«МИР РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
план-конспект
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
«МИР РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
29 января 2019 г.
Воспитатель 3 класса: Гилязетдинова Р.Ф.
Тема: «Мир русских народных сказок».
Цели: 1. Личностные учебные действия:
а) Развивать способность к осмыслению своих поступков, своих одноклассников, сказочных героев.
б) Развивать положительное отношение к одноклассникам.
в) Развивать умение взаимодействовать друг с другом.
г) Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения.
2. Коммуникативные учебные действия:
а) Учить вступать в контакт и работать в коллективе.
б) Учить использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, с воспитателем. Учить принимать помощь и обращаться за ней.
в) Учить слушать одноклассников и воспитателя.
г) Учить сотрудничать с взрослыми и своим сверстникам, доброжелательно относиться к людям, учить сопереживать им.
3. Регулятивные учебные действия:
а) Соблюдать ритуалы поведения на занятии.
б) Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
в) Учить работать в общем темпе.
г) Контролировать и оценивать свои действия и действия своих одноклассников.
4. Познавательные учебные действия:
а) Учить выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
б)Учить делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
в) Учить работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, текст, устные высказывания).
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок.
- Драматизация по сказке «Репка».
- Посетили 2 экскурсии в Приморский городской музей по теме «Русская старинная изба», «Утварь русской избы».
- Знакомились с русскими пословицами и поговорками.
- Рисовали по теме «Русские народные сказки».
Приемы и методы:
- Словесные (стихи, пословицы и поговорки, загадки).
- Пояснения.
- Поощрения.
- Практические (театрализация сказки «Репка»).
- Игровые (дидактическая игра, русская народная игра «Кошки – мышки»).
Материалы и оборудование:
- Макет русской печки.
- Старинная и современная утварь русской кухни.
- Плакат: «Мир русских народных сказок».
- Элементы сказочных костюмов к сказке «Репка».
- Рисунки детей по любимым сказкам.
Ход занятия:
(Дети выстраиваются около сцены).
Воспитатель:
- Ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу вам напомнить о правилах поведения на занятие, то есть вы должны вести себя хорошо, не баловаться, не перебивать друг друга, не выкрикивать ответы, а поднимать руку для ответа. К нам пришли гости, давайте покажем, какие мы воспитанные, умные ребята. У вас все получится!
- А сейчас я приглашаю вас на полянку загадок. (Дети садятся на ковер)
В чудо сказку – вы и я
Отправляемся друзья.
Я прошу вас не зевать –
Сказку русскую назвать!
- Я буду вам показывать картинку, а вы должны будете отгадать по картинке название сказки, и в этом мне поможет Саша М.
- Саша, возьми картинку и покажи ребятам: Какая эта
сказка? Ребята отвечают полными ответами, и так по всем картинкам.
- Ребята, про что мы с вами сейчас говорили? (Про русские народные сказки).
- Правильно, мы с вами говорили про русские народные сказки, а тему нашего занятия прочитает Рома : «Мир русских народных сказок».
- Давным-давно, в старину наша страна называлась Русь. Люди на Руси не умели читать, писать, но они сочиняли чудные сказки о том, что видели и слышали, о красоте природы, о повадках животных. Люди передавали сказки из уст в уста, из поколения в поколение. Например, бабушка рассказывала своему внуку или внучке, внучки вырастали и рассказывали сказки своим детям и внукам и так далее и далее. Поэтому сказки дошли и до наших времен, их любят и взрослые и дети.
- Ребята, почему эти сказки называются народными? (Потому что, эти сказки сочинял народ)
- Что побеждает в конце каждой сказки? (Добро побеждает зло)
- Правильно, во всех русских народных сказках добро побеждает зло!
- Ребята, а как сейчас называется наша страна? (Россия)
- А как называются люди, которые живут в России? (Русские)
- Я предлагаю вам перенестись в прошлое, в Русь и заглянуть в одну из русских изб.
- Закройте глаза (я открываю занавес), а теперь откройте.
- Посмотрите, ребята, как люди жили на Руси, посмотрите, сколько здесь разных старинных предметов!
- А ну-ка, давайте поиграем в игру «Что это?» - правила игры: Я показываю вам предмет, а вы говорите, как этот предмет называется и как люди в старину использовали его, для чего он был им нужен.
Игра:
* Самовар - (люди кипятили в нем воду, и пили чай)
- Скажите, чем заменили самовар в наше время? (Чайник)
* Чугунок - (люди в нем варили кашу и суп)
- Скажите, чем заменили чугунок в наше время? (Кастрюля)
* Свеча – (люди освещали свечой свой дом)
- Скажите, чем заменили свечу в наше время? (Лампа)
* Прялка - (люди пряли шерсть и вязали или шили себе одежду)
* Лапти – (люди одевали их на ноги и ходили по улице, за дровами в лес, на охоту)
- Скажите, чем заменили лапти в наше время? (Ботинки, сапоги)
- Ребята, посмотрите, самовар заменили, свечу заменили - стало светлее благодаря лампе, лапти заменили обувью, в кастрюлях варим и кашу и суп. А что осталось не измененным? (Добро)
- Добро, доброта русская, русский человек, русские люди – добрые люди, всегда готовы прийти на помощь, умеют дружить.
(Беру лапти в руки).
- Ребята, в какой сказке, которую мы читали, говорится про лапти? («Пузырь, соломинка и лапоть»)
- Про что эта сказка? (Про дружбу)
- Хорошая эта дружба? (Нет - пузырь смеялся над своими друзьями)
- Чем это закончилось? (Пузырь лопнул)
- Ребята, а у нас есть такие ребята, которые смеются над теми у которых что- то не получается? (Да, есть)
- Не будем их называть, я думаю, они поняли, о ком мы говорим и поняли, что так делать нельзя. Наоборот нужно помогать! Мне сегодня было очень приятно наблюдать, как Миша открыл дверь перед Евгенией Леонидовной и придержал дверь, дожидаясь, когда она пройдет. Мне приятно, когда вы здоровайтесь с взрослыми и старшими воспитанниками, ведь здороваясь, вы желаете человеку здоровье, а разве это плохо? Нет, это очень хорошо!
Физминутка:
- А еще, ребята, в старину взрослые и дети играли в игры. Хотите поиграть в старинную народную игру «Кошки-мышки»? (Применить считалочки, когда нужно выбрать мышку и кошку)
- Ребята, вы молодцы, активно играли в игру. Теперь присядьте на полянку и отдохните.
Миша: - О чем-то скрипит половица,
И спице не спится.
Рома: - Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
Артем: - И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Саша К: - Тихонько скрипит половица,
По комнате, ходит сказка…..(шёпотом)
Воспитатель: (подходит к столу)
- Ребята, здесь разложены костюмы для спектакля, вы должны выбрать свой костюм, вашего героя, которого вы будете играть. Если у кого-то не получается разобраться с костюмом, то помогите ему. Ведь мы русские люди, мы добрые и мы умеем помогать! (Ребята помогают друг другу и переодеваются в сказочных героев).
Спектакль: «Репка»
Воспитатель: - Посадил дед репку и говорит:
Дед - Саша К: - Расти, расти, репка, сладкая! Расти, расти, репка, крепкая!
Воспитатель: - Выросла репка сладкая, крепкая, большая – пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.
Дед – Саша К: - Бабка помоги!
Воспитатель: - Бабка за дедку, дедка за репку! Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Внучка – Саша Х: - Внучка, помоги!
Воспитатель: - Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.
Внучка – Рома: - Жучка помоги!
Воспитатель: - Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.
Жучка – Артем: - Кошка помоги!
Воспитатель: - Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
Кошка – Саша М: - Мышка помоги!
Воспитатель: - Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку!
- Ребята, о чем эта сказка? (О дружбе, о том, что нужно помогать друг другу)
- Правильно, если есть трудности, то нужно преодолевать их вместе, и мы их преодолеем, ведь девиз нашего класса: «Держаться вместе, чтоб не сдуло!» Давайте обнимемся крепко – крепко, ведь только держась друг за друга, мы можем справиться с любыми трудностями!
- Ребята, вы молодцы! Скажите, понравилось вам занятие? Что именно понравилось? (Спросить каждого ребенка)
- Наше занятие закончилось, вставайте в ряд и поклонитесь как настоящие артисты нашим гостям. ( Ребята встают в ряд, кланяются и выходят из зала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 4 классе по теме: "Прыжок в длину с места на результат. Выполнение контрольного норматива. Подвижные игры с мячами с использованием русских народных сказок".
Разработка открытого урока в 4 классе с использованием русских народных сказок....
Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
При иллюстрировании русских народных сказок учащиеся в 1 классе в состоянии усвоить понятие равновесия, найти гармоничное соотношение фигуры и фона на листе, а также осознать ...
Литературоведческая пропедевтика (на материалах русских народных сказок)
В статье рассматривается один из методических аспектов работы с данным учебником. А именно пропедевтика изучения литературоведческих понятий на примере русских народных сказок....
урок литературы "Северные варианты русских народных сказок"ФГОС
в уроке представлена работа с историей фольклористики на Севере, сравнительная таблица волшебных сказок "Хрустальная гора" и "Три царства: медное, серебряное и золотое"...
Виды русских народных сказок
Конспект урока литературы в 5 классе...
Конспект развлечения "Путешествие по мотивам русских народных сказок"
Предлагаю Вашему вниманию сценарий развлечения (досуга) на тему: "Путешествие по мотивам русских народных сказок". Цели:- создать у детей радостное, праздничное настроение;- вызвать желание...
Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).
.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....