Рабочая программа учителя - дефектолога для обучающихся с ЗПР
рабочая программа
Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_defekt_zpr_18-19_uch._god_.docx | 89.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_________________ Н.Н.Овчинникова
«_____» августа 2018г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1411»
Рабочая программа учителя - дефектолога
для обучающихся с ЗПР
Программу составила учитель – дефектолог Е.Б. Манцерева
Срок действия программы до 01.09.2019
Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ЗПР. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Приказ Минобрнауки РФ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 года №1598;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР, разработанная на основе ФГОС НОО обучающихся с ЗПР. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Конституция РФ;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конвенция ООН о правах инвалидов;
- Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.
Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития и сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей с ЗПР.
Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития обучающихся ГБОУ Школа №1411.
Основные направления работы учителя-дефектолога:
- диагностическое;
- коррекционное;
- аналитическое;
- консультативно-просветительское и профилактическое направление;
- организационно-методическое.
Программа коррекционного курса содержит:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики коррекционного курса;
2) общую характеристику коррекционного курса;
3) описание места коррекционного курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса;
5) ожидаемые результаты освоения коррекционного курса;
6) содержание коррекционного курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и календарно-тематическое планирование
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Пояснительная записка
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно - развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении школьных учебных программ, а также в адаптации их к школе и социальному окружению. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 - 2,5 раза. Примерно 50% от числа детей испытывающих трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития (ЗПР). В нашей стране категорию неуспевающих школьников изучают с конца 60-х годов. ЗПР – синдром замедления темпа реализации потенциальных возможностей организма.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющих генетически обусловленную недостаточность головного мозга. У таких детей психические функции, формирующиеся на ранних этапах, складываются, в зависимости от степени и глубины поражения центральной нервной системы, несколько по-иному, чем в норме: остаются недостаточными, неполноценными.
Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность процесса переработки сенсорной информации в целом, поэтому у них нет целостности восприятия, они не могут полностью охватить объект со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Они допускают ошибки при воспроизведении простых геометрических фигур по зрительному образцу. Для адекватного восприятия объектов детям с ЗПР требуется больше времени, чем детям без нарушений. Таким образом, эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающимися детьми, а образы недостаточно дифференцированные и полные. Это ограничивает возможности наглядного мышления, что проявляется в результатах и способах выполнения заданий.
Внимание описываемой категории детей характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий.
Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и особенно долговременной памяти. Так, при выполнении задания методики «Десять слов» дети старшего дошкольного возраста воспроизводят не более 2-5 слов из 10. После 2-3 повторений количество воспроизводимых слов не повышается, а иногда и снижается. При отсроченном (по прошествии 30 минут) воспроизведении слова либо заменяются (вместо слова «лес» - «елка», «кот» - «котенок», «дом» - «дача», «конь» - «лошадь» и т.д.), либо вовсе забываются.
Низкий уровень произвольного запоминания у детей с ЗПР связан не только с ограниченной познавательной активностью и неумением найти вспомогательные мнемические приемы, но и с трудностями смысловой переработки информации, которую необходимо запомнить.
У детей с ЗПР отсутствует интерес к познавательным задачам и готовность их решать. Дети пытаются «уйти» от заданий: заговаривают на другую тему, просто отказываются от выполнения - «не знаю», «не умею».
Во всех видах мыслительной деятельности у детей с ЗПР обнаруживается отставание. Большие трудности вызывают задачи наглядно-образного характера, решение которых опирается на образы представлений и воображение. У детей с ЗПР отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей деятельности. Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР - инертность. Они с большим трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения - на другой.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, или инфантилизм, проявляет себя особенно при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. На занятиях такие дети непродуктивны в тех ситуациях, когда необходимо следовать требованиям педагога и преодолевать собственные желания. Для них характерно отсутствие чувства долга, ответственности за свое поведение, небрежное отношение к обучению, неорганизованность при выполнении заданий, недостаточная критичность, завышенная или, наоборот, заниженная самооценка как результат отрицательной оценки их неуспехов в разных видах деятельности.
Дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий (заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок и т.п.). Они стремятся избежать всяких умственных усилий.
Дети с ЗПР плохо регулируют собственные действия. При выполнении задания не умеют следовать инструкции, сличать уже проделанное с тем, что еще предстоит выполнить.
Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего эти дети внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении.
Истощаемость нервной системы и быстрая утомляемость характерны для детей с ЗПР. Утомляясь, они ведут себя по-разному. Одни становятся вялыми и пассивными, стремятся к уединению, другие - возбуждаются, ведут себя расторможено. Они, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими. ЗПР встречается значительно чаше других, более грубых нарушений онтогенеза. В результате многочисленных исследований и наблюдений выделено несколько типов ЗПР, каждый из которых имеет свою структуру и особенности. Различной бывает и степень задержки. Чем раньше она выявляется, тем больше возможностей скорректировать имеющиеся недостатки, определить меры и виды помощи этим детям, причем для каждого ребенка эта помощь сугубо индивидуальна. Для такой работы прежде всего необходим индивидуальный подход. В работе должны учитываться уровень и особенности развития данного ребенка, связанные со степенью и мерой поражения центральной нервной системы.
Психологические особенности обучающихся с ЗПР, описанные выше, существенно затрудняют достижение ими планируемых результатов НОО. Предполагается, что коррекционно-развивающие занятия будут способствовать коррекции различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, уменьшению детских трудностей.
Курс дефектологических коррекционно-развивающих занятий направлен на исправление различных типичных недостатков психического развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой категории. Представленная программа отражает содержание коррекционно-развивающих занятий, подобранных с учетом перечисленных во ФГОС и ПрАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию ПМПК.
Цель коррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в учебном и познавательном развитии, гармонизацию личности, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
В соответствии с особыми образовательными потребностями определяются следующие задачи курса:
- формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
- совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
- стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
- освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
- содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.
В 1и 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
- продолжать формировать основы саморегуляции, коррекции недостатков познавательной деятельности, уменьшения степени эмоционального неблагополучия, освоения приемов продуктивной коммуникации;
- создать условия для закрепления правил поведения в школе, развития интереса к себе, одноклассникам, учителю, продолжать формировать навыки продуктивной коммуникации с одноклассниками, в т.ч. совместной деятельности с ними, что оптимизирует социальное взаимодействие обучающегося;
- корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственно-временных представлений, контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;
- корригировать недостатки перцептивных (отнесения к сенсорному эталону, перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация) операций и действий, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
- содействовать развитию сферы жизненной компетенции, достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для первого класса. формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
- совершенствовать познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
- стимулировать познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
- закреплять социально одобряемые нормы поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
- содействовать становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи модуля по ликвидации пробелов в знаниях по математике, русскому языку и развитию речи конкретизируются следующим образом:
Задачи:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- Закрепление знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге;
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других
2. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Общеизвестные недостатки их саморегуляции, мыслительных операций, мотивационные искажения, личностная незрелость, речевые трудности, а также многочисленные неспецифические дисфункции, в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования.
Участие ребенка в коррекционных занятиях с высокой степенью вероятности должно уменьшить недостатки саморегуляции, повысить общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, что благотворно влияет на мотивацию учения.
У обучающихся с ЗПР обычно наблюдаются различные дисфункции, вызванные минимальными повреждениями центральной нервной системы (ЦНС) и функциональной (реже органической) недостаточностью отдельных анализаторов. К дисфункциям относятся нарушения внимания, мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных представлений, фонематических процессов и прочие, которые мешают овладению содержанием различных учебных предметов. Упражнения, способствующие преодолению вышеперечисленных дисфункций, включаются в работу по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся.
Важнейшее и системообразующее значение имеют задания, направленные на формирование и совершенствование произвольной регуляции. Формирование этой способности предлагается рассматривать как приоритетную задачу не только реализации обсуждаемого курса, но и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целом. Упражнения решающие эту задачу, являются частью комплексной программы по формированию осознанной регуляции познавательной деятельности и реализуется практически все годы обучения с постепенным наращиванием требований к самостоятельной организации деятельности и контролю результатов.
У обучающихся с ЗПР недостаточны мыслительные операции и действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, действия классификации, сериации и пр.), что затрудняет усвоение всех учебных предметов. Ежегодно включаемые в программу упражнения, направленные на активизацию познавательной деятельности, ставят задачу формирования ее операционального состава. Вместе с тем любая психокоррекционная работа с ребенком должна способствовать улучшению познавательной деятельности, результатом которой, как известно, является не только усвоение учебного материала, но и совершенствование сферы жизненной компетенции (продуктивная ориентировка в окружающем предметном и социальном мире). Целенаправленное формирование возможностей произвольной регуляции, обеспечение школьнику специальной помощи в осознании имеющихся трудностей, а также выполнение рекомендаций по реализации индивидуального подхода к обучающимся способствует постепенной коррекции имеющихся проблем обучения.
Однако не только дефицит осознанной регуляции затрудняет усвоение учебного материала.
В соответствии с ФГОС учитель-дефектолог в ходе реализации курса занятий учитывает рекомендации учителя, касающиеся необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися над ликвидацией пробелов предшествующего обучения и профилактики отставания от класса при усвоении нового материала. А так же в 1 и 1 дополнительном классе дефектолог реализует модули, направленные на формирование пространственно-временных представлений, активизацию познавательной деятельности, а также работать с обучающимися индивидуально, корригируя индивидуальные пробелы обучения и формируя необходимые учебные действия.
Особое значение имеет тесная связь логопедических и коррекционных занятий, а также сопряженность с содержанием изучаемых учебных предметов.
Трудности овладения письмом определяются недостатками со стороны фонематического восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, слуховой памяти, а также организации и контроля деятельности. Существенное значение имеют и патофизиологически обусловленные недостатки произвольного внимания, приводящие к большому количеству ошибок (письмо слов, предложений, текстов). Общее отставание темпов становления познавательной деятельности препятствует сознательному усвоению и использованию разнообразных
многочисленных правил, а легкие проявления системного недоразвития речи затрудняют как понимание, так и самостоятельное употребление слов.
Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на развитие произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради, слуховое сосредоточение, удержание зрительного внимания и т.п.). Предусмотрены задания, направленные на преодоление несформированности словесного опосредствования деятельности и поведения, для чего используются упражнения на вербальное обозначение сходств и различий, активизацию самостоятельного устного высказывания и пр. Предполагается, что умения, приобретаемые на коррекционно-развивающих занятиях, будут перенесены на программный материал предметной области «Филология».
Трудности овладения математикой в значительной мере сопряжены с недостатками пространственных и квазипространственных представлений, соответственно, работа по их коррекции является необходимой и способствующей усвоению математических знаний, в первую очередь основ геометрии.
Ошибки при решении математических примеров обусловлены в первую очередь колебаниями внимания и несформированностью действий контроля. Упражнения для улучшения контроля, психотехнические упражнения (задания на концентрацию, переключение внимания, удержание числовой информации) способствуют минимизации подобных ошибок.
Для большинства обучающихся с ЗПР типичны серьезные трудности в решении арифметических задач. С одной стороны, их вызывают недостатки словарного запаса, плохое понимание слов, входящих в условие задачи, что предполагает соответствующую работу логопеда. С другой стороны, ведущую роль играет недостаточная сформированность мыслительных операций, действий логического мышления, трудности мысленного представления объектов и оперирования ими. Упражнения по активизации познавательной деятельности, включающие постепенно усложняющиеся упражнения, направлены на улучшение аналитико-синтетических возможностей, формирование базовых операций логического мышления.
С психологической точки зрения эффективное (быстрое и правильное) решение любой арифметической задачи предполагает отнесение ее к определенному типу, для которого установлен алгоритм решения. Однако, как уже было сказано, обучающиеся с ЗПР из-за недостатков познавательной деятельности еще не могут эффективно использовать алгоритмы решений в умственном плане. Они должны быть представлены детям в образных формах (модель, схема), с четким выделением последовательности решения. В связи с этим в курс коррекционно-развивающих занятий постепенно включаются упражнения, психологически идентичные решению арифметических задач, в качестве средства выполнения которых может использоваться как словесное правило, так и наглядная модель.
Трудности овладения знаниями по предмету «Окружающий мир» обычно проявляются в меньшей мере, их получению препятствуют общие недостатки познавательной деятельности, познавательной активности и трудности самоорганизации о преодолении которых уже говорилось ранее. Коррекционные занятия направленны так же на расширение знаний ребенка об окружающей предметной и социальной действительности. Значение имеют и задания, направленные на усвоение пространственных представлений, выделение ориентиров.
Благодаря коррекционным занятиям облегчается овладение предметами «Технология», «Изобразительное искусство», «Физкультура» (за счет совершенствования моторики, навыков самоорганизации).
Предложенный коррекционный курс составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития.
Эффективность коррекционных занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие между дефектологом, психологом, учителем и логопедом, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения.
Программа курса дефектологических занятий составлена по модульному принципу. Содержание, форма организации (индивидуальная).
Важнейшее значение для выбора содержания курса имели работы психологов, дефектологов, непосредственно работающих по проблеме задержки психического развития. Их развивающие программы включены в курс занятий с учетом возможностей учащихся, требований АООП к организации учебного процесса, и личного опыта.
Курс коррекционно-развивающих занятий реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей. Занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Содержание коррекционно-развивающих занятий спланировано в русле перечисленных ниже направлений, поскольку они являются наиболее значимыми для обучающихся с ЗПР.
Диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций:
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование и развитие пространственно-временных представлений;
- формирование учебной мотивации
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);
- формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;
- нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- готовность к восприятию учебного материала;
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности детей с ЗПР, предоставления учащимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями.
Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения:
- формирование правил и норм поведения в группе;
- адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения:
- развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;
- формирование способности к планированию и контролю;
Перечисленные направления работы ежегодно нуждаются в конкретизации в соответствии с наиболее актуальными особыми образовательными потребностями, индивидуально-типологическими характеристиками обучающихся. Ведущими, «сквозными» направлениями в коррекционной работе являются формирование системы произвольной регуляции и максимально возможное для имеющегося нарушения совершенствование познавательной деятельности, поскольку отсутствие существенного повышения их уровня не позволит обучающимся получить цензовое образование.
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (дефектологическими, логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме.
Приведенная рабочая программа представлена индивидуальными занятиями, рассчитана на 66 занятий.
Длительность коррекционно-развивающих индивидуальных занятий– 25 минут.
Темы индивидуальных занятий подбираются в соответствии с заключениями ЦМПК и ШППК, неусвоенными темами, либо темами, в которых ребенок имеет «пробел» (русский язык и развитие речи, математика, окружающий мир).
Индивидуальная диагностика уровней сформированности произвольной регуляции, познавательной деятельности, речевого развития, а также основных дисфункций и эмоциональных проблем проводится дефектологом в течение двух недель в первой и последней четвертях.
4. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процесса обучения, воспитания, коррекции, познавательного и личностного развития обучающихся с ЗПР на основе формирования общих учебных умений, обобщѐнных способов действий обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирования эстетических чувств;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
— развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
— формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
— формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
5. Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса
В ходе реализации курса достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты образования, происходит совершенствование сферы жизненной компетенции.
В области адаптации вновь прибывших обучающихся к школьным требованиям:
позитивное отношение к посещению школы;
соблюдение школьной дисциплины;
ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
социально-нормативное обращение к педагогу;
социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
способность правильно воспроизводить графический образец;
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:
совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
называние пальцев рук и их взаиморасположения;
способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени,
возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами,
возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале,
возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его,
способность к вербализации своих действий;
способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
способность переживать чувство гордости за свои успехи, вербализовать повод для гордости;
В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:
способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;
Для диагностики результатов учащихся предусмотрены следующие формы контроля: устные ответы, тестовые задания, графическая работа, контроль вычислительных навыков, анализ динамики текущей успеваемости и т.д.
Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса дефектологических занятий. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые педагог-дефектолог пытается достичь.
Личностные
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов учения;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности во всех видах деятельности;
Метапредметные
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пользоваться словарями и справочным материалом;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию,
обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
6. Содержание коррекционного курса
Программа коррекционной работы может быть конкретизирована и обозначена следующими направлениями:
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое», несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1—2 особенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Подбери пару», аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
Развитие внимания
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра «Муха» — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров («Мозаика», «Точки», выполнение заданий «Запутанные дорожки», игра «Внимательный художник»).
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.
Игры на перевоплощение: «Мозаика» (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, «Зашифрованный рисунок», получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.
Развитие памяти
Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Упражнения, аналогичные используемым на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание «Подбери пару», лабиринты, логические задачи).
Программа индивидуальной коррекционной работы по ликвидации пробелов в знаниях, может быть конкретизирована и обозначена следующими направлениями:
Ликвидация пробелов в знаниях по учебному предмету «Русский язык и развитие речи», «Математика», «Окружающий мир».
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и календарно-тематическое планирование
1 класс
I четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
Диагностическое обследование | ||||
1 | Игра «Разомнем кулачки». ЛПЗ. Сравнение предметов по величине, длине, ширине | Научиться различать предметы и находить одинаковые | Величина, масса, размер | Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие Коррекция мелкой моторики. |
2 | «Этот пальчик…» ЛПЗ.Осень. Обведение листьев по трафарету. | Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года | Похолодание, листопад, осадки, сентябрь, октябрь, ноябрь | Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления |
3 | «Найди лишнее» ЛПЗ.Временные представления | Знакомство с частями суток, с их последовательностью | День, ночь, вечер, утро; сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра | Развитие речи, развитие мышления |
4 | Классная комната ЛПЗ. Упражнения на штриховку. | Знакомство с классом Развитие навыков каллиграфии. | Доска, парта, одноклассник, учитель | Развитие навыков пространственной ориентировки Коррекция мелкой моторики. |
5 | «Зрительный диктант» ЛПЗ. Количество предметов. | Определение количества предметов. | Один, много. | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
6 | ««Графический диктант». ЛПЗ.Моя семья | Формирование знаний и представлений о членах семьи | Родители, родственники | Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям |
7 | «Что ты видишь?» ЛПЗ. Квадрат, круг. | Знакомство с геометрической фигурой круг | Квадрат, квадратный | Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование элементарных математических представлений |
8 | «Запомни цвета» ЛПЗ. Отношение порядка следования | Понятия: первый, последний, крайний, перед, после | Пирамидка, кукла, машинка и т.д. | Развитие речи, расширение математических представлений. |
9 | «Что это?» ЛПЗ. Рисование прямых линий | Вертикальные и горизонтальные прямые линии | Прямая линия | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
10 | «Волшебный мешочек» ЛПЗ.Разгадывание предметов. | Формирование навыка тактильно узнавать предметы | Много, гладкий | Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия |
11 | «Запомни картинки» ЛПЗ.Прямоугольник | Знакомство с геометрической фигурой круг | Прямоугольник, прямоугольный | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
12 | Части и целое Обобщающее занятие. | Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет | Целый, часть | Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления |
II четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1 | «Запоминание предметов» ЛПЗ.Число и цифра 1. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Один, первый | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
2 | «Шнуровки» ЛПЗ. Элементы букв | Формирование умения шнуровать, завязывать, заплетать | Бант, шнурок, узел | Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений |
3 | «Порядок предметов». ЛПЗ.Число и цифра 2. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Два, второй | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
4 | «Зверь по клетке» ЛПЗ. Написание элементов букв | Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли | Крючки, петли | Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки на листе бумаги |
5 | «Порядок картинок». ЛПЗ.Число и цифра 3. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Три, третий | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
6 | «Лица людей». ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Аа | Анализ написания буквы а. Подбор слов на букву а. Анализ открытых и закрытых слогов. | Эмоциональное воспитание | |
7 | «Угадай, какой формы?» ЛПЗ.Число и цифра 0 | Написание | Ноль, нулевой | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
8 | «Угадай, какого цвета?» ЛПЗ. Написание цифр. | Знакомство с характерными признаками, зимними месяцами, погодой данного времени года | Снегопад, гололёд, снежный покров, декабрь, январь, февраль | Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления |
9 | «Что больше(меньше)?» ЛПЗ.Число и цифра 4 | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Четыре, четвертый | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
10 | «Опиши предмет» ЛПЗ.составление рассказа «Зимние забавы». | Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой | Снеговик, санки, лыжи, коньки | Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса |
11 | «Куда улетел шар?» ЛПЗ.Число и цифра 5 | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Пять, пятый | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
12 | «Определение расположения предмета». ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Уу | Анализ написания буквы у. Нижнее соединение букв в закрытом слоге | Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера | |
13 | «Спрячь зайца» ЛПЗ.Число и цифра 6 | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Шесть, шестой | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
14 | Сказка «Колобок». ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Мм | Анализ написания буквы м. Подбор слов на букву м | Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движения | |
15 | «Дорисуй девятое». ЛПЗ. Чтение слогов. | Формировать умение складывать звуки в слоги | Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие наглядно-образного мышления | |
16 | Обобщающее занятие. ЛПЗ. Написание слогов. | Знакомство с видами одежды, уход | Женская, мужская, детская, домашняя, выходная | Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка |
III четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1 | «Продолжи числовой ряд» ЛПЗ.Число и цифра 7. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Семь, седьмой | Формирование математических представлений, развитие мыслительных процессов, развитие памяти |
2 | «Графический диктант» ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Оо | Анализ написания буквы о, слогов. Подбор слов на букву о | Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка | |
3 | «Сходство и различие». ЛПЗ.Число и цифра 8 | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Восемь, восьмой | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
4 | «Исключи лишнее». ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Сс | Анализ написания буквы с. Повторение букв. Образование слогов, их анализ | Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления | |
5 | «Зрительный диктант». ЛПЗ.Число и цифра 9 | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Девять, девятый | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
6 | «Найди отличия». ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Хх | Анализ написания буквы х. Гласные и согласные буквы | Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления | |
7 | «Зрительный диктант». ЛПЗ.Число10, цифры 1и 0 | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Десять, десятый. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
8 | «Снежный ком» ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Шш, Жж | Анализ написания букв ш, ж. | Коррекция фонетико – фонематического слуха и восприятия. | |
9 | «Продолжи числовой ряд» ЛПЗ.Решение примеров на сложение и вычитание. | Состав числа, порядок числа,, сложение и вычитание. | Действия сложение и вычитание. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
10 | «И мы…» ЛПЗ.Заглавная и строчная буква Лл. | Анализ написания буквы л. Соединение изученных букв в слоги. | Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов | |
11 | «Точки». ЛПЗ. Действия с числами в пределах 10. | Состав числа, порядок числа,, действия с числами. | Знаки плюс и минус. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
12 | «Дорисуй девятое». ЛПЗ.Строчная буквы ы, й | Анализ написания букв й, ы. Пары слов. Отсутствие заглавной буквы | Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов | |
13 | «Продолжи числовой ряд». ЛПЗ.Решение задач в одно действие. | Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса. | Условие, вопрос, решение, ответ | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
14 | «Что перепутал художник?» ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Нн. | Анализ написания буквы н. Анализ слогов, слов с буквой н. | Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления | |
15 | «Волшебный мешочек» ЛПЗ. Решение примеров. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Шестнадцать, шестнадцатый | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
16 | «Найди отличия». ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Рр | Анализ написания буквы р. Подбор слов на букву р. Подбор имён | Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений | |
17 | «Продолжи логический ряд». ЛПЗ. Геометрические фигуры. | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
18 | Повторение пройденного. Обобщающее занятие. | Повторение понравившихся игр. | Коррекция мыслительной деятельности, познавательных процессов. |
IV четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1 | «Запутанные дорожки». ЛПЗ.Числа и цифры. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Число, цифра | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
2 | «Фигурный рисунок» ЛПЗ. Заглавная и строчная буквы Кк,Гг | Анализ написания букв г, к. Составление схемы к словам. Подбор имён | Развитие пространственной ориентировки, развитие зрительно-ноторной координации, развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления | |
3 | «Продолжи логический ряд». ЛПЗ.Прямой и обратный счет в пределах10. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Прямой, обратный счет. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
4 | «Руки вместе». ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Пп | Анализ написания буквы п. Гласные и согласные буквы | Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений | |
5 | «Волшебный мешочек». ЛПЗ. Сложение и вычитание в пределах 10. | Состав числа, порядок числа,, операции с числами. | Знаки действия. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
6 | «Исключи лишнее». ЛПЗ. Заглавная и строчная буквы Тт,Дд | Анализ написания букв т,д. Написание предложений. Подбор слов на букву т | Социально-бытовая ориентировка, расширение знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие памяти, развитие речи | |
7 | «Зрительный диктант» ЛПЗ. Простая арифметическая задача. | Решение задач. | Ответ задачи. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
8 | «Кто как говорит?» ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Зз | Формирование навыков звукоподражания. Анализ написания буквы з. | Развитие слухового внимания, развитие слухового восприятия | |
9 | «Качественные признаки предметов». ЛПЗ.Устное сложение чисел в пределах 10. | Закрепление навыков выполнения устного сложения. | Величина, масса, размер | Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие |
10 | «Сходство и различие». ЛПЗ. Заглавная и строчная буква Вв и Фф | Дифференциация звуков по произношению. | Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи | |
11 | «Точки». ЛПЗ. Геометрические фигуры | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
12 | Повторение пройденного. Обобщающее занятие. | Формирование умения составлять рассказ по опорным словам, по сюжетным картинкам, исходя из собственного опыта | Самостоятельно, подсказка | Развитие монологической речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия |
Диагностическое обследование |
1 дополнительный класс
I четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
Диагностическое обследование | ||||
1 | Игра «Разомнем кулачки». ЛПЗ. Сравнение предметов по величине, длине, ширине | Научиться различать предметы и находить одинаковые | Величина, масса, размер | Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие Коррекция мелкой моторики. |
2 | «Этот пальчик…» ЛПЗ.Осень. Обведение листьев по трафарету. | Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года | Похолодание, листопад, осадки, сентябрь, октябрь, ноябрь | Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления |
3 | «Найди лишнее» ЛПЗ.Временные представления | Знакомство с частями суток, с их последовательностью | День, ночь, вечер, утро; сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра | Развитие речи, развитие мышления |
4 | Классная комната ЛПЗ. Слово. | Знакомство с классом Развитие навыков каллиграфии. | Доска, парта, одноклассник, учитель | Развитие навыков пространственной ориентировки Коррекция мелкой моторики. |
5 | «Зрительный диктант» ЛПЗ. Числовой ряд от 1 до 10. | Определение порядка при счете, количества предметов. | По порядку | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
6 | «Графический диктант». ЛПЗ.Моя семья | Формирование знаний и представлений о членах семьи | Родители, родственники | Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям |
7 | «Что ты видишь?» ЛПЗ. Предложение. | Закрепление знание правила написания предложения. | Начало, конец предложения. | Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование знаний правил русского языка. |
8 | «Запомни цвета» ЛПЗ. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | Понятия: сложить, вычесть, плюс, минус. | Сложить, вычесть, плюс, минус. | Развитие речи, расширение математических представлений. |
9 | «Что это?» ЛПЗ. Рисование прямых линий | Вертикальные и горизонтальные прямые линии | Прямая линия | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
10 | «Волшебный мешочек» ЛПЗ. Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? | Формирование навыка тактильно узнавать предметы | Много, гладкий, живой и неживой предмет | Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия. Формирование навыков грамотного письма. |
11 | «Запомни картинки» ЛПЗ. Прямоугольник | Знакомство с геометрической фигурой круг | Прямоугольник, прямоугольный | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
12 | Части и целое Обобщающее занятие. | Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет | Целый, часть | Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления |
II четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1 | «Запоминание предметов» ЛПЗ.Числа от 1 до 10. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Десять, десятый и т.д. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
2 | «Шнуровки» ЛПЗ. Большая буква в именах и фамилиях людей | Формирование умения шнуровать, завязывать, заплетать. Формирование навыков грамотного письма. | Бант, шнурок, узел Имена людей, клички животных | Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Заучивание правил правописания. |
3 | «Порядок предметов». ЛПЗ.Числовой ряд. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Присчитывание, отсчитывание | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
4 | «Зверь по клетке» ЛПЗ Правописание парных звонких и глухих согласных. | Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли | Звонкие и глухие согласные | Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки на листе бумаги при написании в тетради. |
5 | «Порядок картинок». ЛПЗ.Числовой ряд от 1 до 10. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Числовой ряд | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
6 | «Лица людей». ЛПЗ. Правописание парных согласных. | Подбор проверочных слов Анализ открытых и закрытых слогов. | Родственные слова | Эмоциональное воспитание |
7 | «Угадай, какой формы?» ЛПЗ.Число 10 | Написание. | Единицы, десятки. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
8 | «Угадай, какого цвета?» ЛПЗ. Различение при письме и произношении Ж – Ш | Различать и выделять на письме ж-ш | Снегопад, гололёд, снежный покров, декабрь, январь, февраль | Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления |
9 | «Что больше(меньше)?» ЛПЗ.Нахождение суммы и остатка. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Плюс, минус | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
10 | «Опиши предмет» ЛПЗ.Составление рассказа «Зимние забавы». | Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой | Снеговик, санки, лыжи, коньки | Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса |
11 | «Куда улетел шар?» ЛПЗ. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | Состав числа, порядок числа,, решение примеров. | Увеличить, уменьшить. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
12 | «Определение расположения предмета». ЛПЗ. Различение парных согласных З-С | Анализ написания букв. Дифференциация свистящих и шипящих согласных. | Коза,коса, кожа, кошка. | Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера. Формирование правильного звукопроизношения, написания букв. |
13 | «Спрячь зайца» ЛПЗ. Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на». | Составные части задачи. | Условие, вопрос, решение. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
14 | Сказка «Колобок». ЛПЗ. Твердые и мягкие согласные | Уметь составлять и записывать слова с гласными | Твердые и мягкие согласные | Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движения. Закрепление правил. |
15 | «Дорисуй девятое». ЛПЗ. Чтение слогов, слов, предложений. | Формировать умение складывать звуки в слоги | Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие наглядно-образного мышления | |
16 | Обобщающее занятие. ЛПЗ. Написание слогов, слов, предложений.. | Знакомство с видами одежды, уход | Женская, мужская, детская, домашняя, выходная | Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка |
III четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1 | «Продолжи числовой ряд» ЛПЗ. Переместительное свойство сложения | Сложение удобным способом. | Слагаемые, сумма | Формирование математических представлений, развитие мыслительных процессов, развитие памяти |
2 | «Графический диктант» ЛПЗ. Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов. | Знать , что- ь обозначать мягкость согласного звука на письме | Осень, конь. | Формирование навыков грамотного письма. Коррекция мыслительных процессов. |
3 | «Сходство и различие». ЛПЗ. Нахождение разности | Уменьшение числа на несколько единиц. | Уменьшаемое, вычитаемое, разность | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
4 | «Исключи лишнее». ЛПЗ Названия предметов, отвечающих на вопрос что? | Правильная постановка вопроса Что? | Неживые предметы. | Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления |
5 | «Зрительный диктант». ЛПЗ. Приемы сложения и вычитания. | Овладение приемами сложения и вычитания. | Приемы | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
6 | «Найди отличия». ЛПЗ. Употребление слов, обозначающих названия предметов. | Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета | Уха, ухо, муха | Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления |
7 | «Зрительный диктант». ЛПЗ.Увеличение и уменьшение чисел. | Приемы увеличения и уменьшения чисел на несколько единиц. | Увеличить на… Уменьшить на… | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
8 | «Снежный ком» ЛПЗ. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета | Шишка, шапка, Саша, Маша,Женя, жук. | Коррекция фонетико – фонематического слуха и восприятия. Уметь правильно ставить вопрос. |
9 | «Продолжи числовой ряд» ЛПЗ.Решение примеров на сложение и вычитание. | Состав числа, порядок числа,, сложение и вычитание. | Действия сложение и вычитание. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
10 | «И мы…» ЛПЗ. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы что? и кто? | Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета | Луша, Алла, лампа, лодка | Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Умение анализировать. |
11 | «Точки». ЛПЗ. Действия с числами в пределах 20. | Состав числа, порядок числа,, действия с числами. | Знаки плюс и минус. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
12 | «Дорисуй девятое». ЛПЗ. Строчные буквы ы, й | Анализ написания букв й, ы. Пары слов. Отсутствие заглавной буквы | Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов | |
13 | «Продолжи числовой ряд». ЛПЗ. Решение задач в одно действие. | Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса. | Условие, вопрос, решение, ответ | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
14 | «Что перепутал художник?» ЛПЗ. Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. | Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов | Один, много | Формирование понятий один предмет, много предметов. Дифференциация понятий. |
15 | «Волшебный мешочек» ЛПЗ. Решение примеров. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Шестнадцать, шестнадцатый | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
16 | «Найди отличия». ЛПЗ. Большая буква в именах людей и кличках животных | Подбор имён и кличек животных. Использование правил правописания. | Фамилия, имя, отчество, кличка. | Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений |
17 | «Продолжи логический ряд». ЛПЗ. Геометрические фигуры. | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
18 | Повторение пройденного. Обобщающее занятие. | Повторение понравившихся игр. | Коррекция мыслительной деятельности, познавательных процессов. |
IV четверть
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1 | «Запутанные дорожки». ЛПЗ. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Число, цифра | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
2 | «Фигурный рисунок» ЛПЗ. Действие и его название. | Правильная постановка вопроса что делает? | Действие предмета | Развитие пространственной ориентировки, развитие зрительно-ноторной координации, развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления |
3 | «Продолжи логический ряд». ЛПЗ.Прямой и обратный счет в пределах10. | Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание | Прямой, обратный счет. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
4 | «Руки вместе». ЛПЗ. Предлог как отдельное слово | Предлоги – в, на ,в, с, из, у | Предлоги | Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Формирование навыков грамотного письма. |
5 | «Волшебный мешочек». ЛПЗ. Разложение двузначного числа на десятки и единицы. | Состав числа, порядок числа,, операции с числами. | Знаки действия. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
6 | «Исключи лишнее». ЛПЗ. Слова с непроверяемыми гласными. | Правописание словарных слов | Словарь | Социально-бытовая ориентировка, расширение знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие памяти, развитие речи |
7 | «Зрительный диктант» ЛПЗ. Простая арифметическая задача. | Решение задач. | Ответ задачи. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
8 | «Кто как говорит?» ЛПЗ. Написание гласных в словах-родственниках | Формирование навыков звукоподражания. Умение подбирать родственные слова. | Словарь, родственные слова. | Развитие слухового внимания, развитие слухового восприятия |
9 | «Качественные признаки предметов». ЛПЗ. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. | Закрепление навыков выполнения действия вычитания. | Сложение, вычитание. | Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие Коррекция мыслительной деятельности. |
10 | «Сходство и различие». ЛПЗ. Правила записи предложения | Дифференциация предложений, их начало и конец. | Знаки препинания. | Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи |
11 | «Точки». ЛПЗ. Геометрические фигуры | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
12 | Повторение пройденного. Обобщающее занятие. | Формирование умения составлять рассказ по опорным словам, по сюжетным картинкам, исходя из собственного опыта | Самостоятельно, подсказка | Развитие монологической речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия |
Диагностическое обследование |
8.. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методические пособия (в том числе на электронных носителях) | |
1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М.,1998. 2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002. 3. Данилов И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельностимладших школьников. — М.: У Ц «Перспектива», 2001. 4. Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. – М.:Просвещение, 2011. 5. Коннова Е.Г. РОСТ:Развитие, общение, самоценка, вторчество. Курс внеурочной деятельности (ФГОС). 1й класс. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013. 6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006. 7. Локалова Н. П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику». Психодиагностические таблицы: Причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М., 1997. 8. Настольная книга педагога-дефектологаТ. Б. Епифанцева, Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 9. В. Г. Горецкий, В.П. Канакина, Бойкина М.В. Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы М. Просвещение. 2011. 10. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы М: «Просвещение». 2011. 11. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развита (авторы: Е. А. Екжанова, Г. М. Капустина, Ю. А. Костенкова, Т. В. Кузмичева, Е. Б. Новикова, Е. Н. Морсакова, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко); 12. Психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей с нарушением зрения в системе специального образования: сборник научных работ. – Челябинск, 2000. 13. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР:организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 14. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001. 15. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006. 16. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008. 17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2008. 18. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: «Просвещение», 2008. 19. Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. М: «ВАКО» 2013. 20. Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике М: «ВАКО» 2013. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....
Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....
Рабочая программа учителя - дефектолога для глухих обучающихся (Вариант 1.2)
Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с глухими обучающимися....
Рабочая программа учителя - дефектолога коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1 (5-9 классы)
Данная программа - это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ (УО (ИН))....
Рабочая программа учителя – дефектолога для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, вариант 7.2) «Учимся – играя» 1 – 4 класс.
Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей занятий с обучающимися 1-4 класса с задержкой психического развития (ЗПР)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для обучающихся 1 доп., 1-2 кл. на 2023-2024 учебный год Вариант 1
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для обучающихся 1 доп., 1-2 кл. на 2023-2024 учебный год Вариант 2
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а такж...