Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников.
учебно-методический материал

Еще Фридрих Шиллер когда-то писал о том, что человек является таковым, только когда играет, и наоборот – только играющий человек может называться им в полном смысле слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серебренникова Т.Г., учитель - логопед

ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

Семинар ИГРА

Роль развивающих игр в развитии мышления дошкольников.

Еще Фридрих Шиллер когда-то писал о том, что человек является таковым, только когда играет, и наоборот – только играющий человек может называться им в полном смысле слова. Жан-Жак Руссо также в свое время делал акцент на том, что понаблюдав, как маленький ребенок играет, можно узнать о нем если не все, то очень многое. А вот знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд был уверен, что через игровую деятельность дети пытаются найти способ поскорее стать взрослыми.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Игра способствует когнитивному развитию во многих направлениях: символической функции сознания, умственных действий, децентрации. Игру связывали с развитием мышления в своих работах начала XX в. еще Дж. Дьюи за рубежом и А. И. Сикорский в России. Они видели в игре результат развития мышления ребенка, который позволяет использовать новый способ освоения реальности.

        Мышление – это процесс познания человеком  действительности с помощью мыслительных процессов анализа, синтеза, рассуждений.

К основным мыслительным операциям учёные относят:
1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Синтезу всегда предшествует 
анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны. 

Игры для развития анализа и синтеза

- игра «Найди картинку»

- игра «Парные картинки»

- игра «Что здесь лишнее?»
3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. 

Игры на развитие сравнения

- игра «Чем они похожи?»

-игра «Найди отличия»
4. Абстракция. Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления.

5. Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания

Игры на развитие абстракции, конкретизации

- игра «Отвечай быстро»

- интеллектуальное упражнение «На качелях абстракции-конкретизации»

6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. 

Игры на развитие обобщения

- игра «Назови одним словом»

- игра «Найди лишнюю картинку»

- игра «Выделение закономерностей». (Б. И. Пинский)

Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мышление ребенка развивается по мере его роста от наглядно- действенного (связанного с практическими действиями над предметами) к наглядно- образному (характеризующемуся опорой на представления  и образы ситуаций и изменений в них), а  затем к словесно- логическому или абстрактному.

1. Игры на развитие наглядно-действенного мышления (опора на реальные действия с объектами).

 - игра «Покорми зайку»

 - игра «Покатай мишку»

2. Игры на развитие словесно-логического мышления (использование понятий, логических конструкций и схем).

- игра «Кто самый большой»

- игра «Разложи предметы»

- игра «Летает – не летает»

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Развивающие игры -  это те игры, которые способствуют развитию ребенка.

Суть развивающей игры - необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, - необходимо  подумать. Такие игры развивают у ребенка речь, мышление, логику, моторику, творческие способности.  Отличительная особенность развивающих игр - обучение от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям ребенка.

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.

Специально подобранные игры помогают развивать различные виды мышления и мыслительные операции.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  • «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
  • «Доскажи словечко» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «легкий – тяжелый» и др.).
  • «Уникуб», «Лото».
  • «Домино», пазлы, конструкторы.
  • Загадки.

        Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
       Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. 

        Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию, они создают атмосферу свободного и радостного творчества, приучают ребенка размышлять и принимать решения.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников."– М.: Академия, 2000. – 159 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-пресс, 2004. – 315 с.

4. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., исп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

6. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 2000. - №3. – С. 5-19.

7. Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. М.: Изд-во Эксмо, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Потешки - малый жанр устного народного творчестваОсобую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее ...

Роль семейного воспитания в развитии речи дошкольников.

Консультация для родителей о роли семейного воспитания в развитии речи детей....

Игры на развитие мышления дошкольников с нарушением интеллекта по теме: "Игрушки"

Подборка дидактических игр для родителей и педагогов...