позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы  как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению учебного материала.

Информационные технологии реализую с помощью следующих  программ:

 - программа подготовки компьютерных презентаций MS PowerPoint;

 - электронное тестирование;

Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

• при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

• для оптимального закрепления изученного материала,

• для улучшения контроля знаний учащихся,

• для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

В моей педагогической копилке собраны уроки с использованием ИКТ по всем предметам.

С 2018-2019 учебного года использую в своей работе индивидуальные планшеты. Использование планшетов даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. В младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) преобладает наглядно-действенное, а планшет, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных.

Уроки современной школы отличаются большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье обучающихся, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать  переутомления.

Систематически в течение учебного года на уроках я использую различные виды физкультминуток.  Они успешно выполняют роль переключения внимания детей. Физкультминутки наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим обучающимся.  Провожу физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Применяю также и физкультминутки с включением упражнений для глаз. Они обеспечивают адекватное восстановление энергетики, сил, дают возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждают перегрузки и преждевременное утомление. Часто использую музыку на минутках релаксации.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.

Хочу заметить, что для снятия напряжения  недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку. Я обязательно  стараюсь,  чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, в дружелюбной обстановке, в благоприятной, располагающей к занятиям, атмосфере. Всегда нужно помнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь!

Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта способствует: повышению самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.

Результативность опыта

Урок, построенный в любой технологии, имеет жёсткую базовую модель. Она состоит из организационного этапа, основного и завершающей стадии урока – обобщения и рефлексии. Конечно, в применении той или иной технологии особая роль отводится учителю. Я продумываю максимально возможные варианты использования различных средств информации: это могут быть справочники, словари, текст параграфа, таблицы, графики, схемы, муляжи, видеоряд, информация на компьютере  и, наконец, источником информации могут стать сам учитель, ребенок или группа детей.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

 Необходимость заняться изучением новых технологий возникла не только для того, чтобы повысить интерес обучающихся к предмету, но и для того, чтобы происходили существенные изменения в личности ученика, его сознании, умственном и нравственном развитии.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

Современная школа - это современный учитель, способный работать по новым информационным технологиям.   К этому я и стремлюсь.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методических объединениях педагогов, педсоветах, республиканских семинарах. Размещаю материал на собственных сайтах:

1. https://infourok.ru/user/ovechkina-irina-aleksandrovna 

2. https://nsportal.ru/rishka

Результаты применения педагогического опыта представлены:

в процессе выступлений на семинарах, конференциях различного уровня:

1.  Выступление на семинаре по дефектологии: «Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в образовании и воспитании детей с особыми образовательными потребностями в условиях ФГОС».

2. Выступление на педагогическом совете: «Современный урок в рамках реализации ФГОС начального общего образования. Владение новыми информационными технологиями, Интернет ресурсами (педагогический совет).

3. Доклад на семинаре-практикум,  в рамках курсов повышения квалификации (МРИО) «Особенности обучения умственно отсталых обучающихся»

в публикациях:

1. Сборник «Инклюзивная миссия образования: образовательные стандарты и нестандартные решения», статья «Формирование базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе».

2.  «Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в образовании и воспитании детей с особыми образовательными потребностями в условиях ФГОС». https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-kak-neobhodimiy-aspekt-v-obuchenii-i-vospitanii-detey-s-osobimi-obrazovatelnimi-potrebnostyami--2656510.html

Наглядное приложение

Видеозапись урока https://shkola-internat-insar.nubex.ru/attestaciya/13623/ 

Список литературы

1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
2. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. - Рн/Д: Феникс, 2008. - 428 c.
3. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пр., 2013. - 656 c.
4. Горбич, О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка: Учебно-методическое пособие / О.И. Горбич. - М.: ВК, 2012. - 144 c.
5. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.
6. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.
7. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2013. - 256 c.
8. Левитес, Д.Г. Педагогические технологии: Уч. / Д.Г. Левитес. - М.: Инфра-М, 2014. - 260 c.
9. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2013. - 272 c.
10. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 160 c.
11. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
12. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2017. - 422 c.
13. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.
14. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
15. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2017. - 512 c.
16. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2013. - 272 c.
17. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
18. Патракеев, В.Г. Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения обучающихся со сниженными учебными возможностями: Научное издание / В.Г. Патракеев. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 164 c.
19. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.
20. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: Учебное пособие / В.А. Федоров. - М.: Академия, 2012. - 176 c.
21. Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация обучающихся на уроках обществознания: Учебно-методические материалы / Н.И. Шевченко. - М.: Рус. слово - учебник, 2012. - 208 c.
22. Щербакова, Т.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова; Под ред. В.П. Сергеева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
23. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
24. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Academia, 2017. - 224 c.

Список интернет источников

http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов

http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов

http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы

http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов

http://www.uroki.net - бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков, внеклассные мероприятия и др.

http://www.proshkolu.ru - Бесплатный школьный портал – все школы России.

http://www.openworld.ru - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".

http://www.rfh.ru - Российский гуманитарный научный фонд

http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий

http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...