Доклад на тему "Организация логопункта в ДОУ"
методическая разработка
2018 ГОДУ Открывали впервые логопункт на базе общеобразовательного дошкольного учереждения детского сада в городе Санкт -Петербурге.
В данном докладе изложенны все докуметы нормативные и локальные, так же раскрыты все вопросы по организаци логопунтаи в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_logopunkt.docx_chernovik_1.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
город Санкт – Петербург.
Доклад
Организация Логопедического пункта в Дошкольных образовательных учреждениях
СОСТАВИЛ: Учитель-логопед
Ровнова Ксения Эдуардовна
Санкт – Петербург
2019г.
1.Нормативно- правовые документы на основание которых организуется логопункт в ДОУ
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 3 августа 2018 года )
2. СанПин. (Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014
4.Распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357
5. Распоряжение комитета по образованию СПБ от11.09.2018 №2597- p
«Об утверждении технологических регламентов оказания государственных услуг в сфере образования»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 3 августа 2018 года )
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Из этого следует
что, органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. А именно оказывать помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Таким образом психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя :
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей ).
Пункт 4-5-6 регламентирует деятельность Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Так же мы можем увидеть в данном документе что К ДЕТЯМ с ОВЗ ОТНОСЯТСЯ :
- неслышащие и слабослышащие;
- незрячие и слабовидящие;
- с тяжелыми нарушениями речи; а ИМЕННО
отсутствие речи или невнятность неправильность произношения звуков расхождение между звуком произносимого слова и его образом
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya-detey-s-ovz/#yakor_5
и .т.д.
Делая выводы дети с Нарушением произношения отдельных звуков входят в категорию детей с Ограниченными возможностями здоровья.
Чуть ниже мы вернемся к этому подробней.
Следующий документ который нужно и важно знать в работе ДОУ …. СанПин. (Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года ) Документ регламентирует предельно допустимую нагрузку, правила составления расписания, количество часов внеурочной деятельности и др.
Далее документ
Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
В Приложение1. УКАЗАН Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования .
Данный документ регламентирует:
что содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой… Следовательно мы должны добавить в общеобразовательную программу ДОУ формируемую участниками образовательных отношений адаптированную программу по коррекции речи. К программе вернемся позже , далее следует документ
- Распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357 – р «Об утверждение Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно- развевающей помощи детям ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования»
В данном распоряжение мы можем увидеть, что
Логопедический пункт создается в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ (детей с тяжелыми нарушениями речи). В логопедический пункт принимаются дети с ОВЗ в возрасте от 5до 7 лет, имеющие нарушения речи( нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), подтвержденные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией, посещающие группы общеразвивающей или оздоровительной направленности образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Прием детей в логопедический пункт осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя )ребенка.
В рамках организации деятельности логопедического пункта предоставляется государственная услуга в сфере образования «Оказание коррекционно – развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения речевого развития (нпоз), в возрасте от 5 до 7 лет»
Целью деятельности логопедического пункта является оказание коррекционно - развивающей помощи детям с ОВЗ, имеющим нарушения речевого развития ( НПОЗ, фонетическое недоразвитие речи), в возрасте от 5 до 7 лет.
Основные направления деятельности логопедического пункта
Диагностическое
-коррекционно- развивающее
-информационно – методическое
Для организации работы логопункта в штатное расписание образовательной организации дополнительно вводиться 1,0 ставка по должности «учитель – логопед» на 25 детей с нарушением произношения отдельных звуков, фонетическим недоразвитием речи. общее количество на 1 ставку учителя- логопеда в течение года составляют 25 человек.
Логопедический пункт создается при наличии на начало учебного года не менее 25 детей с нарушением произношения отдельных звуков, фонетическим недоразвитием речи.
Продолжительность коррекционно- развивающей работы с ребенком составляет 1\2 учебного года.
Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. При необходимости с детьми могут проводиться групповые коррекционно – развивающие занятия.
Продолжительность занятий
- индивидуальное от 10 минут до 25 минут;
-групповых от 25- 30 минут.
Индивидуальные занятия проводиться не менее 2 раза в неделю с каждым ребенком, подгрупповые занятия проводиться не менее 2 раза в неделю.
Логопедическим пунктом ведется следующая документация:
- речевая карта на каждого ребенка;
-планы индивидуальной, групповой работы с детьми;
- график работы;
-отчет об эффективности деятельности логопедического пункта;
- журнал учета посещаемости детьми коррекционно–развивающих занятия;
-журнал консультаций родителей ребенка.
Решение о продлении срока оказания корекционно - развивающей помощи ребенку принимается территориальной психолого-медико-педагогической комиссией.
Рассмотрим Технологический регламент
Распоряжение комитета по образованию СПБ от11.09.2018 №2597- p
«Об утверждении технологических регламентов оказания государственных услуг в сфере образования»: ….
Рассмотрим пункт 1.2 «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся» согласно приложению 2.
В ПРИЛОЖЕНИИ 2 В ДАННОМ ДОКУМЕНТЕ СЛЕДУЕТ,
Подуслуга 3: Коррекционно – развивающая, компенсирующая помощь обещающимся в логопедическом пункте образовательной организации осуществляющей обучение по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
Включает в себя :
- Технологию выполнения действий
В соответствии с Федеральным законом РФ ОТ 29.12.2012 №273-Ф3 «об образовании в Российской Федерации»(ст.42);
Приказом Минбрнауки России от 30.08.2013№1014;
Распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357 – р «Об утверждение Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно- развевающей помощи детям ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования» (далее распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357-р)
- Трудовые ресурсы. В которых прописано что,
Категория персонала –Учитель-логопед, 1,0 ставки на 15 детей, индивидуальные коррекционно – развивающие занятия – не менее 2 раза в неделю; подгрупповые занятия не менее 2 раз в неделю.
Здесь мы видим расхождения с предыдущем документом в цифрах, ставка логопеда 15 детей, хотя выше говорилось о 25 чел. в течение учебного года.???????????
- Материальные ресурсы
Учебные пособия, учебно – методические материалы;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 СанПин 2.4.1.304913.;
Методические рекомендации об организации деятельности дошкольных и школьных логопедических пунктов (СПб АППО,2016 г)
https://sites.google.com/site/kafedrakorrekcionnojpedagogiki/fgos-do/metodiceskie-recomendacii
Данные методические рекомендации опубликованы на сайте Аппо2016 года.
Методические рекомендации раскрывают особенности организации логопеда образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального образования. Организация работы учителя-логопеда в группах реализующих основные общеобразовательные программы адаптированные для детей с тяжелыми нарушениями речи. Так же мы можем увидеть там примерное положение о дошкольном логопедическом пункте. В данном примерном положение прописано пункт 2.2 Что дети с заключением «общее недоразвитие речи» и дети с ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ не подлежат приему на логопедический пункт, так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена в условиях компенсирующей помощи или комбинированной группы.
2. ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Просмотрев и изучив все нормативные документы Мы можем переходить к локальным документам .
И первое что должно быть это положение ДОУ.
- Положение о логопедическом пункте принимается педагогическим советом ГДОУ и утверждается заведующим ГДОУ.
Пример написания положения для логопедического пункта можно увидеть в методических рекомендациях АППО
В положение ДОУ входит
-Организация комплектования Логопункта, -
-Организация коррекционной работы Логопункта;
-Участники коррекционной работы
-Документация логопункта
Здесь мы возвращаемся к документу Распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357 – р «Об утверждение Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно- развевающей помощи детям ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования». И Так же, подробно мы можем увидеть в документе Распоряжение комитета по образованию СПБ от11.09.2018 №2597- p , В этом документе нам предлагаются Методические Рекомендации Об Организации Деятельности Дошкольных И Школьных Логопедических Пунктов (Спб Аппо,2016 Г)
https://sites.google.com/site/kafedrakorrekcionnojpedagogiki/fgos-do/metodiceskie-recomendacii
- Вторым локальным нормативным документом следует Образовательная Программа
Основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(приказ № 1155 от 17.10.2013 г. Минобрнауки РФ ); http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/901582/
- Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15); http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf
Возвращаясь к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Мы делаем вывод, что содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой…
Следовательно, мы должны добавить в общеобразовательную программу ДОУ Парциальную адаптированную программу по коррекции речи.
Такую программу нам предлагает «Федеральный институт развития образования» Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf
Далее к Локальным актом относиться
- «Должнастная инструкция учителя – логопеда»
3.ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПУНКТА
- Рабочая программа учителя-логопеда
Как говорилась выше рабочая программа должна быть разработана в соответствии с Образовательной программой ДОУ; «Примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной».
Из данной программы мы берем порционно, то, что касается фонетического недоразвития речи.
- Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Логопункт
- План индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. (приложение 1)
В приложение1 приведен образец плана рекомендованный Методические Рекомендации Об Организации Деятельности Дошкольных И Школьных Логопедических Пунктов (Спб Аппо,2016 Г)
https://sites.google.com/site/kafedrakorrekcionnojpedagogiki/fgos-do/metodiceskie-recomendacii
4. Индивидуальный график работы учителя – логопеда (приложение 2)
5. Журнал учета посещаемости детьми коррекционно – развивающих занятий. (приложение 3)
6 Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт.
7. Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателями групп. (приложение4)
8. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Логопункт
9. Журнал консультаций родителей ребенка (Приложение5)
10. Отчет о результативности коррекционной работы
11. Журнал инструктажа с воспитанниками
(по Ю.К. Недоступов «Охрана труда в ОО)
12. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в Логопункт.
- Список документации логопедического пункта составлен в соответствии с документом:
- Распоряжение Комитета по образованию от 04.04.2014 №1357 – р «Об утверждение Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно- развевающей помощи детям ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования»
А так же в соответствии с Методическими Рекомендациями Об Организации Деятельности Дошкольных И Школьных Логопедических Пунктов (Спб Аппо,2016 Г).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заявление родителей о зачислении ребенка на логопункт ДОУ
Удобный бланк для заполнения родителями заявления. Специально добавленные мною пункты и примечания повышают мотивацию родителей к сотрудничеству с логопедом для более успешной коррекционной раб...
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...
Анкета для оценки родителями работы логопункта
Анкета для оценки родителями работы логопеда ДОУ...
Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"
Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"...
Преемственность в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (Доу-начальные классы, логопед, русский язык)
Данный материал представляет опыт работы школьного логопеда, логопеда ДОУ, психолога, учителей русского языка. Будет полезен многим категориям учителей и воспитателей, психологам....
Экспериментальная работа по теме «Формирование грамматической компетенции у дошкольников в условиях логопункта»
1. Пояснительная записка к экспериментальной работе по теме «Формирование грамматической компетенции у дошкольников в условиях логопункта".2. Календарно-тематический план логопедических занятий ...
Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте
Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда...