Речь вашего ребенка при поступлении в первый класс
консультация
трудности ребёнка-логопата при поступлении в первый класс зависят от многих факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
причины не освоения школьного обучения при нарушениях речи | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь вашего ребенка при поступлении в первый класс
Артикуляционная моторика
Недостатки звукопроизношения ограничивают общение ребенка со сверстниками, отрицательно влияют на формирование его эмоционально- интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости по многим дисциплинам.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Внятность и чистота произнесения звуков зависит от многочисленных факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата. При нарушениях его двигательной функции страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи звучат смазано.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ что это такое?
Дифференциация фонем (умение различать на слух : слова близкие по звуковому составу н-р: почка-бочка, тачка-дачка, твердые-мягкие, дифференциация слогов (различение слогов со сходными звуками).
Звуковой анализ и синтез
Умение выделить в слове заданный звук, назвать его место. Из отдельных звуков составить слово. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ В СЛОВЕ. Например: (сумка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛ-ВА ЗВУКОВ В СЛОВЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛ-ВА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Например: День был теплый. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛ-ВА СЛОГОВ В СЛОВЕ. (МАК, ПАРТА)
Недостаточная сформированность этой функции дает самое большое количество нарушений письменной речи.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ ( СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ)
- Составление предложений из слов в начальной форме (В, сад, расти, вишня. Рисовать, карандаш, девочка.)
- Добавление предлогов в предложение (Почки распустились….. деревьях.)
- Образование прилагательных от существительных:
А) Относительных – кукла из бумаги-она бумажная.
Б) Качественных-лису за хитрость называют хитрой.
В) Притяжательных-у собаки лапа – собачья.
- Согласование прилагательных с существительными
- Образование существительных в уменьшительной форме
Связная речь
Пересказ прослушанного текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Основная задача родителей
- вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы (1классе!!), предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
В каких случаях необходимо обращаться к логопеду? В семье говорят на двух языках.!!!
Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;
2 года – в речи ребенка присутствует менее 10 слов.
3 года – в речи отсутствует фраза, речь абсолютно непонятна для окружающих.
5-6 лет - нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы.
Советы логопеда
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь.
Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова непременно объясняйте.
Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными словами- все это тормозит речь.
Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша»
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: « А понятен ли ему ваш ответ?». Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Как, правило, незначительные нарушения звуков речи не сказывается на обучении. Выраженные и множественные нарушения приводят к отражению неправильного произношения на письме, из-за опоры на неверное проговаривание. А не усвоение навыков проговаривания и письма соответственно отражается на чтении.
Обязательно следить за посещением логопункта, если оно необходимо для вашего ребёнка. Контролировать его успехи и преодолевать трудности, помогая ребёнку-логопату в его обучении правильной речи и освоении грамоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнение друзей для вашего ребенка важнее вашей точки зрения. Надо ли с этим бороться?
Иногда ребенок прислушивается к мнению друзей, а точка зрения родителей для них не важна и они не слышат родителей. Как поступать родителям ...
Если мнение друзей для вашего ребенка стало важнее вашей точки зрения.
Памятка для родителей....
Выступление на родительском собрании на тему: "Первоклассник - новый этап в жизни Вашего ребенка и Вашей семьи"
Материалы содержат описание адаптационного периода первоклассников, признаки переутомления и рекомендации родителям...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».
Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...
Что нужно знать при поступлении в первый класс
Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться....
Как формируется речь вашего ребенка
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов....
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС, при поступлении в первый класс общеобразовательной школы.
Пояснительная записка.Актуальность: В связи с вступлением в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, в соответствии со статьей 5, пунктом ...