Образование единого государства России.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Цели и задачи урока: проследить процесс завершения объединения Северо-восточной Руси вокруг Москвы; сформировать представление о централизованном государстве; раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; продолжить формирование у учащихся умений работы с исторической картой, историческими документами; формирование устойчивого интереса к истории России, воспитание гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii.docx | 254.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова В.И., учитель истории и обществознания МОУ СШ №38 г. Саранск
Урок по истории в 6 классе.
Образование единого государства России.
Цели и задачи урока: проследить процесс завершения объединения Северо-восточной Руси вокруг Москвы; сформировать представление о централизованном государстве; раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; продолжить формирование у учащихся умений работы с исторической картой, историческими документами; формирование устойчивого интереса к истории России, воспитание гражданственности.
Оборудование урока: карта «Образование единого российского государства 1462-1533гг.», виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки отечественной истории».
Ход урока.
1 Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя. Процесс образования единого государства заключался в значительных внутренних социально-экономических и политических изменениях. Это выразилось в образовании режима сословно-представительной монархии, при котором самодержавие поддерживают различные сословия, прежде всего дворянство, горожане и верхушка столичного боярства, заинтересованные в создании государства и наличии в нем сильной центральной власти. Сегодня мы рассмотрим основные процессы образования единого государства в правлении Ивана Третьего. В заключение урока подведем итоги его правления.
Вводная беседа:1. Когда начался процесс объединения русских земель в единое Российское государства?
2. Покажите на карте земли, вошедшие в состав Московского княжества с 1340-1462 годов?
3. как отразилась феодальная война 1425-1453 годов на процесс объединения русских земель в единое Российское государства?
4. Какие задачи помимо процесса объединения русских земель в единое Российское государство, стояли перед московским князем?
Обобщение ответов учащихся. (С 1340 по 1462 год территория Московского княжества увеличилось в три раза. Феодальная война 1425 – 1462 гг. была борьбой между сторонниками централизации и их противниками. Дмитрий Шемяка, став великим князем, проводил курс на усиления раздробленности – восстановил самостоятельность отдельных княжеств. Одной из задач, стоящей перед Иваном Третьим было освобождение от ига.)
- Объединение русских земель.
Объяснение учителя (работа с диском)
Работа с контурной картой. Задание, отметить какие русские земли вошли в состав московского княжества.
Вывод: в 1521 году закончился в целом процесс объединение русских земель. Сложилась территория единого русского государства.
- Понятие « Централизованное государство».
Работа со словарем. Задание: Найти значение слова централизованное государство.
- такое государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия - абсолютизм (самодержавие). В конце XV в. при Иване III создано единое Русское государство с центром в Москве. Государство окончательно сложилось при первых Романовых и завершилось формированием абсолютизма при Петре I в начале XVIII в.
Работа с таблицей: «Признаки государства».
Вопросы к классу: Какие признаки государства имелись в московском княжестве во второй половине 15 века, а какие нет.
Наличие государственного языка.
Единая политическая сила в лице власти великого князя.
Единая культура и менталитет.
Отсутствие единой денежной системы (в каждом княжестве были свои деньги)
3. Судебник 1497 года.
Объяснение учителя: В 1497 году был издан первый кодекс законов единого государства, закрепивший единое устройство и управление в государстве.
Работа с текстом Судебника 1497 года.
Задание классу: Какие выводы о характере общественных отношений можно сделать на основании данного отрывка.
Судебник 1497 закрепил юридически новые общественные отношения, частную собственность бояр. И положил начало процессу закрепощения крестьян (введение Юрьева дня)
Объяснение учителя: При Иване Третьем был принят новый герб России (двуглавый орел).
- Освобождение от ордынского ига.
Сообщение ученика «Стояние на реке Угре»
Вывод : освобождение от ордынского ига способствовало усилению национального самосознания и укреплению централизованного государства.
.
Вопросы для закрепления:
1.В чем вы видите значения объединения русского государства.
Рождение крупнейшего государства на Востоке Европы. Складывание единой централизованной государственности явилось образующим фактором российской истории. Отражением перемены в историческом самосознании русского народа стала идеология российского великодержавия. Возникнув в церковных кругах (Москва, после гибели Западной Римской империи и Византии, - единственный оплот православия – «третий Рим»), идея преемственности России христианским империям проникла в общественное сознание и в определенной мере влияла на политику Москвы.
2. Работа в рабочей тетради: задание 1-2.
3..Назовите основные итоги правления Ивана Третьего
Годы правления Ивана III характеризуются изменениями органов власти. Боярская дума становится верховным совещательным органом, создаются учреждения, ведающие различными сферами государственной жизни, издаются первые приказы, наместники занимаются управлением на местах и содержатся за счет управляемой ими территорий.
В 1497 г. был издан «Судебник» великого князя Ивана III - свод законов, первый кодекс Российского государства, который закрепил единую систему государственного управления и регламентировал деятельность государственных органов. Судебник устанавливал срок для крестьянских переходов (один раз в году, в Юрьев день) и уплату за пользование двором. Закон ограничил свободу крестьян и прикрепил их к земле.
В годы правления Ивана III и Василия III (1505-1533) завершился процесс объединения русских земель, и продолжилось укрепление российской государственности
Итог урока:
Домашнее задание: параграф 20. Рабочая тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России.контрольная работа по теме "Московская Русь. Создание единого государства" (6 класс)
Работа составлена с учетом уровня способностей и возможностей ученика. Состоит из 2 вариантов. В каждом варианте три уровня сложности: на "5", на "4", на "3". Ученик сам выбирает уровень, зная на како...
Итоговый тест по истории России "Образование единого Русского государства" 1 вариант с ответами
Итоговый тест по истории России «Образование единого Русского государства в 14-15 веках» 10 класс1 вариант. Часть А.1.Самое крупное произведение о Куликовской битве:«Задонщина»«Житие Михаила Чер...
Технологическая карта урока "Образование единого государства в Китае"
Урок по истории Древнего мира...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
Технологическая карта урока истории в 9 классе "Образование единого государства в Италии. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи"
Технологическая карта урока истории в 9 классе...
Тест для 7 класса по истории России. Тема «Формирование единых государств в Европе и России»
Тест по истории России 7 класс. Тема "Формирование единых государств в Европе и России"...
Таблица Формирование единых государств в Европе и России
Исследование процесса формирования единых централизованных государств на территории Европы и России...