Статья на тему "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ"
статья
В статье рассматриваются пути формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_o_zdorovom_obraze_zhizni_u_detey_s_ovz.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ.
Последнее время здоровье людей стало ухудшаться в связи со снижением уровня жизни, наличием социальных проблем и нервных перегрузок, отрицательным влиянием окружающей среды, ослаблением инфраструктуры здравоохранения и безответственным отношением к своему здоровью. Поэтому появилась потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившая название «формирование здорового образа жизни учащихся».
Потребность в формировании здорового образа жизни и создании специальных программ обучения здоровому образу жизни обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека [3].
Основные аспекты здорового образа жизни:
- научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими;
- следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;
- научиться правильно питаться;
- негативно относиться к вредным привычкам;
- уважать физическую культуру, заниматься спортом;
- соблюдать правила гигиены, сформировать ответственное
гигиеническое поведение.
Обучать здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего возраста ребенка, так как зачастую состояние здоровья уже младших школьников (в нашем случае школьников уже с отклонениями в здоровье) вызывает большую тревогу. Ситуация осложняется тем, что дети, не осознавая значимость своего здоровья, как необходимого условия для полноценной жизни, часто пренебрегают элементарными нормами заботы о здоровье. Отсутствие культуры здоровья у школьников приводит к росту количества соматических заболеваний, функциональных отклонений и психических расстройств.
Проблемы со здоровьем детей приводят к ограничению жизненных и социальных функций, что впоследствии может вызвать затруднения в вопросах интеграции в общество, подготовки к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности.
Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья школьников становится главным направлением в основе интеграции содержания учебных предметов и развития общеобразовательной системы. В связи с этим перед педагогом стоит задача в формировании у школьников понятия о важности сохранения здоровья. Ведь здоровый образ жизни в дальнейшем будет способствовать улучшению состояния общего здоровья нации [3].
В процессе формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ решаются следующие задачи:
- формирование представлений об основных компонентах здорового
образа жизни;
- побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к своему здоровью) в результате соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование представлений о рациональной организации режима
дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
- формирование установок на использование здорового питания
- использование оптимальных двигательных режимов для
обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- развитие готовности самостоятельно поддерживать собственное
здоровье, используя навыки личной гигиены;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление умений противостоять вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
Успех работы педагогов по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников с умственной отсталостью и воспитанию у них определенных навыков и привычек может быть достигнут только при активной поддержке со стороны общества, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, и семьи. Их совместные усилия в данном направлении будут способствовать эффективности мер по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Работа по формированию здорового образа жизни может быть организована по следующим направлениям:
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры
общеобразовательной организации;
- реализация программы формирования здорового образа жизни в
урочной деятельности;
- реализация программы формирования здорового образа жизни во
внеурочной деятельности;
- работа с родителями (законными представителями);
- просветительская и методическая работа со специалистами
общеобразовательной организации.
Создания здоровьесберегающей инфраструктуры учебного учреждения для обеспечения процесса комфортности обучения подразумевает выполнение следующих условий:
- соответствие состояния и содержания здания и помещения
общеобразовательной организации санитарно-гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания
обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания обучающихся в том
числе горячих завтраков;
- оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) и
квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за обеспечение вышеперечисленных условий по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры возлагается на администрацию общеобразовательной организации.
В результате успешной реализации программы формирования здорового образа жизни в урочной деятельности учащиеся приобретут следующие умения и навыки, которые помогут им быть компетентными в жизни:
- навыки личной гигиены;
- активного образа жизни;
- умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, зарядка, закаливание, подвижные игры);
- давать оценку собственному поведению и поведению окружающих;
- умение правильно питаться;
- навыки противостояния приобщения к вредным привычкам
(табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ);
- навыки безбоязненного общения с работниками медицины
(адекватное поведение при посещении лечебных учреждений, а также при появлении признаков заболеваний у себя и окружающих, умения общего ухода за больными).
Нельзя пренебрегать работой по формированию здорового образа жизни и во внеурочное время.
Важнейшим направлением по внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью является спортивно-оздоровительные мероприятия. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности при организации спортивно-оздоровительных мероприятий обеспечивает усиление оздоровительного эффекта. В данном случае дети с умственной отсталостью
применяют приобретенные на уроках знания, способы и физические упражнения, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физкультурой.
Для реализации программы по формированию здорового образа жизни во внеурочной деятельности в образовательных учреждениях должны быть предусмотрены спортивные секции и кружки, проведение просветительской работы с учениками с умственной отсталостью по вопросам здорового образа жизни, а также проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на регулярной основе.
Большую пользу приносят детям кружки, отвечающие их индивидуальным интересам и склонностям. И в этом основная задача ложится как на плечи родителей, так и школы. Задача взрослых – помочь детям сориентироваться в выборе секции или кружка. Во внеурочное время учащиеся активно участвуют в спортивных секциях и кружках (танцы, художественная самодеятельность).
Внеклассные мероприятия могут быть реализованы как: декады здорового образа жизни; спортивные мероприятия в школе; участие в спортивных соревнованиях; выставки плакатов и рисунков о здоровом образе жизни; акции, спортивные эстафеты; внеклассные занятия; классные часы, посвящённые здоровому образу жизни; проведение ролевых игр; беседы; ситуативные практикумы; интегрированные занятия; рисование, выпуск газет, плакатов по здоровому образу жизни; просмотр тематических презентаций.
Для повышения уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с родителями проводится просветительская работа.
С этой целью с родителями проводятся родительские собрания, семинары, тренинги, лекции, конференции, а также для совместной работы педагогов и родителей организовываются совместные оздоровительные спортивные мероприятия в различных формах.
Эффективность реализации просветительской работы с родителями зависит от всех специалистов общеобразовательной организации.
С целью повышения квалификации с педагогами и специалистами общеобразовательной организации проводятся просветительская и методическая работа, которая заключается в проведении лекций, консультаций, семинаров, педагогических советов по вопросам формирования здорового образа жизни, а также совместная работа медиков, педагогов и родителей. Для этих целей приобретается необходимая научно-методическая литература.
От совместной работы специалистов общеобразовательных учреждений и родителей по формированию здорового образа жизни ожидаются следующие результаты:
- потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- негативное отношение к вредным привычкам и инфекционным
заболеваниям;
- ценностное отношение к здоровью;
- установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном
поведении и поступках;
- готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены.
Также для успешной реализации программы по формированию здорового образа жизни необходимы следующие компоненты:
обеспечение комфортности процесса обучения: ученик не объект, а субъект обучения; он эмоционально вовлечён в процесс обучения;
- построение обучения осуществляется с учётом возрастных и
индивидуальных психофизиологических особенностей: личностно ориентированное обучение; переход от совместных действий к самостоятельным;
- осознание успешности обучения: создание ситуации успеха; веры в
собственные силы; включение эмоций; самовыражение и самореализация личности;
- личность педагога: уровень преподавания; квалификация; творческий потенциал;
- обеспечение адекватного восстановления сил: смена видов
деятельности; использование физкультминуток, динамических пауз.
Знания, навыки и привычки в области охраны и укрепления здоровья, приобретённые в раннем возрасте, впоследствии позволят повысить уровень культуры здорового образа жизни, что отразится на гармоничном развитии личности и общества в целом.
Список литературы
1. Астапов, В.М. Дети с нарушениями развития. – Флинта МПСИ, 2015. – 384 с.
2. Барабаш, О.А. Возрастная динамика формирования двигательных умений и навыков у детей и подростков с умственной отсталостью / Образование и наука. – № 5. – 2006. – С. 28-34.
3. Барков, В.А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: Учебно-методическое пособие. – Гродно: ГрГУ, 2013. – 98 с.
4. Вайнер, Э.Н. Адаптивная физическая культура. – М.: Флинта, 2015. –144 с.
5. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников : автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.П. Васильева; Гос. НИИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и Мин-ва труда и соц. развития РФ. – М., 2010. – 26 с.
Выводы
В настоящее время отмечается ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, обусловленное рядом проблем и причин. В связи, с чем наряду с физическим воспитанием возникла необходимость формирования у учащихся с нарушением интеллекта программы здорового образа жизни. Основной задачей программы является содействие социализации личности ребенка. Данная программа – комплексная программа формирования у детей знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья. Успешная реализация программы формирования здорового и безопасного образа жизни достигается в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в результате совместной работы школы, семьи и других институтов общества. Значение работы по формированию представлений о здоровом образе жизни в том, что знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, получаемые ребенком, превращаются в важнейший компонент общей культуры человека и оказывают влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».
Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....
Статья"Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями несет в себе самое широкое понятие....
Статья по теме «Формирование здорового образа жизни у детей с нарушениями интеллекта на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
В статье представлен материал о формах, разных направлениях и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллекту...
Педагогический проект по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет "Здоровье - богатство для всех и каждого"
Актуальность темы данного проекта определена тенденцией уменьшения количества здоровых детей дошкольного и школьного возраста и увеличения уровня детей с физическими отклонениями здоровья, количества ...
Консультация для воспитателей "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»«Я не боюсь еще и еще раз повторять:забота о здоровье...
Сценарий театрализованного представления "Здоровый образ жизни"
Данный сценарий разработан для выступления перед учениками начальной школы. За основу взят сюжет мультфильма "Ну, погоди!"...
Статья на тему: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В статье представлены материалы исследования, рассматривающие вопросы физического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в рамках взаимодействия социальных институтов ...