Технологии семейной психотерапии при работе с семьями детей с ОВЗ
статья
Статья из сборника. Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А.Карабановой, Н.Н. Васягиной. / Екатеринбург, 2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_semeynoy_psihoterapii_pri_rabote_s_semyami_detey_s_ovz.doc | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
Силаева Наталья Владимировна
кандидат психологических наук,
ГКОУ ЦИО «Южный»,
педагог – психолог
115304 г. Москва, Ереванская, 19
E-mail: nnatalliya@yandex.ru
ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРПАИИ
В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация. В представленной статье нашли отражение такие технологии как рисуночная арт-терапия, песочная терапия, поведенческая игровая терапия при работе с детьми с ОВЗ. Психологическое сопровождение детей с разной структурой нарушения психической деятельности и их родителей актуально на протяжении длительного времени, так как каждый возраст ребенка ставит новые задачи и проблемы для его родителей (опекунов). Статья основана на опыте психологической работы с детьми с ОВЗ и их семьями в рамках коррекционного учреждения.
Ключевые слова: семьи с детьми с ОВЗ, рисуночная арт-терапия, песочная терапия, поведенческая игровая терапия.
Silaeva Natalya Vladimirovna
candidate of psychological sciences,
SOEI CIE «Iuzhnyi»,
educational psychologist
115304 Moscow, Yerevan street, 19
E-mail: nnatalliya@yandex.ru
TECHNOLOGIES OF FAMILY PSYCHOTHERAPY IN WORKING WITH
CHILDREN WITH DISORDERS AND THEIR FAMILIES
Abstract. In article described such technologies as drawing art therapy, sandplay, parent – child interaction behavioral play therapy. Psychological support of children with different disorders and their parents is actual during long time during life. New age of the child reveal new tasks and problems for all family in general. The article based on experience of own psychological job with children with disorders and their families in correctional institution.
Key words: families with disabled children, drawing art therapy, sandplay, parent – child interaction behavioral play therapy.
Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах её жизни [6]. Родители детей с ОВЗ обращаются со следующими запросами: диагностика уровня психического развития детей, отклонений в поведении и развитии; проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушениями речи, психологическими проблемами и когнитивными нарушениями; составление индивидуальных рекомендаций с учетом возможностей развития ребенка их родителям и учителям (воспитателям); создание условий для социализации детей с ОВЗ путем включения их в занятия в малочисленные группы с нормально развивающимися сверстниками; консультирование детей, родителей, педагогов по проблемам межличностных отношений, в том числе семейных, с целью налаживания конструктивного диалога.
Имея определенный опыт проведения диагностики и коррекционно-развивающих занятий с детьми с особенностями развития различных категорий можно отметить, что проблемы развития ребенка накладывают отпечаток на образ жизни семьи в целом. Можно наблюдать ежегодное увеличение детей, соматически ослабленных, отстающих в эмоциональном и нервно-психическом развитии.
Отдельная проблема – это восприятие родителями особенностей своего ребенка. Одна из целей психологической помощи – формирование адекватного восприятия личности ребенка с нарушениями развития у тех, кто окружает и воспитывает такого ребенка [5]. Для родителей подчас возникающие проблемы ребенка оказываются неожидаемыми и непредсказуемыми. Даже, когда на этапах беременности врачи указывают на предполагаемые нарушения, полная картина раскрывается только по мере появления и взросления ребенка. И нередко приходится слышать: «а мы не представляли, что это и как это тяжело окажется для всей семьи».
Важно, чтобы и родители, и психолог, сопровождающий ребенка, в более или менее одинаковом ключе видели особенности ребенка, возможности коррекции. Безусловно, ребенок с ОВЗ - это тяжелейшее испытание для всей семьи, для близких родственников, но адекватность самих родителей требуется в многократно раз больше для того, чтобы грамотно выбирать программы реабилитации и сопровождения и понимать реальные возможности ребенка, соотнося свои амбиции и потенциал ребенка. Достаточно сложно работать с семьей, где родители наполнены амбициями, а возможности ребенка и отставания в развитии значительно отходят от нижних порогов возрастных норм. Нередко мы встречаем ситуации, когда частным образом родителям обещают «снять» диагноз ребенка, обещают «выправить генетику». Родители цепляются за такую «надежду» и живут ей, приходя к коррекционным педагогам и врачам с требованиями изменить выставленные медицинские диагнозы. А время уходит, надежды остаются невыполнимыми и не реализуемыми в реальности.
Нельзя не отметить, что чем младше ребенок, тем больше ожиданий и требований родителей к педагогам, врачам, медицинским работникам. Со временем, ребенок становится старше, и чаще появляется понимание у самих родителей, что в основе нарушений – органические особенности центральной нервной системы и выше ресурсов и возможностей, изначально заложенных в ребенке, - не перепрыгнешь. Чем младше ребенок, тем выше уровень тревожности родителей и больше ожиданий от специалистов. Чем старше становится ребёнок, тем, как правило, более адекватно оценивают его возможности родители. Уходят иллюзии, и на этом фоне иногда возникает высокая опустошенность и ощущение тщетности вложенных усилий.
Даже при выставленных сложных медицинских диагнозах ребенка и явных множественных нарушениях в развитии, у родителей есть надежда, что ребенок вылечится, пойдет, изменится, и здесь очень острая проблема подачи обратной связи со стороны психологов, педагогов, медицинских специалистов. Неадекватная обратная связь иногда создает неадекватные иллюзии родителей, но и излишне критичные замечания воспринимаются очень болезненно родителями. Для всех без исключения важно видеть, что они не одни в этой ситуации, что есть дети со схожими нарушениями и проблемами в развитии. Представляется важным объяснять родителям, что и почему происходит с ребенком, что стоит за теми или иными нарушениями в развитии. Понимание механизмов сбоя в психической регуляции позволяет выстраивать коррекционное сопровождение, оценивая возможности ребенка.
Среди многообразия технологий, используемых в психологической работе, можно особо выделить следующие: интервью, рисуночные арт – технологии, песочная терапия (sandplay), поведенческая игровая терапия (ПИТ). Психологические технологии позволяют показать мир каждого члена семьи друг для друга и направлены в первую очередь на анализ проблем межличностного взаимодействия в контексте детско – родительских отношений.
Работа традиционно начинается с интервью с родителями (или опекунами) и ребенком. Для родителей важно как психологическая поддержка, так и информирование об особенностях ребенка, его возможностях и будущих путях обучения и воспитания.
Не каждый человек может выразить словами, что он испытывает во время страха или другого эмоционально нагруженного состояния. Иногда это легче сделать с помощью рисунка. Применение арт-терапии с детьми и семьями детей с ОВЗ имеет свои особенности, направлено на решение задач, связанных с эмоционально-личностной сферой и также направлено на познавательное развитие ребенка (любознательность, воображение, концентрация внимания). Методы рисуночной арт-терапии используются с детьми от 3 лет и старше и взрослыми любого возраста. Психологическая коррекция с помощью арт-терапии у детей с ОВЗ во многом определяется возрастом ребенка, степенью зрелости его функциональных систем, индивидуальных особенностей. Арт-терапия эффективна для развития навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества в диаде «родитель-ребенок», позволяя выразить разные чувства и разрядить напряжение.
В психологической работе можно использовать разнообразные задания и упражнения [4]. Особо можно отметить технологию «Мой мир», где ребенка или его родителей просят нарисовать свой мир. Технология работает с родителями и позволяет им расставить свои приоритеты, увидеть «как будто» со стороны проблемы и найти свое решение на определенный период. Задействовать рисуночные арт-терапевтические задания возможно и с детьми подросткового возраста, у которых выставлены такие нарушения как СДВГ, ЗПРР, ОНР, ЗПР, при относительно сохранном интеллекте. Методики позволяют ребенку самому увидеть и показать свои интересы, увлечения, особенно актуальны в работе с подростками по самоопределению и выбору профессии.
Одно из направлений арт-терапии - песочная терапия (sandplay). Принципы песочной терапии были заложены швейцарским психоаналитиком, основателем аналитической терапии К.Г.Юнгом. В 1950-е гг ученица К.Г.Юнга - Д.Калф разработала терапевтический метод sandplay для работы с детьми и взрослыми. Картина на песке отражает те или иные аспекты душевного состояния ребенка или взрослого. Эмоциональные переживания, волнующие проблемы переносятся из внутреннего мира во внешние образы и делаются осязаемыми [7]. В целом, задания с песком позитивно воспринимаются и детьми, и взрослыми. Песок положительно и успокаивающе действует на нервную систему, создавая среду, которая помогает ребёнку чувствовать себя комфортно и защищено. Например, в работе с ребенком с глубоким эмоциональным переживаниям (таким как, гибель близкого человека) песочная терапия дает возможность раскрыть переживания, показать свой мир. Технологии песочной терапии актуальны для детей, у которых сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками; психосоматические заболевания; повышенная тревожность, страхи, агрессивность; психологические сложности, связанные с изменениями в семейной жизни (развод родителей, появление младшего ребенка и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа, переезд); неврозы, возрастные кризисы, психотравмы.
Песочная терапия (sandplay) может быть задействована не только для работы с проблемами эмоционально-личностной сферы, также и для развития познавательных способностей. Занятия sandplay могут быть направлены на развитие высших психических функций у детей с ЗПРР и ЗРР, на развитие речи (фонематического слуха, дифференциация звуков, развитие лексико – грамматической стороны речи) особенно в тех случаях, когда ребенок не принимает классические формы занятий.
Подход к анализу поведения для работы с детьми дошкольного возраста и с детьми с нарушениями в развитии широко распространен и задействован в психологической работе. Воздействие на ребенка строится таким образом: если до ребенка нельзя донести информацию через речь в силу его возраста или нарушений развития, то воздействие через поощрение или наказание поведения.
Поведенческая игровая терапия основана на когнитивном, бихевиоральном направлении в работе с родителями и детьми. Автором данной технологии принято считать Ш. Айберг [8]. Основная задача: воздействовать на ребенка через поведение, если до ребенка сложно донести речью пожелания или просьбы. Поведенческая игровая терапия нацелена на такой спектр особенностей развития ребенка как: внешние поведенческие проблемы (непослушание, негативизм, вербальная агрессия, деструктивное поведение); нарушения внимания (рассеянность, гиперактивность); внутренние психологические проблемы (низкая самооценка, подавленное настроение, плаксивость, тревожность); проблемы в отношениях между родителем и ребёнком (например, в контексте развода, усыновления).
Область психологической работы с семьями детей с ОВЗ достаточно широка так как, как правило, требуется и коррекционная работа с самим ребенком, и поддержка и сопровождение его семьи. В статье кратко представлены некоторые из используемых психологических технологий. Появление детей со сложными нарушениями в развитии ставит новые задачи для родителей и для педагогов, сопровождающих таких детей. В каждом конкретном случае нарушение ребенка и семейная ситуация, в которой он растет, задают направление работы и выбор практических методов работы. Психологическое сопровождение семей с детьми с ОВЗ актуально на протяжении длительного времени, так как новый возраст ребенка задает новые задачи и новые запросы на оказание помощи детям и подросткам, а также их родителям по проблемам обучения, воспитания, развития и взаимоотношений.
Список использованных источников:
1. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. Пособие школьному психологу и педагогу. – Екатеринбург, 2008. – 249 с.
2. Варга А.Я. Введение в системную семенную психотерапию. (2-е изд.стереотипное).– М.: Когито-Центр, 2011. - 182 с.
3. Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004 – 480 с.
4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт – терапия детей и подростков. – М.: Когито – Центр, 2017. – 197с.
5. Левченко И.Ю., Ткаченко В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – Просвещение, 2008. – 239 с.
6. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия/ авторы – составители И.В.Добряков, О.В.Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
7. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 320с.
8. Eiberg S. Parent – Child Interaction Therapy. Integrity Checklists and Sessions Materials. University of Florida, 1999 – 289 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное развлекательное шоу для родителей и детей: «Моя семья самая, самая».
Семейное развлекательное шоу для родителей и детей.(День аиста.)...
доклад на тему "Особенности работы с семьями детей и подростков с ограниченными возможностями развития". Мастер-класс по организации и проведению семейных праздников.
теоретический и практический материал для педагогов и родителей...
Работа с семьями, дети которых находятся в трудной жизненной ситуации
проект работы с родителями...
Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ
Родители у которых рождается ребенок с оганиченными возможностями здоровья, попадают в трудную жизненую ситуацию....
Техника «Незаконченные предложения» в системной семейной психотерапии
Цель: Развитие навыков организации переговоров. Прояснение взаимных претензий.Техника помогает видоизменить характер коммуникаций членов семьи, а именно:стимулировать диалог дистанцированных членов се...
"Работа специалистов МБОУ "Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства" по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"
Анализ работы специалистов реабилитациоонного центра по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации...