Коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога с учащимися с ОВЗ
статья

Коррекционно-развивающая деятельность

 учителя-дефектолога с учащимися с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovzd.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая деятельность

 учителя-дефектолога с учащимися с ОВЗ

Направления работы учителя-дефектолога:

  1. Диагностическое направление.
  2. Коррекционное направление.
  3. Аналитическое направление.
  4. Консультативно - просветительское и профилактическое направление.
  5. Организационно-методическое направление.

Формы работы учителя-дефектолога

1.психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, при этом дефектолог является консультантом для учителя-предметника, воспитателя группы продленного дня, родителя учащихся с ОВЗ;

2. индивидуальные и групповые развивающие занятия, которые строятся с учетом ведущего нарушения в познавательной и личностной сфере.

Занятия учителя-дефектолога

Каждое занятие учителя-дефектолога при работе с учащимися с ОВЗ должно включать в себя упражнения и задания по двум блокам:

1. Блок развития познавательной сферы, который включает в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения учащихся классов компенсирующего обучения.  

2. Блок развития мотивационной сферы, развивающий мотивационную сторону учебной деятельности.

Задачи учителя-дефектолога

1.        Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.

2.        Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.

3.        Развить волевую сферу, саморегуляцию.

4.        Развивать операции мышления, учить мыслить творчески, видеть

взаимосвязи, делать умозаключения.

5.        Развивать воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

6.        Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.

7.        Формировать устойчивую личностно-значимую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

Ожидаемые результаты

1.        Учебная мотивация. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, усиление ее внутренней направленности, повышение продуктивности младших школьников «группы риска».

2.        Внимание. Увеличение объема и усиление устойчивости, концентрации, распределения и переключаемости внимания.

3.        Память. Повышение уровня моторной, образной (зрительной, аудиальной, осязательной), эмоциональной и словесно-логической памяти. Развитие кратковременной и долговременной, произвольной памяти.

4.        Восприятие. Компенсация и развитие зрительного, слухового и осязательного восприятия.

5.        Мышление. Компенсация и развитие форм мышления: понятие, суждение, умозаключение; операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.

Структура занятий

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, учебной мотивации.

 

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:  

1. Организационный момент, который включает упражнения, направленные на сплачивание детей, создание атмосферы группового доверия.

2. Сообщение темы занятия в занимательной, игровой или проблемной форме, что позволяет активизировать учащихся с ОВЗ, создает благоприятный эмоциональный настрой. Создание подобной ситуации пробуждает интерес к предстоящей деятельности, нацеливает детей на достижение высоких результатов.

3. Основное содержание занятия, которое представляет собой совокупность методических приемов, упражнений, игр, заданий на:

- формирование мотивации учебной деятельности, выработку способов учебной работы, социальных навыков.

- развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения.

4. Итог занятия – рефлексия, что позволяет оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). На этом же этапе целесообразно дополнительно стимулировать учеников, которые работали активно и качественно (похлопать, вручить знак отличия – флажок, значок).

Содержание занятий

Учителю-дефектологу на занятиях важно соблюдать смену видов деятельности, так как учащиеся с ОВЗ характеризуются быстрой истощаемостью, утомляемостью, снижением работоспособности.

Занятия должны быть насыщены физ. минутками, артикуляционными гимнастиками, дыхательными упражнениями, упражнениями на развитие мелкой и общей моторики.

Важно в занятие включать игровые моменты, так как для данной категории учащихся игра остается той деятельностью, в которой раскрываются их возможности с наибольшей полнотой.

Таким образом, деятельность учителя-дефектолога  с учащимися с ОВЗ обеспечивает своевременную специализированную помощь данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения, что позволяет достичь гармоничного развития личности ученика, повышая уровень его школьной и социальной успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога

Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога...

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...

Педагогическая разработка. Коррекционно-развивающее занятие с учителем-дефектологом в 3 классе для детей с нарушениями интеллекта (Вариант 1)

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учителем-дефектологом на тему: "Нумерация чисел в пределах 20-и"...

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом для обучающихся по АООП (вариант 2)

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом. Курс "Предметно-практические действия" для обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), ТМНР.Цел...

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом презентация

Выступление учителя -дефектолога для родительского собрания о коррекционно-развивающем курсе "Предметно-практические-действия" для обучающихся по АООП (вариант 2)...