Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №124"
статья по теме
Выступление на итоговой конференции работников образования Ленинского р-на г.Барнаула
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy_v_uvp.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на итоговой конференции
работников образования Ленинского р-на
г.Барнаула 28.08.2010.
Применение здоровьесберегающих технологий в УВП
В МБОУ «Лицей №124» приоритетным направлением реализации Программы развития является охрана и укрепление здоровья детей.
Формирование здорового образа жизни лицеистов осуществляется в рамках опытно-экспериментальной работы всего педагогического коллектива.
Работа по теме: «Здоровьесберегающая модель образовательного процесса в лицее на основе личностно-ориентированного подхода» начата в 1999 году.
Целью опытно-экспериментальной работы является:
Создание модели образования, обеспечивающей усвоение лицеистами повышенного образовательного стандарта, развитие творческих способностей и самоактуализацию личности учащихся при сохранении физического и психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
В рамках опытно-экспериментальной работы проводится целый комплекс мероприятий по направлениям:
- дагностическое;
- профилактико-коррекционное;
- консультационно-просветительское.
1. Диагностическое направление включает:
- Определение интегративных показателей здоровья лицеистов; создание панорамы здоровья учащихся;
- Организацию мониторинговой системы здоровья детей;
- Отслеживание ежегодной динамики здоровья учащихся.
Контроль за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется при первичном медицинском обследовании, а в дальнейшем при ежегодных осмотрах учащихся врачами-специалистами. По результатам диспансерного обследования создается банк данных групп здоровья.
Наряду с профилактическими медицинскими мероприятиями в лицее осуществляется и психологическое сопровождение детей. В системе постоянного мониторинга проводится анкетирование и тестирование учащихся. Диагностика включает определение уровня школьной тревожности, личностных особенностей, интеллектуального развития, психоэмоционального состояния, утомляемости, психологической адаптации.
По результатам диагностики разрабатываются рекомендации для учителей-предметников, в т.ч учителей физической культуры, учащихся, родителей и классных руководителей; составляются программы и индивидуальные карты развития одаренных детей, что помогает скорректировать образовательный процесс в соответствие с возможностями учащихся.
2. Профилактико – коррекционные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учащихся направлены на создание благоприятного психологического и физиологического климата.
В учебном процессе применяется личностно-ориентированный подход: педагогами используются все формы и способы осуществления дифференциации: индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащихся уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований.
В методике проведения уроков сочетаются такие формы и методы работы с учащимися как: элементы игры, изотерапии, аутотренинга, музыкотерапии.
В 2006 году лицей стал победителем конкурса лучших образовательных учреждений, проводимого в рамках ПНПО. Часть полученных грантовых средств была направлена на приобретение нового оборудования для спортивного и тренажерного зала. В настоящее время на базе этого спортивного комплекса организована работа секций «Волейбола», «Баскетбола», «Силовой и атлетической гимнастики».
Для повышения двигательной активности учащихся в лицее ежедневно проводятся динамические паузы. Комплексы упражнений разработаны преподавателями физической культуры. Занятия проводят физорги классов под контролем учителей-предметников.
На протяжении 10 лет в лицее 100% учащихся получают горячее питание.
В практике работы школьной столовой организовано:
- питание учащихся и работников согласно заявке;
- льготное питание учащихся из малообеспеченных семей;
- диетическое питание учащихся по рекомендации врача;
- диетическое питание работников лицея по заявке;
- "витаминный стол".
В 2005-2006 учебном году был произведен ремонт обеденного зала столовой, закуплена новая мебель. В настоящее время проводится реконструкция пищеблока.
Организация учебно-воспитательного процесса в лицее осуществляется в соответствии с требованиями СанПин.
-во всех школьных кабинетах установлена мебель разных ростовых групп, каждая группа имеет соответствующюю маркировку;
-освещенность школьных кабинетов, тепловой и питьевой режимы, соответствует нормам;
- расписание учебных занятий составляется с учетом соотношения по трудности и насыщенности;
- строго соблюдается режим проветривания учебных кабинетов и лабораторий.
Благодаря национальному проекту в области образования, в лицее переоборудованы три кабинета информатики современной компьютерной техникой. При ее монтаже осуществлялся строгий контроль эргометрических параметров и соблюдения всех требований «СанПин». Во все кабинеты информатики приобретены и установлены новые компьютерные столы, маркерные доски. Оптимальная организация рабочих мест в компьютерном кабинете, соблюдение временного режима работы за компьютером в течение учебного дня, проведение профилактической работы в виде выполнения учащимися специального комплекса упражнений, позволяющих улучшить мозговое кровообращение, снять утомление помогает нивелировать негативное воздействие на обучающихся во время работы на ПК.
3. Консультационно-просветительское направление работы включает:
- организацию семинаров по вопросам изучения проблем и явлений, связанных с сохранением здоровья, освоением новых технологий обучения; проблемам работы с одаренными учащимися;
- организацию валеологического лектория для родителей;
- разработку методических материалов и рекомендаций для педагогов по валеологизации и психологизации учебно-воспитательного процесса;
В практику воспитательной работы школы вошли ежемесячные "Дни здоровья", туристические слеты, классные часы "За здоровый образ жизни", лекции и беседы с приглашением психологов, валеологов и других специалистов с целью профилактики правонарушений, предупреждения употребления психо-активных веществ, пропаганды здорового образа жизни.
Для более успешной работы по формированию здорового образа жизни учащихся лицей тесно сотрудничает с: Союзом детских и подростковых организаций Ленинского района «Юность», центром «ЮНИКС», Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, лыжной базой «Локомотив».
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы были получены следующие результаты:
- Положительная динамика состояния здоровья лицеистов. По таким показателям, как заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания и хирургические патологии, установилась тенденция к снижению уровня заболеваний. Стабильные остаются показатели по заболеваниям связанным с нарушением осанки и снижением зрения.
- Отмечается повышенный уровень комфортности учащихся (по данным анкетирования);
- Созданы условия для самореализации учащихся и учителей;
- Полученны высокие показатели в учебной и научно-творческой деятельности учащихся:
Качество знаний лицеистов за последние три года превышает показатель 70% (при 100%-ной успеваемости).
Реализация индивидуальных творческих способностей просматривается через участие лицеистов в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях. За 2008-2009 учебный год лицеисты заняли 216 призовых мест.
- В 2004г материалы по реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе были представлены на городском конкурсе «Здоровье юных барнаульцев» в номинации «Школа здоровья».
- В 2004 г Центр «Динамика жизни» вручил лицею сертификат «Территория без наркотиков» и благодарственное письмо за помощь в проведении проекта «Школа без наркотиков».
- В 2005г лицей занял I место в городском конкурсе уголков здоровья.
- В 2006г лицей представлял материалы по опытно-экспериментальной работе на городской выставке экспериментальных площадок. За участие в выставке лицей был награжден дипломом.
- В марте 2006 года лицей стал победителем в III краевом конкурсе Здоровая школа – школа Здоровья», за совместный проект учащихся и педагогов в номинации «За создание здоровьесберегающей образовательной среды».
- В феврале этого года материалы по теме «Здоровьесберегающие технологии в УВП лицея» были представлены на краевой научно-практической конференции «Здоровое поколение XXI века.
В 2010 году заканчивается срок эксперимента, но работа по формированию здорового образа жизни лицеистов будет продолжена, т.к реализация всех направлений развития лицея а именно: предпрофильная подготовка и профильное обучение, развитие научно-творческой деятельности, информатизация учебно-воспитательного процесса – возможна только при условии сохранения и укрепления здоровья лицеистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни. Принципы здоровьесбережения.Технологии оптимальной организации учебно...
«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»
Использование основных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы
Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Применение здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе
Использование здоровьесберегающей технологии в ходе учебно-воспитательного процесса...