Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.
статья

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими детьми, еще не говорящими, сопровождали слова песни или слова игры с пальчиками ребенка. Отсюда родились все известные игры: «ладушки», «сорока-ворона», «коза рогатая». Сам ход исторического развития человечества оказывает, что движения рук тесно связанны с речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tonkaya_motorika_ruk.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

“Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития ”

Логопед 3 ПНДО

ЦВЛ «Детская психиатрия»

им. С.С.Мнухина

Гаджиева С.В.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими детьми, еще не говорящими, сопровождали слова песни или слова игры с пальчиками ребенка. Отсюда родились все известные игры: «ладушки», «сорока-ворона», «коза рогатая». Сам ход исторического развития человечества оказывает, что движения рук тесно связанны с речью.

Ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. В.И.Бехтерев писал, что движения руки всегда тесно связанны с речью и способствуют ее развитию. Английский психолог Селли также придавал большое значение созидательной работе рук для развития мышления и речи. И.П.Павлов внес большую ясность в эту взаимосвязь. Он придавал кинестетическим ощущениям (т.е. идущим от мышц, сухожилий и суставов) большое значение, ибо они несут в речевой центр, в ее двигательную часть дополнительную энергию, способствуя ее формированию.

Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. Это концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. Так канадский ученый Пенфилд ровно через 100 лет после Брокка и Вернике  открывает 3 речевой центр, называет его «Дополнительны», а мы теперь называем его «речевой центр Пенфилда». Пенфилд сделал заключение, что речь человека имеет огромные компенсаторные возможности. Движения, идущие от пальцев, занимают 1/3 всей поверхности двигательной зоны речи или центра Брокка.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движении пальцев рук (М.М.Кольцова). В своих исследованиях сотрудники лаборатории исходят из физиологии ребенка. Сначала у ребенка развиваются тонкие движения пальцев, затем появляется артикуляция слогов. В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предметов, захватывание не всей ладони, пальцами. На 6 месяце жизни схватывающие движения становятся более точными. На 7 месяце жизни появляется артикуляция слогов (да-да, ба-ба). На 8-9 месяце малыш берет предмет двумя пальцами, показывает одним пальцем привлекающие его предмет. В след за развитием тонких дифференцированных движений пальцев – не раньше начинается произношение первых слогов. На протяжении всего раннего детства выступает эта зависимость: по мере совершенствования тонких движений пальцев идет развитие речевой функции.

Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводиться разминание и поглаживание ежедневно в течении 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.

Физиологи заметили, что, когда ребенок делает ритмические движения пальцами, то резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, т.е. деятельного и понятийного центров речи. Оказалось, что если ребенок сгибает и разгибает пальцы правой руки, то в левом полушарии образуется согласованная деятельность электрических колебании в лобной и височной долях (зонах). Движение пальцев левой руки вызвали такую же активизацию в правом полушарии.

Известно, что у многих детей с задержкой психического развития (ЗПР) при неврологическом и нейропсихологическом исследовании обнаруживаются легкие и латентные формы двигательных нарушений, которые являются следствием раннего органического повреждения головного мозга (Ю.Г.Демьянов, 1971 г.; И.Ф.Марковская, 1982 г.). Однако даже негрубая дисфункция двигательной сферы без современных и целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлений навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. В таких случаях письмо ребенка отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв.

Недостаточность слухового восприятия и трудности фонетико-фонематического анализа в сочетании с имеющимися нарушениями слухо-зрительно-двигательной координации ухудшают работу каждой из взаимодействующих функций. Таким образом, даже при отсутствии грубых моторных и сенсорных нарушений нестабильность психического тонуса и функциональная незрелость каждого из звеньев сложной многокомпонентной функции препятствуют автоматизации всех школьных навыков, прежде всего письма и чтения.

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ЗПР проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать ребенку в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

В экспериментальных группах детского сада г. Москвы, организованных с целью подготовки детей с ЗПР к школе, регулярно проводиться работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Весь комплекс упражнений можно разделить на 3 составляющие:

  1. пальцевая гимнастика;
  2. работа в тетрадях – отработка элементарных графических навыков;
  3. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
  1. Пальцевая гимнастика проводиться в течении 3-5 минут в начале занятия либо в его середине в форме физминутки. Начинается она с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Движения производятся одновременно двумя руками под счет «раз-два, раз-два». Для этого упражнения можно использовать резиновые игрушки. Повторяется оно 5 раз.

Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

  1. “Погладим котенка" – плавные движения, имитирующие соответствующие действия; выполняется сначала одной, потом другой рукой ( от 3 до 5 раз).
  2. “Веселые маляры” – синхронные движения кистей обоих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха ( 3 раза), затем  влево-вправо (3 раза).
  3. “Курочка пьет воду” – и.п.: локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмические наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.
  4. “Качаем лодочку” – и.п.: пальцы сложены вместе; плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.
  5. “Веселый оркестр” – имитация игры на различных музыкальных инструментах.

Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

  1. “Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
  2. “Кольцо” – и.п.: рука опирается на локоть, большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
  3.  “Гусь” – и.п.: рука опирается на локоть, большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва, остальные пальцы зажаты в кулак.
  4. “Коза-дереза”- и.п.: пальцы тренируемой руки зажаты в кулак; выпрямляются указательный палец и мизинец. На начальном этапе работы действие сопровождается присказкой: “идет коза - рогатая за малыми ребятами, кто каши не ест, молока не пьет – забодает, забодает”.

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо следить за правильностью в позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Можно помочь ребенку принять необходимую позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Важно, чтобы указания были ясными, четкими, содержали элементы одобрения, оценки действий детей.

Например: «Положим правую руку на стол перед собой, левую поставим на локоть. Сейчас пальчики левой руки покажут нам зайчика. Молодцы! А теперь сделаем «Козу – дерезу». Если не получается, то помочь другой рукой. Вот молодцы! Пусть наша коза пободается. Хорошо!»

Постепенно задания усложняются, уже на втором месяце обучения можно приступить к работе двумя руками одновременно.

Упражнения по удержанию позы могут проводится на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, то есть ребенок  работает по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается – показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания и автоматизацию действий. Предполагаются следующие занятия;

  1. «Пальчики поздоровались» - упражнения может выполнятся либо одной рукой, либо обеими руками. В первом случае и.п.: рука опирается на локоть; кончик большого пальца поочередно прикасается к другим пальцам. Во втором случае и.п.; обе руки опираются на локти; ладони обращены друг к другу, кончики пальцев поочередно соприкасаются.
  2. «Зайчик – кольцо» - упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции могут отрабатываться сначала одной рукой, затем другой рукой, а в дальнейшем обеими руками вместе.
  3. «Ладонь – кулак» - кисть руки опускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак. При одновременном движении  двумя руками упражнение выполняется в симметричном (правая – кулак, левая – кулак) и ассиметричном (правая- кулак, левая – ладонь) режимах. Усложнение задания достигается так же за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.

Важное место в работе по развитию тонкой моторики детей с ЗПР занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухадвигательной и слухозрительно – двигательной координации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной «кинетической» мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания деревянной палочкой по столу и т.п. Эти задания выполняются при совместном действии взрослого и ребенка, по показу, по слуховому восприятию (с использованием экрана). Эмоциональная стимуляция и смысловая организация действий осуществляется с помощью речевых команд.

Дальнейшее развитие целенаправленности в организации движений и действий происходит при воспроизведении движений, цель которых – выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

Начинаются  такие задания с простейших инструкций: «Я хлопну один раз – ты поднимешь одну руку; я хлопну два раза – ты поднимешь две руки». Затем предлагаются задания, предусматривающие более сложный выбор: «Я стукну в бубен один раз – ты поднимешь красный флажок (левую руку), я стукну два раза – ты поднимешь синий флажок (правую руку)».

В этой работе может использоваться и материал описанных выше упражнений: «Я стукну один раз – ты сделаешь «зайчика», я стукну два раза – ты сделаешь «колечко» и т.д.

  1. Отдельно следует остановится на графических работах в альбомах и тетрадях. Этот вид задания способствует лучшей ориентировки в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, что графические задания имели образносмысловую значимость, потому для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Одним из видов графических заданий является дорисовывание не достающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания.

В такой работе не может быть жестко заданной схемы действий и их последовательности, но тем не менее предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия. Например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Детям предлагаются для дорисовывания орнаменты и лабиринты с постепенным нарастанием сложности.

  1. Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, а именно: застегивание и растегивание пуговиц, шнурование ботинок, шнуровка на специальных рамках, нанизывание колец на тесьму, сортировка монет, перебор крупы, разные виды мозаик, конструкторов, работа с которыми так же способствует развитии моторной умелости и совершенствованию конструктивных навыков у детей.  

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движения, кинестетический и динамический праксис) у детей ЗПР совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Творческий отчет "Развитие навыков звукового анализа у детей с задержкой психического развития"

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дез...

Особенности развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда....