Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
методическая разработка на тему

Чечина Надежда Андреевна

  Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

                           Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

Методы работы над правописанием трудных слов

  1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
  2. Вставка слова в классное наборное полотно.
  3. Чтение слова учителем.
  4. Объяснение значения слова (учителем или детьми).
  5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
  6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
  7. Запись слова в орфографический словарик.
  8. Задание на дом – выучить написание слова.
  9. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Виды словарных работ

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
  5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
  6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
  • с непроверяемой и проверяемой гласной;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • по тематике – «Город» и «Деревня»;
  • по частям речи;
  • с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
  1. Выписать из данных слов:
  • слова, состоящие из двух, трех слогов;
  • слова с Й;
  • слова с шипящими.
  1. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
  2. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
  3. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
  4. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
  5. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  6. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
  7. Подбор однокоренных слов.
  8. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  9. Разбор слов по составу.
  10. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  11. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  12. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  13. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  14. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
  15. Письмо по памяти.
  16. Самодиктант и взаимопроверка.
  17. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  18. Перфокарты, перфоконверты.
  19. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  20. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  21. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  22. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  23. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  24. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).
  25. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)

Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание  словарных слов, который позволяет оценить знания...

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

"Турнир знатоков" по русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Турнир знатоков по русскому языку Цели: развивать мышление и речь, воспитывать чувство коллективизма           и взаимовыручки, привитие интереса к родно...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Данная тема поможет учителю русского языка коррекционной школы  в работе с обучающимися по теме "Глагол"...