Квалификационная работа по специальности "Дефектолог"
методическая разработка
Квалификационная работа по специальности "Дефектолог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvalifikatsionnaya_rabota.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения, включающая обмен представлениями, идеями, интересами, настроением, чувствами между людьми в ходе совместной деятельности.
У детей, имеющих интеллектуальные нарушения, не развито обобщение, снижен и своеобразен объем освоенных словесных значений, отмечается пониженная речевая активность.
Ведущими факторами, вызывающими отклонения в развитии личности ребёнка, связанные с общением, являются недостатки направленности позиции ребёнка в коммуникации и недостаточное владение средствами коммуникативной деятельности.
Если ребенка научить выражать свои желания, нужды, просить о помощи и адекватно реагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир, который предъявляет к его личности требование регулировать собственное поведение, уметь ориентироваться в ситуациях общения, актуализировать и обогащать свой социальный опыт и принимать правильные решения.
До настоящего времени нет единого и общепризнанного определения категории общения. Так, В.Н.Панферов дает более развернутое определение, акцентируя внимание на информационно-коммуникативных функциях и речевых средствах общения: «Общение – есть взаимодействие людей, содержанием которого является познание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установлении взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности».
Потребность в общении состоит в стремлении к познанию другого человека и к познанию самого себя. Одним из проявлений этой потребности является стремление к оценке и самооценке.
Потребность в общении начинает проявляться и формируется у ребенка в процессе взаимодействия со взрослым.
В тех случаях, когда нарушение в психическом развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть его к общению, какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, проявлять внимание к тому, как он пытается реагировать на эти попытки.
Большинство ученых едины во мнении о том, что общение представляет собой существенную сторону жизнедеятельности индивида. В зависимости от выполняемой роли ими выделяются три класса функций общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную.
Информационно-коммуникативная функция общения объединяет процессы, которые можно определить с помощью принципа «прием – передача информации».
В процессе общения, включенного в совместную деятельность, происходит выравнивание исходной информированности коммуникантов через прямое сообщение некоторых значений, обучение, инструктирование.
Большое значение в развитии этой функции общения имеют сюжетно – ролевые игры и шоу-технологии.
Во время сюжетно-ролевых игр, учащиеся включаются в совместную деятельность, где осуществляется своеобразный выход накопившейся у них потребности встать на место взрослого, быть им. Осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом.
При организации воспитательских часов используются шоу-технологии. Ведущая роль этих игр – расширение зоны активного познания ученика. В основе данной технологии лежит познавательная игра, популярная в любом возрасте. Воспитательские часы проводятся в соревновательном взаимодействии между участниками или командами участников.
Общение, возникающее и развивающееся в процессе обучения сюжетно-ролевым играм и шоу-технологиям, значительно обогащает речевое и коммуникативное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. Прежде всего, это проявляется в том, что у них возникает стремление говорить по поводу того, что они делают, желание рассказать о своих намерениях, поделиться с окружающими новыми впечатлениями, вне игры разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и огорчения.
В результате этого у учащихся появляется стремление понять друг друга, достичь согласия, оценить результаты деятельности, оптимизировать ее.
Регуляционно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией поведения в общении. Через общение человек в состоянии управлять не только своим собственным поведением, но и воздействовать на поведение партнеров или окружающих. Через механизмы обратной связи индивид испытывает ответное воздействие окружающих на себя. Поэтому развивая регуляционно-коммуникативную функцию общения, проводится работа над регуляцией поведения в общении. Для этого используются представления-экспромты.
Театр-экспромт имеет в качестве ведущей психологическую задачу, которая состоит в психологическом раскрепощении детей, в формировании у него чувства уверенности, в инициировании симпатий друг к другу.
Дети любят занятия, наполненные радостью, шуткой, импровизацией, в которых они открывают сами себя. Природное основание – подражательность – залог успешности игровой формы.
Одним из средств развития коммуникативных навыков учащихся также являются подвижные игры. Игровая деятельность способствует развитию высших психических процессов, расширению кругозора, улучшению здоровья. Движение, входящее в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, переносить неудачи, поражения, переживать успех, терпимее относиться друг к другу.
Большую роль имеет развитие общения через предметно-практическую деятельность, в частности, экскурсии и прогулки на природу, в общественные места. Во время прогулок и экскурсий дети многое узнают об окружающем мире и учатся общению.
Задача коррекционных экскурсий в общественные места заключается в подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся должны научиться самостоятельно делать покупки, отправлять телеграмму, купить проездной билет в автобусе и т. д. В процессе экскурсии дети на практике учатся общению со взрослыми (кассирами, продавцами, библиотекарями и др.). Это приучает детей к взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти и овладению учащимися практическими навыками общения в новых условиях.
После прогулок и экскурсий на природу во время проведения занятий кружка прикладного творчества появляются рисунки красками, карандашами, пластилином, аппликации, композиции, поделки из природного материала, которые дети выполняют с увлечением как индивидуально, так и коллективно. После создания творческой работы дети делятся впечатлениями об увиденном и воспроизведенном в поделке, обмениваются мнениями, рассказывают о своей деятельности.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов способствует творческому развитию, мыслительной активности, взаимосвязи «рука-мозг», умению общаться с другими людьми.
Класс функции общения аффективно-коммуникативный относится к эмоциональной сфере человека. В данном случае через общение у детей происходит смена эмоционального состояния, осуществляется эмоциональная разрядка. С этой целью проводятся экскурсии и прогулки в парк, в лес, к реке, на гору. Дети через восприятие прекрасного, наблюдение за красотой природы получают положительные эмоции, заряд бодрости, становятся более спокойными, уравновешенными, учатся конструктивному общению с окружающей их средой.
Коррекции эмоциональной сферы учащихся, их морально-психологического состояния способствуют психокоррекционные упражнения, которые учат понимать и оценивать друг друга, согласовывать свои действия, преодолевать и раскрывать себя, формируют навыки общения, создают опыт взаимоузнавания. Дети учатся распознавать собственные чувства и эмоции и чувства, эмоции других людей.
Данные формы работы помогают снять эмоциональное напряжение, снизить аффектность поведения, развивать чувственную сферу.
Систематическая, целенаправленная и планомерная работа по развитию коммуникативной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями дает следующие результаты.
Подростки знают правила безопасного поведения в окружающем мире и эффективного межличностного общения, в основном, умеют конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств. У детей воспитываются позитивные качества личности, повышается продуктивность и контактность во взаимоотношениях с людьми, уровень саморегуляции и саморуководства, раскрывается творческий потенциал личности ребенка. Учащиеся лучше адаптируются в учреждениях образования и в социальном окружении, где проявляют себя коммуникабельными, общительными людьми, строят с окружающими оптимальные взаимоотношения.
Литература:
- Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005.288с.
- Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб.:Союз, 2004.336с.
- Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2000.224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Работа с одаренными детьми. Обучение приемам составления кроссвордов как форме стимулирования познавательной активности учащихся на уроках ИЗО»
Обучение приемам составления кроссвордов на уроках ИЗО...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - Тема: «Коррекция, как технология социальной работы»
Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной р...
Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»
Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»...
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускной квалификационной работе (дипломной работе)
В Положении прописала нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию дипломной работы обучающегося техникума....
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...
Выпускные квалификационные работы, курсовые работы
Выпускные квалификационные работы и курсовые работы по методике преподавания английского языка написаны студентами 4-5 курсов отделения "Иностранный язык" Мезенского педагогического колледжа, руководи...
Выпускная квалификационная работа “Как я работаю со своими учениками” По направлению: “Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС”
Статья написана как зачетная работа после прохождения курсов повышения квалификации (108 часов) по программе:“Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС” ...