Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы и во внеурочной деятельности у учащихся 5 класса.
статья (5 класс)

Статья предназначена для учителей русского языка и литературы коррекционной школы (для детей с ОВЗ) и коррекционных классов, для учителей классов с интегрированным обучением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы

и во внеурочной деятельности у учащихся 5 класса.

         В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит проблема повышения интереса учащихся к обучению, повышения мотивации к изучению русского языка и литературы как науки и предмета, повышающего развитие общей грамотности, пополнение словарного запаса, то есть расширение лексикона и развития интеллекта. А как сделать учебный процесс более продуктивным, интересным и эффективным.

            Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой.

            Выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности широкий. Это:

Эмоциональные                                                                 Познавательные                                                                                                                             Волевые                                                                                                                                              Социальные                                                                                                                                  

     На своих уроках и во внеурочной деятельности я выбираю такой стиль общения с

 учащимися, чтобы они видели свои достижения, сами имели возможность оценить свои плюсы и минусы, сами увидели проблемы и пробелы, а о недостатках я говорю редко и в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, что им по силам достичь поставленной цели как, работая на уроках, так и самостоятельно дома. Я строю в 5 классе на уроках индивидуальные и групповые задания так, чтобы они были интересными, посильными и приучали ребят с удовольствием работать  в группе, а  общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.

   В своей педагогической работе я стараюсь использовать различные педагогические технологии. В последнее время всё чаще применяю на уроках русского языка и литературы элементы информационных технологий. Считаю, что применение информационных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности необходимы и обязательны, поскольку они способствуют формированию мотивации к изучению предмета, совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения,  повышает интерес к урокам русского языка и литературы, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Использование на уроке презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизирует внимание учащихся, формирует орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов формирует и воспитывает интерес к уроку, делают урок более ярким. Информационные технологии повышают темп урока, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся, позволяют проверить усвоение теории у всех учащихся.                                                                         

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал: это и портреты писателей и поэтов, и иллюстрации к произведениям, и репродукции картин известных художников. Кроме презентаций на своих уроках я использую фрагменты кинофильмов, спектаклей, различные видео-аудиофайлы. Это, к примеру, чтение произведений известных поэтов и писателей артистами. Они помогают не только услышать стихотворение или песню, положенную на стихи, но и зрительно представить картину. К сожалению, сама сделать видеоклип я не умею, поэтому пользуюсь уже готовыми, а презентации делаю самостоятельно.

Формированию мотивации и развитию познавательной активности к изучению русского языка и литературы у учащихся помогают используемые на уроках игровые технологии. Игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе,  несёт в себе огромный эмоциональный заряд, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость.                        

 Учеников привлекает новизна проведения уроков, в классе во время таких уроков создаётся обстановка общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес  предмету. Повышается мотивация, познавательная активность интерес к предмету. Учеников привлекает новизна проведения  уроков, в классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, Использование всего многообразия технологий, методов, приёмов, каждый из которых служит формированию мотивации к изучению русского языка и литературы, развитию определённых навыков, помогает достижению единства обучения и воспитания, способствует познавательной активности, воспитывает интерес к уроку, повышает качество образования.         Повышается интерес к предмету, который выражается в желании учащихся участвовать во внеклассных мероприятиях, в общешкольных праздниках, конкурсах разного уровня и в других видах творческой деятельности.                                                

                   

                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."

В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы и во внеурочной деятельности у учащихся 5 класса.

Формирование учебной мотивации - это основная  проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов обучения - это основной показатель в работе над этой проблемой....

"Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».

Доклад  "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности»....

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы.

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы....

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования

В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...

Представление опыта на МО по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и чтения у школьников с ОВЗ на уроках и во внеурочной деятельности»

Представление опыта на МО по теме  «Формирование мотивации к изучению русского языка и чтения у школьников с ОВЗ  на уроках и во внеурочной деятельности»...