Консультация для педагогов "Веселый мяч"
консультация
Зачастую у воспитанников дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближается к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Поэтому в непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, работа по коррекции словарного запаса является очень важной. Опыт работы показал, что хорошим инструментом в этом может стать обычный мяч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_myache.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой весёлый, звонкий мяч!»
Восприятие детьми окружающего мира и их предметной деятельности напрямую зависит от успешного речевого развития. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Развивается его мышление, внимание, восприятие. Однако, трудно представить, как бы этот процесс развития шёл, не будь общения. Ребёнок с хорошо развитой речью легко общается с окружающими, без проблем вступает в диалог, отвечает на вопросы взрослого, свободно чувствует себя в играх со сверстниками. Однако проблема различных нарушений речи замедляет этот процесс. У детей с речевыми затруднениями страдает, прежде всего, их личностное развитие, они становятся замкнутым, неуверенным в себе, раздражительными, что в свою очередь в дальнейшем откладывает отпечаток на обучение в школе.
Качество и количество знаний дошколят о родном слове и речи в целом зависят от того, насколько интересным и полноценным является общение ребёнка и взрослого, будь то родителя, будь то педагога. Грамотная речь, которую ребёнок слышит вокруг, формирует и обогащает его внутренний мир новыми словами, расширяет его возможности общения с окружающими.
Развитый словарный запас дошколят принесёт плоды радости и удовлетворения в стройности речевых оборотов, их точности и образности, как самим детям, так и их родителям.
Слово, является самой важной единицей языка, выражающей понятие. Оно несёт смысловую нагрузку и существует лишь в определённом звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребёнком нового слова идёт через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а так же вариантов грамматических изменений этого слова.
У воспитанников ДОУ с нарушениями речевого развития отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближается к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Поэтому в непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, работа по коррекции словарного запаса является необходимой.
Опыт работы педагогов - логопедов показал, что хорошим инструментом в этом может стать обычный мяч. С помощью мяча можно решить множество проблем:
Психологические:
-переключают ребёнка от его речевых затруднений;
-мотивируют к общению;
-позволяют сделать разнообразными виды деятельности детей на логопедических занятиях;
Физические:
-позволяют занятия с ребёнком сделать более разнообразными в движениях;
-активизируют работу и развивают общую и мелкую моторику;
-уточняют и регулируют силу движений;
-развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
-развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов-лёгких, сердца, улучшают обмен веществ;
Психические:
-развивают эмоционально-волевую сферу ребёнка;
-активизируют процессы произвольного и непроизвольного внимания;
Речевые:
-уточняют значения, имеющихся слов;
-активизируют усвоение разных категорий (рода, числа, падежа) использования предлогов.
Это показывает, что коррекционная работа с помощью мяча создаёт необходимые предпосылки для положительного развития у детей правильных речевых навыков и в частности является одним из эффективных методов, использование, которого оказывает положительное влияние на обобщение и расширение словарного запаса воспитанников с речевыми нарушениями.
В разных странах используют игры с мячом, как один из доступных и простых методов коррекции различных нарушений.
И поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в коррекционно-логопедической работе обучение с использованием мяча становится увлекательным и помогает ребенку самореабилитироваться, самовыразиться, самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи играя.
Упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса воспитанников:
Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих понятий:
- Игра «Мяч передай и слова называй»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый называет обобщающие понятия и бросает мяч первому ребёнку, ребёнок ловит мяч и, передаёт следующему, при этом называет слова, относящиеся к этому понятию.
Овощи (картофель, капуста, помидор, огурец..)
- Игра «Мяч поймай, не поймай»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый называет обобщающие понятия и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку, при этом называет слова, относящиеся или не относящиеся к этому понятию. Ребёнок ловит мяч только на правильное слово.
Ягоды( малина, голубика, берёза, клубника)
- Игра «Назови одним словом»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый называет видовые понятия и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, называет обобщающее слово, относящееся к видовому понятию.
Огурец, помидор, репа, (овощи)..
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
1. Игра «Назови ласково»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый называет слово-имя существительное в единственном числе, при этом бросает мяч каждому ребёнку. Ребёнок ловит мяч и возвращает его, называя уменьшительно-ласкательную форму этого слова в единственном числе или в единственном и множественном числе.
Тема «Зима»
Зима-зимушка.
Снег-снежок.
Санки-…
Снежинка…
Тема «Игрушки»
Кукла-куколка.
Мяч-...
Вертолёт-…
Закрепление умений в образовании частей речи множественного числа:
а) образование множественного числа существительного в родительном падеже:
1. Игра «Один-много»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый бросает мяч, при этом называет слово-Имя существительное в Именительном падеже, единственного числа. Ребёнок ловит мяч и, возвращает его взрослому, при этом называет это слово в измененной форме множественного числа.
Тема «Осень»
Лист - много листьев.
Зонт-….
б) образование множественного числа глаголов, прилагательных и существительных:
1. Игра « Скажи правильно»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит предложение. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его, строит предложение так, чтобы получилось множественное число.
Наступил весенний день.- Наступили весенние дни.
По дороге идёт девочка.- По дороге идут девочки.
Формирование навыка словообразования:
1. Игра «Кто что делает?»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый, бросает мяч, задаёт вопрос. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос.
На тракторе работает?-Тракторист.
На кране работает?-..
Сады разводит?-...
Шьёт?-...
Поёт?-...
Обогащение глагольного словаря:
1. Игра «Скажи кто?»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый называет слово-действие. Ребёнок ловит мяч и возвращает его, называя животное. Которое соотносится с заданным словом-действием.
Летают-…(птицы, бабочки, мухи, жуки..).
Плавают- …(рыбы, дельфины, киты…).
Образование относительных прилагательных:
1. Игра «Какой пирог?»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый, бросает мяч, задаёт вопрос. Ребёнок ловит мяч и кидает обратно, при этом отвечает на вопрос.
Как называется пирог с яблоками?- Яблочный.
Как называется сок с персиками?- ...
Образование относительных прилагательных от существительных:
1. Игра «Какое варенье»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый, бросает мяч, задаёт вопрос. Ребёнок ловит мяч и кидает обратно, при этом отвечает на вопрос.
Как называется варенье из вишни?- Вишнёвое.
Как называется варенье из яблока?- ...
Расширение объёма словаря и развитие слуховой памяти:
1. Игра «Передай другому и скажи»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал в огороде…огурцы», кидает мяч ребенку. Ребёнок повторяет фразу целиком и добавляет своё слово-овощ: «Я собрал в огороде огурцы и помидоры».
Расширение объёма словаря, закрепление представлений о предметах:
1. Игра «Угадай по описанию»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый кидает мяч, при этом называет признаки предметов: «Красный, круглый, сладкий, растёт на грядке». Ребёнок отвечает, бросает мяч обратно.
Расширение объёма словаря, развитие речевых ассоциаций:
1. Игра «Ассоциации»
Оборудование: мяч
Ход игры: Взрослый начинает игру, кидает мяч и называет любой признак предмета. Ребёнок-ловит мяч и добавляет слово, обозначающее предмет с этим признаком.
Красный- (ребёнок) грузовик.
Высокий- человек.
Голубая-…
Обогащение словаря дошкольника, имеющего нарушения в речевом развитии, процесс долгий, требующий от ребёнка концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще и интересней возможно! Нужно только взять в руки весёлый, яркий, звонкий мяч и обучение превратиться в увлекательную игру.
Использованная литература:
- Алексеева М.М., ЯшинаВ.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Издательский центр «Академия», 2000;
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.-СПб.,2001;
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.-СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007;
- ШвайкоГ.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы)/Под ред. В.В.Гербовой.-М.,1983;
- Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей.
Консультации для родителей...
Консультации по ключевым темам истории России
Данный материал поможет учителям истории расширить знания учащихся по отдельным темам....
Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...
Консультации для родителей по музыкальному воспитанию
Консультации взяты из интернета...
Консультации для родителей
1. В данном материале рассказывается о некоторых приемах, которые могут использовать родители в обчении ребенка составлению описательных рассказов с использованием опорных схем.2. В консультации раска...
Буклеты-консультации в работе с родителями
Консультативная помощь родителям по работе с детьми, имеющими нарушения в развитии...
Консультации к презентации "Курсовая работа на тему "Консультации"
Содержание консультаций....