Виды русских народных сказок
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока литературы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_5_klasse_s_primeneniem_proektnoy_tekhnologii.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 5 классе с применением проектной технологии
Тема урока: "Виды русских народных сказок"
Цели урока:
1) Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.
2) Развивать речь, творческие способности обучающихся.
3) Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.
Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентации учеников.
Предварительное задание по итогам предыдущего урока:
Подготовить проекты - презентации по темам:
1. Сказки о животных.
2. Волшебные сказки.
3. Герои волшебных сказок. Баба Яга.
4. Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.
5. Социально-бытовые сказки.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.
II. Постановка цели урока
Слово учителя: - Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.
В ходе работы над проектами вы узнали, что сказки делятся на три группы. Какие?
(Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.)
- По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?
На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.
III. Выступления учеников
1) Проект-презентация «Волшебные сказки»
- Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.
2) Проект-презентация «Сказки о животных»
- Назовите, какие сказки о животных вы знаете?
3) Проект-презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»
- Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.
4) Проект - презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»
- Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?
5) Проект-презентация «Социально-бытовые сказки»
- Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?
IV. Итог урока
Заполнение таблицы в течение урока.
Название сказки | Вид | Аргументы (почему?) |
1. «Репка» | бытовая | коллективный труд людей и животных |
2. «Снегурочка» | волшебная | волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки |
3. «Лиса и Журавль» | о животных | кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет |
4. … |
|
|
5. … |
|
|
6. … |
|
|
7. … |
|
|
8. … |
|
|
Домашнее задание:1) Закончить таблицу.
2) Прочитать сказку «Царевна-лягушка»
- Обращайте обязательно внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Обратите внимание на сказочные формулы. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Вспомните и прокомментируйте известное выражение: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 4 классе по теме: "Прыжок в длину с места на результат. Выполнение контрольного норматива. Подвижные игры с мячами с использованием русских народных сказок".
Разработка открытого урока в 4 классе с использованием русских народных сказок....
Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
При иллюстрировании русских народных сказок учащиеся в 1 классе в состоянии усвоить понятие равновесия, найти гармоничное соотношение фигуры и фона на листе, а также осознать ...
Литературоведческая пропедевтика (на материалах русских народных сказок)
В статье рассматривается один из методических аспектов работы с данным учебником. А именно пропедевтика изучения литературоведческих понятий на примере русских народных сказок....
урок литературы "Северные варианты русских народных сказок"ФГОС
в уроке представлена работа с историей фольклористики на Севере, сравнительная таблица волшебных сказок "Хрустальная гора" и "Три царства: медное, серебряное и золотое"...
Конспект развлечения "Путешествие по мотивам русских народных сказок"
Предлагаю Вашему вниманию сценарий развлечения (досуга) на тему: "Путешествие по мотивам русских народных сказок". Цели:- создать у детей радостное, праздничное настроение;- вызвать желание...
Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).
.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ героини русских народных сказок в стихотворениях русских поэтов ХХ века" (по стихотворениям Д. Кедрина "Аленушка" и А. Прокофьева "Аленушка")
Урок представляет собой сравнительный анализ двух одноименных стихотворений...