Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида
материал
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Тема: повторение по теме «Имя существительное».
Цель: создание условий для систематизации и обобщения знаний по теме «Имя существительное»
Задачи:
- Формирование умения делать выводы и обобщения.
- Развитие умения анализировать, способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
- Воспитание уважительного отношения к труду и людям труда.
- Формирование стремления к овладению различных профессиональных умений.
Ход урока:
- Организационный момент. Тема урока.
- Каждая самостоятельная часть речи имеет свои грамматические признаки. Грамматические признаки бывают непостоянные (н-р: число, падеж) и постоянные (н-р: род, склонение). Сегодня на уроке мы вспомним все грамматические признаки имени существительного.
- Актуализация знаний.
- Какие части речи мы знаем? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Найдите в пословицах родственные слова и определите, какой частью речи они являются:
Труд человека кормит, а лень портит. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Где успехи трудовые, там и горы зерновые.
- Работа по теме урока.
- Что такое имя существительное?
- Какие существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»
Одушевлённые и неодушевлённые существительные
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Из всех изученных слов в словаре на с.261 выберите и выпишите только одушевлённые имена существительные, подчеркните орфограммы:
Верблюд, герой, матрос, пассажир.
- Выберите название профессии, связанной с каждым из данных слов: водитель, ветеринар, моряк, военнослужащий. Обоснуйте свой ответ.
верблюд - ветеринар
герой - военнослужащий
матрос - моряк
пассажир – водитель
Водитель - рабочий, управляющий автотранспортом (легковыми и грузовыми машинами, автобусами, трамваями, троллейбусами). В должностные обязанности любого водителя входит перевозка людей или грузов.
Ветеринар - специалист, занимающийся лечением животных
Моряк - человек, который работает на транспортном или специальном судне или служит на корабле Военно-морского флота. Моряк это морская профессия.
Военнослужащий - профессия человека, исполняющего обязанности, связанные с прохождением военной службы, выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
- Какие имена существительные пишутся с большой буквы, а какие с маленькой?
Собственные и нарицательные имена существительные
- Спишите заметку в стенгазету, выбирая букву из скобок (или выписать собственные имена существительные):
Я живу и учусь в (Г, г)ороде (А, а)рхангельске. Наша школа находится на (У, у)лице (М, м)аяковского. Сейчас у нас проходит трудовая неделя. Учителей по труду зовут (Е, е)лена (Г, г)еоргиевна и (В, в)ладимир (Г, г)еннадьевич.
- В каком числе могут стоять имена существительные?
Изменение имён существительных по числам
- Девочки выписывают в столбик существительные, связанные со швейным делом, а мальчики, связанные со столярным делом. Поставьте данные существительные в множественное число:
Ткань, доска, игла, гвоздь, выкройка, чертёж.
Физкультминутка (встали и подняли руки вверх, если я называю имя существительное ед.ч., присели, если я называю имя существительное мн.ч.
Род имён существительных
- Какого рода бывают имена существительные?
- Найдите в стихотворении В. Брюсова имена существительные, поставьте в единственное число и запишите по родам в три столбика:
Великая радость — работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта,
Всё счастье земли — за трудом!
Изменение имён существительных по падежам
- Сколько падежей в русском языке? Как узнать падеж имени существительного? В каком падеже существительное не может иметь предлог?
- Запишите пословицу, найдите имена существительные, определите падеж: Без учёбы и труда не придёт на стол еда.
Три склонения имён существительных
- Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Найдите в стихотворении имена существительные, поставьте в начальную форму (И.п., ед.ч.) и запишите в три столбика:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каравай хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
- Рефлексия содержания учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида
Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...
Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...
Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»
Цель: повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать их от других частей речи, опр...
Особенности организации и поведения нетрадиционных форм уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Уроки русского языка в специальной (коррекционной) школе...
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида...