Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов
рабочая программа на тему
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»
Пояснительная записка.
За основу рабочей программы Давыдовой Ю.В. и Смирновой Н.Л. взята программа Прокопьевой Т.И., составленная в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, на основе рекомендаций и разработок специалистов в области коррекционной педагогики Л.Н.Ефименковой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Р.И.Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н. Парамоновой, А.Н.Корневым, О.Н. Яворской.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 3 часа в неделю. Общее количество часов — 90.
Распределение часов по четвертям:
- четверть — 21 час 3 четверть — 28 часов
- четверть — 21 час 4 четверть — 20 часов
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
- Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.»
- Базисным учебным планом АНО СОШ «Димитриевская»
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.
Характеристика группы обучающихся, имеющих дисграфию.
По материалам И.Н.Садовниковой, учащиеся с нарушением письменной речи, обусловленной недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза, имеют следующую характеристику:
-уровень развития устной речи учащихся младших классов достаточен для бытового общения. При углубленном обследовании выявляются следующие нарушения развития устной речи.
-звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями, но могут наблюдаться замены и смешения оппозиционных звуков, смазанность речи, искажения слоговой структуры по причине артикуляторных, либо фонематических затруднений.
-словарный запас формируется замедленно и неполно. Это обусловлено их низкой любознательностью, недостаточньм развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность об окружающем мире. Они часто путают слова, имеющие сходный звуковой состав. У них с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Дети с трудом осознают обобщенные значения морфем в словах, не умея выделить их в слове, не узнают привычных предлогов и путают их с частью слова.
-трудности формирования грамматического строя речи проявляются в бедности синтаксических конструкций и аграмматизмах — ошибках согласования и управления.
-выявляется знание простых предлогов и отсутствие понимания и использования в речи сложных предлогов. Испытывают затруднения при установлении причинно-следственных связей в предложении.
При обследовании выявляется недостаточная сформированность фонематических процессов, навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза. Дети не дифференцируют понятия «звук» — «буква», затрудняются при определении твердости-мягкости согласных, уменьшают количество звуков в слове из-за трудности анализа либо за счет неправильного проговаривания. Трудности формирования навыка письма проявляются в недостаточном владении навыками звуко-буквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Особенно сложно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв. Фонетический разбор слова делают с большим количеством ошибок.
Отмечается недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе, что вызывает трудности при воспроизведении и анализе услышанного. Допускаются ошибки в различении сходных и
оппозиционных слогов, что говорит о недостаточности фонематического восприятия.
Отмечается недостаточность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором (слухомоторная координация). При выполнении задания на воспроизведение ритмической структуры допускают множество ошибок.
Пространственные понятия и представления у большинства детей не сформированы либо не обобщены в достаточной степени, необходимой для использования в различных видах бытовой и учебной деятельности. Также отмечается недостаточное знание временных представлений и понятий. У более половины школьников, имеющих трудности в усвоении родного языка, затягивается процесс латерализации.
У детей с нарушениями письма наблюдаются истошаемость внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, невысокая работоспособность, поверхностность речевого внимания.
В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, в каком требует программа первого класса общеобразовательной школы. В конце первого класса на письме выявляются специфические ошибки, преодоление которых возможно только на логопедических занятиях.
Учет ошибок письма проводится в соответствии с принципом поуровневого анализа речи, предложенного И.Н. Садовниковой, которая выделяет три основные группы специфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне словосочетания, предложения, текста.
Ошибки на уровне буквы и слога связаны с трудностями формирования звукового анализа и фонематического восприятия (дифференциации) звуков.
Ошибки звукового анализа:
- пропуск согласных и гласных букв, слогов: «снки» — санки, «девча» — девочка, «дужый» — дружный, «межата» — медвежата, «диктат — диктант, «работ» — работа;
- вставка букв: ноябаръ — ноябрь, дружено — дружно;
- перестановка букв: «деверня» — деревня, «фервалъ» — февраль, «куржок» — кружок;
- персеверация (застревание): «магазим»— магазин, «за зашиной» — за машиной;
- антиципация (предвосхищение): «на девевьях» — на деревьях, «жувавелъ» — журавль, «стутупали» — ступали.
Ошибки фонематического восприятия:
- замена и смешение букв по акустико-артикуляционно- му сходству (ошибки фонематического восприятия):
звонкие и глухие: «таено» — давно, «бодарил» — подарил, «ёшик» — ёжик, «уколок» — уголок;
лабиализованные гласные О—У, Ё—Ю: «рочей» — ручей, «клёква» — клюква, «замюрзли» — замёрзли;
заднеязычные Г—К—X: «черёмука» — черёмуха, «голмы» — холмы;
сонорные Р—J1, Й—JI: «хородный» — холодный, «.лабота» — работа, «тут бывалет и солька» — тут бывает и сойка;
свистящие и шипящие С—Ш, 3—Ж, Щ—С: «тиски» — шишки, «скажал» — сказал, «сенок» — щенок;
аффрикаты Ч—Щ, Ч—Ц, Ч—Т, Ц—Т, Ц—С: «стущал» — стучал, «граци» — грачи, «девотъка» — девочка, «пцицы» — птицы, «улиса» — улица, «рельцы» — рельсы;
- ошибки обозначения мягкости согласных на письме: «толко» — только, «метел» — метель, «конеки» — коньки;
- смешение букв по кинетическому сходству: «бятел» — дятел, «прурода» — природа, «стешил» — спешил, «мохно» — можно, «жолодная» — холодная.
Искаженное написание букв, проявляющееся в:
- неправильном соотношении элементов;
- зеркальном написании;
- недописывании элементов;
- добавлении лишних элементов.
Ошибки на уровне слова:
- раздельное написание частей слова: «и дут», «я-сный», «поп-росил», «у-шёл»',
- слитное написание служебных слов с последующим словом: «кдому», «кругомтихо», «светитлуна»;
- смещение границ слов: «у Дед Мроза» — у Деда Мороза;
- контаминация: «лптбау» — лепят бабу, «блэм» — была зима;
- морфемный аграмматизм (ошибки операции словообразования): «лёдик», «рукища», «поленой» цветок, «ветер- ный день», «меховная шапка».
Ошибки на уровне предложения:
- отсутствие и ошибки в обозначении границ предложений: маша вышла издома подороге она в стретила. свою по другу Катю ипошли.
- аграмматизмы (ошибки согласования и управления): «большая белая пятно», «на ветке деревьях», «упал с санкох», «показались на лесных полянок»',
- употребление предлогов (их могут опускать, заменять, удваивать): «вызвал доске», «мой щенок збелом и сером», «упал из шкафа», «мы Шариком бегали».
Наряду с дисграфическими ошибками наблюдается значительное количество орфографических ошибок, связанных с неусвоением правил русского языка. В совокупности это резко снижает успеваемость ребенка по русскому языку, чтению и другим школьным предметам, в основе которых лежит необходимость получения информации путем чтения.
К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в полном объеме, предусмотренном учебной программой. Многие читают медленно, по слогам даже слова простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски и перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки. При чтении отмечается наличие буквенных, иногда и словесных замен — угадывание слов, большая неуверенность при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок на письме. Диагностируется нарушение чтения — дислексия.
Цель: восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, коррекция нарушений письменной речи и формирование предпосылок для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи
Образовательные:
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
- Усвоение правил построения и написания предложения.
- Развитие связной речи на основе обогащения и активизации словарного запаса и накопления представлений об окружающем мире.
- Формирование орфографической зоркости и усвоение орфографических правил.
Коррекционные:
- Развитие фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза.
- Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному сходству звуки и дифференциация букв по оптическому и кинетическому признаку.
- Развитие навыков словообразования и построения связного высказывания, уточнение грамматического строя речи.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания, восприятия (фонематического, пространственного, зрительного);
- наблюдательность, особенно к языковым явлениям;
- способность к запоминанию, переключению, произвольность;
- познавательная активность;
- навыки и приемы самоконтроля, взаимоконтроля.
- Формирование регулирующей и коммуникативной деятельности:
- планирование предстоящей деятельности, проговаривание последовательности действий, контроль за ходом своей деятельности;
- учить делать выводы, слушать и понимать других, учиться работать в паре, группе;
- работа в определенном режиме и темпе;
- применение полученных знаний в новых ситуациях;
- анализ и оценка продуктивности собственной деятельности.
Воспитательные:
- Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
- Формирование личностных качеств (организованность, воспитанность, взаимоуважение).
- Воспитание позитивного отношения и познавательного интереса к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь.
- Воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе.
Основные методы работы:
- наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
- словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
- практические (упражнения, задания на орфографические правила, графические диктанты, развивающие и логические игры и др.).
Принципы работы:
Логопедическая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:
- этиопатогенетический принцип;
- системность учета структуры речевого нарушения;
- доступность;
- комплексность;
- дифференцированный подход обучения;
- поэтапность;
- учет личностных особенностей;
- использование обходных путей;
- деятельностный подход.
- организации коррекционных занятий:
- групповые (фронтальные);
- под групповые;
- индивидуальные.
Контроль реализации программы:
- мониторинг:
- стартовая диагностика устной и письменной речи (Т.А. Фотекова);
- промежуточная диагностика (проверочные работы, тесты, анализ письменных работ в классных тетрадях);
- итоговая диагностика (диктант, анализ письменных работ);
- самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий.
Контрольно-измерительный материал:
- графические, зрительные диктанты;
- слуховые диктанты, контрольные списывания;
- грамматические задания, тесты.
Содержание программы
Программа групповых занятий включает 4 раздела:
- раздел. Совершенствование произносительной стороны речи.
- раздел. Восполнение пробелов в развитии навыков языкового анализа и синтеза.
- раздел. Дифференциация звуков, имеющих акустико- артикуляционное сходство.
- раздел. Совершенствование лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Раздел 1. Совершенствование произносительной стороны речи
- Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы.
- Коррекция дефектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во фразах.
- Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения.
- Формирование умения дифференцировать звуки на слухи в речи с опорой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и др.).
- Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков произношения слов сложного слогового состава.
Раздел 2. Восполнение пробелов в развитии навыков языкового анализа и синтеза
(71ч)
2.1 Слово. Предложение. Текст (14 ч)
Дифференциация понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение», «текст». Понятие о предложении. Деление текста на предложения. Интонационная законченность предложения. Знаки препинания. Правила написания предложения.Заглавная буква в начале предложения, именах собственных и кличках животных. Заглавная буква в географических названиях.
2.2 Гласные звуки и буквы (32 ч)
Гласные звуки. Признаки и символы гласных звуков. Буквы гласных звуков. Гласные буквы Я, Ё, Ю. Е. Сходство и различие гласных I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Гласные буквы: А—Я, О—Ё, У—Ю, Ы—И, Э—Е в слогах, словах, предложениях. Правописание буквосочетаний «жи—ши, ча—ща, чу—щу».
2.3 Согласные звуки (7 ч)
Признаки согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Буквы согласных звуков. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные согласные. Характеристика согласных звуков.
2.4 Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов
(7 ч)
Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Фонетический разбор слова.
Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Слогообразующая роль гласных. Смыслоразличительная роль ударения. Слого-ритмическая схема слова. Деление слов на слоги. Деление слов для переноса. Слова сложной слоговой структуры.
Ударные и безударные гласные. Проверка безударной гласной в корне слова. Понятие об однокоренных родственных словах. Ознакомление с морфемным составом слова.
2.5 Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство
(Темы данного подраздела включаются в календарно- тематический план при наличии специфических ошибок в письменных работах обучающихся.)
Дифференциация букв по оптическому и кинетическому сходству: О—А, И-У, Б-Д, П-Т, Л-М, И-Ш, Ш-Щ, Ж-Х, И-Й, Э-Е, 3-Э, 3-Е, К-Н, И-Ц, Ц-Щ.
2.6 Буква мягкий знак (11 ч)
Обозначение мягкости согласных буквой мягкий знак в конце и середине слова. Два способа обозначения мягкости согласных на письме.
Понятие о разделительном мягком знаке. Разделительный мягкий знак в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака. Фонетический разбор слов с мягким знаком.
Раздел 3. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство (13 ч)
Сходство и различие парных согласных. Обозначение звуков соответствующей буквой. Дифференциация парных согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3—С в слогах, словах, предложениях, текстах. Оглушение парных звонких согласных в слове. Способы проверки парных согласных.
Нижеперечисленные темы раздела включаются в кален- дарно-тематический план при наличии специфических ошибок в письменных работах обучающихся.
Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. Дифференциация звуков, обозначающихся буквами Ч, Щ, Ц. Дифференциация звуков [Ч'—Т']. Дифференциация звуков [Ц—С']. Дифференциация звуков [Ш'—С']. Дифференциация звуков [Й'-Л']. Буквы Й-Л.
Раздел 4. Совершенствование
лексико-грамматических средств языка и связной речи
(6 ч)
Расширение и уточнение словарного запаса по темам «Фрукты, ягоды», «Овощи», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Человек», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Времена и месяцы года», «Время», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Зоопарк», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Весна», «Перелётные птицы», «Насекомые», «Цветы».
Развитие и уточнение пространственных представлений. Закрепление и активизация в речи предлогов: В—ИЗ, НА—С (СО), НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ. Схемы предлогов. Предложно-падежное управление. Различение приставок и предлогов. Ознакомление с морфемным составом слова.
Обогащение и закрепление словаря разными частями речи. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Развитие обобщающих понятий , классификация предметов.
Словообразование. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных.
Приставочный и суффиксальный способы образования слов.
Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Отработка согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Согласование существительных с глаголами.
Практическое освоение диалогической формы речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей.
Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопросы. Работа с деформированным предложением. Конструирование предложений по опорным словам, заданным схемам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов.
Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ.
Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа с опорой на картинно-графические планы и по вопросам. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.
Планируемые результаты
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- дифференцировать звуки, имеющие акустико-артику-ляционное сходство;
- выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме двумя способами;
- правильно писать в словах разделительный мягкий знак;
- соблюдать правила написания предложения и заглавной буквы в словах;
- иметь представление об ударных и безударных гласных. Иметь навык проверки безударных гласных в корне слова;
- иметь представление о морфемном составе слова;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- уметь выделять опасные места в словах и применять на письме изученные орфографические правила, находить и исправлять собственные ошибки;
- иметь пространственно-временные представления и пользоваться речевыми средствами, отражающими их.
Кроме того, наблюдается:
- значительное улучшение успеваемости по русскому языку, чтению и другим предметам;
- повышение самооценки и положительная мотивация к учебной деятельности;
- улучшение социальной адаптации;
- повышение познавательной активности.
Итоги логопедического обучения:
— преодоление имеющихся нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов при первично сохран-
ном интеллекте, нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития;
— полноценное включение школьников в учебно-познавательную деятельность.
Календарно-тематические планы на каждую группу составляются после углубленного логопедического обследования обучающихся, т.е. во второй половине сентября.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.
Учебно-методическое обеспечение
-учебно-наглядный материал (раздаточный материал, схемы, плакаты, развивающие игры);
-логопедический альбом Прокопьевой Т.И. по коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников;
-цифровые образовательные ресурсы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были исп...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной. При разработке программы были испол...