Специальная индивидуальная программа развития по коррекционному курсу «Двигательное развитие»
рабочая программа (11 класс)
В программу включены комплексы упражнений, направленные на укрепление здоровья и функций организма, а также комплексы упражнений на коррекцию и компенсацию нарушения физического развития, формирования, развития и совершенствования двигательных умений и навыков с учётом дифференцированного процесса обучения и индивидуального подхода к обучающемуся. Занятия по коррекционному курсу «Двигательное развитие» должны вестись со строгим учётом структуры дефекта обучающегося, со знанием всех его возможностей и недостатков, необходимо хорошо знать все данные врачебных осмотров, состояние здоровья обучающегося на каждый день.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, усвоение обучающимся необходимого запаса двигательных умений и навыков. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используется большое количество игровых упражнений, направленных на коррекцию и развитие двигательной активности обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnoe_razvitie.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная индивидуальная
программа развития
по коррекционному курсу «Двигательное развитие»
Козлячкова Данилы, обучающегося на дому
11 класса ОГКОУШ №23 г.Ульяновска
на 2018-2019 уч.г.
Рассмотрено и одобрено на заседании Педагогического совета от «_____»________ 2018г протокол №______ | Ответственный за реализацию программы: Абулева Н.И., учитель ВК |
СОГЛАСОВАНО:
Родитель /законный представитель/:
/Козлячкова Е.В./
Ульяновск, 2018 г.
«Двигательное развитие».
Цели программы «Двигательное развитие»:
-поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков;
- обогащение сенсомоторного опыта обучающегося;
- повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью;
- совершенствование физических и психофизических способностей учащегося;
- улучшение контроля над физическим развитием обучающегося с учётом возрастных и физических особенностей, связанных с заболеваниями опорно - двигательного аппарата.
Задачи программы «Двигательное развитие»:
-развитие мотивации двигательной активности,
-поддержка и развитие имеющихся движений,
-расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
- формирование навыков правильной осанки;
- формирование навыков правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;
- обучение комплексам физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности;
- укрепление мышечно – связочного аппарата;
- положительное воздействие на нервно-психическую сферу ребёнка, повышение эмоционального фона;
- развитие волевых качеств.
Общая характеристика.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся; характерны разнообразные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы, ярко выражена двигательная недостаточность, заторможенность рефлексов, неравномерное распределение силы мышц, скованность в движениях и статических позах.
Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
В программу включены комплексы упражнений, направленные на укрепление здоровья и функций организма, а также комплексы упражнений на коррекцию и компенсацию нарушения физического развития, формирования, развития и совершенствования двигательных умений и навыков с учётом дифференцированного процесса обучения и индивидуального подхода к учащемуся. Занятия по коррекционному курсу «Двигательное развитие» должны вестись со строгим учётом структуры дефекта учащегося, со знанием всех его возможностей и недостатков, необходимо хорошо знать все данные врачебных осмотров, состояние здоровья обучающегося на каждый день.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, усвоение учащимся необходимого запаса двигательных умений и навыков. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используется большое количество игровых упражнений, направленных на коррекцию и развитие двигательной активности обучающегося.
Актуальность, новизна программы:
Проблема укрепления здоровья, физического развития – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку занятия способствуют укреплению здоровья, улучшению соматического состояния учащегося.
В соответствии с медицинскими данными о состоянии здоровья учащегося, в программу включены не только упражнения для коррекции осанки, но и упражнения для кистей рук и плечевого пояса, дыхательные упражнения и упражнения для развития двигательных качеств.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Двигательное развитие».
Содержание коррекционного курса «Двигательное развитие» направленно на воспитание обучающихся, умело использующих ценности двигательного развития для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, организации здорового образа жизни.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Планируемые результаты освоения коррекционной подготовки.
Универсальные результаты Обучающийся научится: - организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; - взаимодействовать с окружающими в достижении общих целей.
Обучающийся получит возможность научиться: - Доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со взрослыми людьми.
Личностные результаты Обучающийся научится:
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - включаться в общение и взаимодействие на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; - находить с окружающими общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты: Обучающийся научится
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - организовывать свою деятельность с учётом требований её безопасности.
Обучающийся получит возможность научиться
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; - оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; - оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами. -
Предметные результаты: Обучающийся научится: - -планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; - представлять двигательное развитие как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; -соблюдать требования безопасного поведения во время выполнения физических упражнений. . Обучающийся получит возможность научиться: - - применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание коррекционного курса «Двигательное развитие»
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Одновременное сгибание (разгибание) пальцев.
Поочередное сгибание (разгибание) пальцев.
Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке
Круговые движения кистью.
Сгибание фаланг пальцев.
Разгибание вперёд согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки)
Обхватывание правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо, затем разведение рук в стороны.
Одновременные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны.
Одновременные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вверх, вниз.
Одновременные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): круговые движения
Поочерёдные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны.
Поочерёдные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вверх, вниз.
Поочерёдные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): круговые движения
Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».
Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз).
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны).
Движения головой: повороты, круговые движения.
Поднимание головы в положении «лежа на животе».
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад).
Повороты туловища вправо (влево).
Круговые движения прямыми руками вперед (назад).
Наклоны туловища в сочетании с поворотами.
Игровые упражнения. «Попробуй повторить».
Освоение элементарных умений в бросании, ловле, катании мяча.
Бросание мяча двумя руками (от груди)
Бросание мяча двумя руками (от уровня колен)
Бросание мяча двумя руками (из-за головы).
Бросание мяча одной рукой (от груди).
Бросание мяча одной
рукой (от уровня колен).
Ловля мяча на уровне груди.
Ловля мяча на уровне колен.
Ловля мяча над головой.
Катание мяча вперёд и назад двумя руками.
Катание мяча вперёд и назад одной рукой.
Игровые упражнения. «Поймай меня»
Требования к уровню подготовки обучающегося .
Планируемые результаты освоения программы:
-умение выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения,
- освоение элементарных умений в бросании, ловле, катании мяча.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата проведе ния | Академический компонент | Базовые учебные действия. Планируемые результаты. | ||||
личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||||
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. | |||||||||
1. | Одновременное сгибание (разгибание) пальцев. | 0.5 | Развивать двигательные возможности в процессе обучения. Развивать быстроту, ловкость, умения ориентироваться в пространстве. Развивать двигательные возможности в процессе обучения. Развивать опорно – двигательный аппарат, воспитывать волевые усилия при выполнении многократных повторений. Развивать быстроту, координацию движений пальцев рук, развивать воображение. Формировать навык координации движений. Развивать внимание, быстроту реакции. Развивать слуховое восприятие. Развивать двигательные возможности в процессе обучения. Формировать навык координации движений. Развивать тактильную чувствительность, способность ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи. Формировать умения в бросании, ловле, катании мяча, развивать мотивацию к обучению на основе игры. Развивать двигательные возможности в процессе обучения. Формировать умения в бросании, ловле, катании мяча, развивать мотивацию к обучению на основе игры. Развивать опорно – двигательный аппарат, воспитывать волевые усилия при выполнении многократных повторений. Развивать быстроту, координацию движений пальцев рук, развивать воображение. | Выражать положительное отношение к процессу познания. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Выражать положительное отношение к процессу познания. Уметь активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Уметь проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Проявлять познавательный интерес к изучению предмета. Объяснять себе свои наиболее заметные достижения. Объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, давать адекватную оценку своей учебной деятельности. Уметь проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Развивать мотивацию к учебной деятельности. Проявлять устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. Развивать мотивацию к учебной деятельности. Проявлять устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. Проявлять трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Активно включаться в общеполезную социальную деятельность. | Формировать умение строить рассуждения в форме связи простых суждений изучаемого материала. Обучать технике двигательного действия по частям. Развивать мотивацию к обучению на основе игры. Сравнивать тактические аспекты решения двигательных задач, выбирать оптимальный для данной ситуации способ действия Находить наиболее эффективные способы решения двигательной задачи здесь и сейчас. Сравнивать тактические аспекты решения двигательных задач, выбирать оптимальный для данной ситуации способ действия. формировать устойчивый интерес к физкультурно – оздоровительной деятельности деятельности. Развивать физические качества с выделением отдельных компонентов. формировать устойчивый интерес к физкультурно – оздоровительной деятельности деятельности. Сравнивать физические упражнения по критериям эффективности для решения различных задач. Развивать двигательные возможности в процессе обучения. Самостоятельно выделять и формулировать учебную цель. Укреплять мышечно – связочный аппарат, развивать навык координации движений. формировать устойчивый интерес к физкультурно – оздоровительной деятельности деятельности. Укреплять мышечно – связочный аппарат, развивать навык координации движений. Укреплять мышцы голеностопных суставов и стоп, формировать устойчивый интерес к физкультурно – оздоровительной деятельности деятельности. Развивать мотивацию к обучению на основе игры. Сравнивать тактические аспекты решения двигательных задач, выбирать оптимальный для данной ситуации способ действия Развивать мотивацию к обучению на основе игры. Сравнивать тактические аспекты решения двигательных задач, выбирать оптимальный для данной ситуации способ действия | Уметь слушать и понимать учителя. Уметь использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных. Уметь использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем. Уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Уметь согласованно выполнять совместную деятельность. Уметь использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных. Уметь вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Уметь использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных. Уметь осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Уметь использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных. Уметь задавать вопросы , необходимые для организации собственной деятельности. | Формировать целостное представление о физических упражнениях, физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья. Уметь организовывать собственную деятельность. Уметь организовать место занятий. Уметь активно включаться в деятельность. Уметь выбирать и использовать средства для достижения цели деятельности. Уметь осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Уметь адекватно реагировать на внешний контроль и оценку. Уметь взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности. Уметь выбирать и использовать средства для достижения цели деятельности. Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со взрослыми людьми. Уметь осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Уметь адекватно Уметь адекватно реагировать на внешний контроль и оценку. Уметь находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления. Уметь действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Уметь взаимодействовать с окружающими в достижении общих целей. | ||
2. | Поочередное сгибание (разгибание) пальцев. | 0.5 | |||||||
3. | Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке | 0.5 | |||||||
4. | Круговые движения кистью. | 0.5 | |||||||
5. | Сгибание фаланг пальцев. | 0.5 | |||||||
6. | Разгибание вперёд согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки) | 0.5 | |||||||
7 | Обхватывание правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо, затем разведение рук в стороны. | 0.5 | |||||||
8 | Одновременные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны. | 0.5 | |||||||
9 | Одновременные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вверх, вниз. | 0.5 | |||||||
10 | Одновременные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): круговые движения | 0.5 | |||||||
11 | Поочерёдные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны. | 0.5 | |||||||
12 | Поочерёдные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вверх, вниз. | 0.5 | |||||||
13 | Поочерёдные движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): круговые движения | 0.5 | |||||||
14 | Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». | 0.5 | |||||||
15 | Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). | 0.5 | |||||||
16 | Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны). | 0.5 | |||||||
17 | Движения головой: повороты, круговые движения. | 0.5 | |||||||
18 | Поднимание головы в положении «лежа на животе». | 0.5 | |||||||
19 | Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). | 0.5 | |||||||
20 | Повороты туловища вправо (влево). | 0.5 | |||||||
21 | Круговые движения прямыми руками вперед (назад). | 0.5 | |||||||
22 | Наклоны туловища в сочетании с поворотами. | 0.5 | |||||||
23 | Игровые упражнения. «Попробуй повторить». | 0.5 | |||||||
24. | Освоение элементарных умений в бросании, ловле, катании мяча. Бросание мяча двумя руками (от груди) | 0.5 | |||||||
25. | Бросание мяча двумя руками (от уровня колен) | 0.5 | |||||||
26. | Бросание мяча двумя руками (из-за головы). | 0.5 | |||||||
27. | Бросание мяча одной рукой (от груди). | 0.5 | |||||||
28. | Бросание мяча одной рукой (от уровня колен). | 0.5 | |||||||
29. | Ловля мяча на уровне груди. | 0.5 | |||||||
30. | Ловля мяча на уровне колен. | 0.5 | |||||||
31 | Ловля мяча над головой. | 0.5 | |||||||
32 | Катание мяча вперёд и назад двумя руками. | ||||||||
33. | Катание мяча вперёд и назад одной рукой. | 0.5 | |||||||
34. | Игровые упражнения. «Поймай меня» | 0.5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» 0 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 0 класса (вариант 2) составлена на основе адаптированной основной образовате...
СИПР по курсу «Двигательное развитие» 1 класс
Специальная индивидуальная программа развития обучающейся Воронцовой Дарьи (с тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант) 1 класс по курсу «Двигательное р...
Рабочая программа коррекционных занятий "Двигательное развитие" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)
Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР....
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие»
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) у...
Программа коррекционного курса "Двигательное развитие"( 2 класс)
Календарно-тематическое планирование по курсу "Двигательное развитие" для 2 класса (СИПР)...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» для 9б класса на 2020-2021 учебный год.
Содержание. 1.Паспорт рабочей программы.2.Введение.3.Пояснительная записка.4.Планируемые предметные и личностные результаты.5.Базовые учебные действия.6.Содержание рабочей программы.7.Учебно-тема...
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 6 класса (вариант 2).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 6 класса (вариант 2).Основная цель программыЦелью п...