Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие»
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvig_razv.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для ученика 6 класса Балашова Никиты.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» составлена на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
-приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
1. Активизация защитных сил организма ребёнка.
2. Выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращающие его деформации.
3. Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного аппарата.
4. Развитие общей организованности, внимания, доброжелательности.
Общая характеристика учебного предмета и цели курса
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с РАС, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, ТМНР наблюдаются выраженные нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является ведущей целью данного коррекционного курса.
Задачи и направления.
Общие задачи, характерные для образовательного процесса в целом:
1. Создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, физическому, эмоциональному развитию личности;
2. Обеспечение психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество детей с РАС;
3. Организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в интересах личности, общества и государства с учётом психофизических возможностей и особенностей детей с РАС:
- формирование познавательных процессов обучающихся на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном для детей уровне;
- формирование прикладных, трудовых, творческих умений обучающихся;
- формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способов индивидуального взаимодействия воспитанников с окружающим миром.
4. Обеспечение охраны прав и интересов обучающихся, охраны и укрепления здоровья воспитанников;
5. Осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ.
Основные задачи характерные для коррекционного курса: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, что способствует развитию познавательных процессов.
Место курса в учебном плане. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ («Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Адаптивная физкультура» и др.). Преемственность основных образовательных программ, системность, комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий. Программа рассчитана на 34 часа (по 10 минут 1 раз в неделю).
При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы:
Будет знать: правила поведения на занятиях ДР, что такое двигательное развитие, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе. Знать правила подвижных игр, изученных на занятиях.
Будет уметь: выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие, играть в подвижные игры.
Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств; показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений по двигательному развитию.
Учащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.
Предметные результаты:
- формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм,
- формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании,
- формирование представлений о последовательности действий при осуществлении личной гигиены и закрепление этих представлений на практике.
- коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.);
- коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т.д.);
- устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.).
- выполнение комплексов по двигательному развитию на основе демонстрации (самостоятельно, с помощью, со значительной помощью).
Базовые учебные действия. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве зала;
- иметь представление о собственном теле и собственных возможностях;
- овладеть навыками коммуникации и сформировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- овладеть принятыми нормами социального взаимодействия;
- принять и освоить социальную роль обучающегося;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
- взаимодействовать со сверстниками при выполнении упражнений, при проведении подвижных игр, при проведении эстафет с участием учителя;
- бережно относится к инвентарю и оборудованию.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Основы знаний» - дать знания знаний о личной гигиене, правильной осанке, дать понятие «направляющий).
«Коррекционные упражнения» - коррекция и профилактика: плоскостопия, нарушений осанки, сколиозов.
«Развитие мелкой моторики» - развивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
«Ориентировка в пространстве» - шаги, построения, перестроения.
«Самомассаж» - обучение навыкам самомассажа.
Требования к уровню подготовки обучающегося.
Учащийся должен уметь:
- продолжать формировать способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- совершенствовать способность согласовывать свои действия и движения;
- продолжить формировать умения выполнять действия по образцу и по подражанию;
- продолжать учить ориентироваться в элементарных пространственных понятиях;
- формировать умение показывать части тела человека;
- закреплять умение выполнять исходные положения;
- закреплять умение бросать, перекладывать, перекатывать.
Учащийся должен знать:
- части тела человека.
- элементарные виды движений.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока |
1 | Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. |
2 | Формирование правильной осанки у стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя. |
3 | Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседания). |
4 | Ходьба с различными положениями рук (в стороны, за голову, вверх, вперёд, к плечам). |
5 | Ходьбой с различными положениями рук (в стороны, на пояс, вверх, вперёд, к плечам) по сигналу учителя. |
6 | Упражнения с предметами на голове (кубик) в движении, под музыку. |
7 | Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется». |
8 | Упражнения с предметами и без них Игра «Совушка - Сова». |
9 | Наклоны головой. Наклоны туловищем. |
10 | Сгибание стопы. Перекаты с носков на пятки. |
11 | Приседания. Отстукивание и отхлопывание разного темпа. |
12 | Выполнение по памяти комбинаций движения. |
13 | Захват предметов. Передача предметов. |
14 | Передача предметов через голову. Передача предметов через плечо. |
15 | Броски мячей. Перекатывание мячей. |
16 | Перекатывание мячей через ноги. |
17 | Подвижная игра «Кошка и мышки». |
18 | Дыхательные упражнения. |
19 | Дыхательные упражнения под хлопки (под счет). |
20 | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях. |
21 | Дыхание при ходьбе. |
22 | Движение предплечий и кистей рук. |
23 | Хлопки в ладоши с изменением темпа. |
24 | Выполнение движений руками. (вперёд, назад, вверх, в стороны). |
25 | Изменение позы в положении лежа (поворот со спины на живот, поворот с живота на спину). |
26 | Выполнение движений ногами (подъём ноги вверх; отведение ноги в сторону). |
27 | Игра «У медведя во бору». |
28 | Игра «Снежинки и ветер». |
29 | Броски мяча двумя руками из различных положений. |
30 | Отбивание мяча двумя руками. |
31 | Удары по мячу ногой с мест. |
32 | Удары по мячу ногой с шага. |
33 | Изменение позы в положении лежа. (изменение позы в положении сидя: поворот вправо, влево наклон вперёд, назад, вправо, влево). |
34 | Выполнение движений пальцев рук (сгибать, разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак, разгибать). |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. | 1 | 01.09 | |
2 | Формирование правильной осанки у стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя. | 1 | 09.09 | |
3 | Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседания). | 1 | 15.09 | |
4 | Ходьба с различными положениями рук (в стороны, за голову, вверх, вперёд, к плечам). | 1 | 22.09 | |
5 | Ходьбой с различными положениями рук (в стороны, на пояс, вверх, вперёд, к плечам) по сигналу учителя. | 1 | 29.09 | |
6 | Упражнения с предметами на голове (кубик) в движении, под музыку. | 1 | 06.10 | |
7 | Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется». | 1 | 13.10 | |
8 | Упражнения с предметами и без них Игра «Совушка - Сова». | 1 | 20.10 | |
9 | Наклоны головой. Наклоны туловищем. | 1 | 28.10 | |
10 | Сгибание стопы. Перекаты с носков на пятки. | 1 | 10.11 | |
11 | Приседания. Отстукивание и отхлопывание разного темпа. | 1 | 18.11 | |
12 | Выполнение по памяти комбинаций движения. | 1 | 24.11 | |
13 | Захват предметов. Передача предметов. | 1 | 01.12 | |
14 | Передача предметов через голову. Передача предметов через плечо. | 1 | 09.12 | |
15 | Броски мячей. Перекатывание мячей. | 1 | 15.12 | |
16 | Перекатывание мячей через ноги. | 1 | 22.12 | |
17 | Подвижная игра «Кошка и мышки». | 1 | 13.01 | |
18 | Дыхательные упражнения. | 1 | 19.01 | |
19 | Дыхательные упражнения под хлопки (под счет). | 1 | 26.01 | |
20 | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях. | 1 | 02.02 | |
21 | Дыхание при ходьбе. | 1 | 10.02 | |
22 | Движение предплечий и кистей рук. | 1 | 16.02 | |
23 | Хлопки в ладоши с изменением темпа. | 1 | 02.03 | |
24 | Выполнение движений руками. (вперёд, назад, вверх, в стороны). | 1 | 10.03 | |
25 | Изменение позы в положении лежа (поворот со спины на живот, поворот с живота на спину). | 1 | 16.03 | |
26 | Выполнение движений ногами (подъём ноги вверх; отведение ноги в сторону). | 1 | 23.03 | |
27 | Игра «У медведя во бору». | 1 | 06.04 | |
28 | Игра «Снежинки и ветер». | 1 | 14.04 | |
29 | Броски мяча двумя руками из различных положений. | 1 | 20.04 | |
30 | Отбивание мяча двумя руками. | 1 | 27.04 | |
31 | Удары по мячу ногой с мест. | 1 | 04.05 | |
32 | Удары по мячу ногой с шага. | 1 | 12.05 | |
33 | Изменение позы в положении лежа. (изменение позы в положении сидя: поворот вправо, влево наклон вперёд, назад, вправо, влево). | 1 | 18.05 | |
34 | Выполнение движений пальцев рук (сгибать, разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак, разгибать). | 1 | 25.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы), альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий.
спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины.
технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (велосипед и др.), кресла-стулья с санитарным оснащением (для туалета, ванные).
мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
- формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм,
- формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании,
- формирование представлений о последовательности действий при осуществлении личной гигиены и закрепление этих представлений на практике.
- коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.);
- коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т.д.);
- устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.).
- выполнение комплексов по двигательному развитию на основе демонстрации (самостоятельно, с помощью, со значительной помощью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» 0 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 0 класса (вариант 2) составлена на основе адаптированной основной образовате...
Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (2 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (3 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...
Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (4 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...
Рабочая программа коррекционных занятий "Двигательное развитие" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)
Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР....
Программа коррекционного курса "Двигательное развитие"( 2 класс)
Календарно-тематическое планирование по курсу "Двигательное развитие" для 2 класса (СИПР)...
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 6 класса (вариант 2).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» предназначена для учащихся 6 класса (вариант 2).Основная цель программыЦелью п...