Презентация опыта работы МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский по инклюзивному обучению детей с ОВЗ
презентация к уроку
Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю. на практикоориентированном семинаре ОМО учителей по предметам естественно-научного цикла Северо-Западного Округа Кировской области «Инклюзивное образование: от теории к практике»/ 27.02.2019г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст выступления | 151.5 КБ |
презентация | 425.4 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Презентация опыта работы МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский по инклюзивному обучению детей с ОВЗ
Выступление педагога-психолога
Захаровой Г.Ю.
на практикоориентированном семинаре
ОМО учителей по предметам естественно-научного цикла
Северо-Западного Округа Кировской области
«Инклюзивное образование: от теории к практике»/ 27.02.2019г.
СЛАЙД 2
Вопросы инклюзивного образования обсуждаются педагогическим сообществом не первый год. Многие образовательные организации имеют свой уникальный опыт становления инклюзии в зависимости от кадрового состава, материально-технической базы, категорий детей с ОВЗ.
Сегодня мы представим опыт введения инклюзивного образования в нашей школе (МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области).
Инклюзия – это не просто какое-то новомодное введение, дань реформам и пр.
Мы согласны с канадским педагогом инклюзивной практики Гэри Банчем: «Ребёнок – причина инклюзии». Именно появление детей с ОВЗ в школе и послужило началом развития инклюзивного образования на территории ЗАТО Первомайский.
СЛАЙД 3
- В 2010 году впервые был создан класс компенсирующего обучения для детей испытывающих затруднения в освоении общеобразовательной программы, не имеющие выраженных отклонений в развитии.
- В штате образовательного учреждения уже имелись специалисты:
- педагог-психолог – 1 ставка,
- социальный педагог – 1 ставка.
Ни для кого не секрет, что детей с ОВЗ становится с каждым годом всё больше и больше. Если образовательная организация ничего не делает специально, чтобы таких детей у неё не было, то рано или поздно, такие дети появятся в детских садах, школах, профессиональных учебных завдений. Поэтому вопрос раннего выявления детей с ОВЗ, и их особых образовательных потребностей, по – прежнему актуален. Это один из первых шагов внедрения инклюзивного образования.
Самая многочисленная категория детей с ОВЗ в нашей школе, думаю, как и во многих других общеобразовательных школах Кировской области и России в целом – это дети с ЗПР (задержкой психического развития).
- Поэтому в 2012 году после получения лицензии на право обучать детей с задержкой психического развития в школе открылись специальные (коррекционные) классы VII вида. Временным творческим коллективом педагогов школы разработаны первые документы, необходимые для психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР: «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)», Программа коррекционной работы школы.
- В штате образовательного учреждения открыто 0,5 ставки учителя-логопеда.
- Школа стала накапливать опыт общения с родителями детей с ОВЗ с целью убеждения их в необходимости создания для особого ребёнка особых образовательных условий, которые определяются ПМПконсилиумом школы и ПМПК.
А для этого необходимо было более детально изучать нормативно-правовую базу, существовавшую на тот момент в образовательной системе РФ, повышать компетентность педагогов в вопросах инклюзивного образования, постепенно формировать культуру инклюзивной практики среди всех участников образовательного процесса. И в первую очередь среди педагогов.
СЛАЙД
Значительную помощь в этом вопросе нам оказали преподаватели института развития образования Кировской области, организовавшие обучение педагогического коллектива: (названия курсов вы можете видеть на слайде)
- В 2012 году корпоративно повысили свою профессиональную квалификацию 26 педагогов школы по теме «Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения для педагогов, работающих в коррекционных классах VII вида»
- В 2014 г. педагог-психолог школы прошла обучение по программе «Технология деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, школьных ПМПк, ППМС-центров в современных условиях»
- С 2016 года 13 педагогов прошли курсы повышения квалификации по теме «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы».
- В рамках работы региональной инновационнной площадки в 2018 г. организована курсовая подготовка педагогов по теме: «Интегрированное (инклюзивное) образование для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ОВЗ» (22 педагога)
СЛАЙД
- Педагоги школы принимали активное участие в различных конференциях, семинарах, вебинарах, организованных ИРО Кировской области.
Тематику Вы можете видеть на слайде
- (например, в феврале 2017 г. – очный семинар «Учебно-методическое обеспечение реализации требований ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях разных форм образовательного процесса» и др.).
- 2018 г. – педагоги приняли участие в серии 10 вебинаров, организованных кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области
- Педагоги школы занимались самоообразованием, изучая документацию, просматривая видеолекции педагогов инклюзивной практики России и зарубежных: Светланы Владимировны Алёхиной, Гэри Банча, Ричарда Зиглера.
Перечень видеолекций с ссылками для просмотра также представлен на слайде:
- На сегодняшний день - 79% педагогов школы прошли курсовую подготовку для работы с обучающимися с ОВЗ, в том числе в режиме инклюзивного образования.
СЛАЙД
- С 1 сентября 2016 г. с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость в следующем шаге: Разработке локальных нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию инклюзивного образования в ОО, назначение ответственного за организацию инклюзивной практики (координатора).
- Для этого в школе был создан временный творческий коллектив, в состав которого вошли директор, заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя начальных классов.
- Первый опыт обучения ребёнка с ОВЗ по ИОМ (индивидуальному образовательному маршруту) в среднем звене школы был получен ещё в 2015 г. Уже тогда для удобства работы педагогов-предметников специалистами МСППС (медико-социально-психолого-педагогической службы) школы разработан шаблон составления ИОМ.
СЛАЙД
Педагогами был проведён:
- Анализ готовности образовательной среды, материально-технического обеспечения ОО
- Анализ готовности предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, дидактических средств
- Анализ психологической и профессиональной готовности педагогических кадров к участию в инклюзивном процессе
СЛАЙД
В результате работы:
- Был составлен план по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Фрагмент вы можете видеть на слайде
- Разработаны и утверждены нормативные документы, обеспечивающие введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ/ вы можете видеть на слайде
СЛАЙД
- «Положение о создании рабочей группы по разработке адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ»
- «Положение об инклюзивном образовании»
- «Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ»
- Доработано «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)»
- Усовершенствованы формы бланков заявлений родителей детей с ОВЗ: о согласии на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ПМПконсилиума, о согласии на обучение ребёнка с ОВЗ по АООП/АОП, о предоставлении ребёнку с ОВЗ психолого-педагогического сопровождения в школе, об отказе родителей от психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.
Некоторые формы бланков вы видите на слайде.
- Разработаны формы приказов о переводе учащихся с ОВЗ на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с особенностями их развития по рекомендациям ПМПК.
Разработано учебно-методическое обеспечение инклюзивного образования: учебные планы, адаптированные образовательные программы (по вариантам в соответствии с рекомендациями ПМПК, на основе примерных АООП, опубликованных на сайте fgosreestr.ru).
СЛАЙД
- Усовершенствованы: структура адаптированной образовательной программы, дневник психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, который является приложением к адаптированной образовательной программе и наглядно демонстрирует комплексность и системность работы всех специалистов школы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
На слайде вы видите часть «Дневника» Карту психолого-педагогического сопровождения, которую мы усовершенствовали. С полной версией «Дневника» вы также можете ознакомиться.
СЛАЙД
С 5 марта 2018 года на базе нашей школы начала работу РИП «Выстраивание системы инклюзивного образования в условиях городского округа ЗАТО Первомайский».
Цель РИП (вы видите на слайде): через соорганизацию ресурсов муниципальной системы образования городского округа ЗАТО Первомайский создать условия для качественного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (научный руководитель К****а Ирина Алексеевна).
Благодаря созданной в школе системе взаимодействия специалистов: администрации школы, учителей начальных классов, педагога-психолога, учителя логопеда, социального педагога - психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется посредством:
- Адаптации предметно-развивающей среды, образовательных программ, технологий, дидактических средств
- Реализации АООП/АОП, динамической диагностики в целях её возможной корректировки
- Оценки эффективности инклюзивной образовательной среды и планирования её изменений, подключение родителей к обогащению среды
СЛАЙД
В рамках работы площадки был Разработан алгоритм действий при поступлении обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (представлен на слайде)
- Предоставление в образовательную организацию родителями (законными представителями) заключения с рекомендациями ПМПК, получение заявления от родителей о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на АООП/АОП.
- Проведение заседания школьного психолого-медико-педагогического консилиума и определение индивидуально образовательного маршрута, деятельности специалистов сопровождения.
- Издание приказа о переводе обучающегося на АООП по соответствующей программе
- Получение заявления от родителей (законных представителей) о согласии на психолого-педагогическое сопровождение
- Заключение договора с родителями о предоставлении общего образования по АООП/АОП.
В школе организовано психолого-педагогического сопровождение родителей посредством проведения с ними различных индивидуальных и групповых консультаций, конференций, семинаров, профилактических бесед, «Советов профилактики» и пр.
Педагоги получают методическую и психологическую поддержку их участия в инклюзивном процессе. Существенно заметен результат такого важного этапа внедрения инклюзивного образования в школе, как: Формирование инклюзивной культуры коллектива. Организована просветительская работа с педагогами на различных семинарах, педагогических советах, на которых обсуждены и сформулированы основные цели, ценности и принципы инклюзии. Ведь без внутреннего принятия идеи инклюзии невозможна эффектиная реализация инклюзивной практики.
Также началась работа по формированию инклюзивной культутры в среде учащихся на классных часах, общешкольных линейках, во внеурочной деятельности.
СЛАЙД
Процесс становления инклюзии за рубежом имеет вековые традиции и опыт, а в России, как правило, большинство нововведений проходят революцинно, за короткий период требуется изменить менталитет общества, что, согласитесь, довольно трудно.
Поэтому процесс внедрения инклюзивной практики в Российских школах встречает на первых этапах сопротивление со стороны всех участников образовательного процесса. Наглядно его можно представить в виде лестницы успеха.
Радует то, что большинчтво педагогов, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ в нашей школе находится уже далеко не на первой ступеньке. Многие уже осилили половину пути, проявляют интерес к вопросам инклюзивной практики, осуществляют практические шаги, расширяют методическую копилку школы в этом направлении.
Большую помощь в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и их родителями оказывают социальные партнёры:
- Муниципальное управление образования,
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав,
- Администрация ЗАТО Первомайский Кировской области.
Школа тесно взаимодействует с семьями выпускников детских садов, проводя просветительскую работу в рамках ежегодной «Школы будущего первоклассника», а также на родительских собраниях в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях) с приглашением педагога-психолога школы на родительские групповые консультации.
СЛАЙД
Опыт работы школы по внедрению инклюзивной практики был представлен на различных уровнях (вы можете видеть на слайде тематику публикаций и выступлений педагогов школы)
Тема выступлений и публикаций | Уровень | Сроки |
Итоги введения инклюзивного образования в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский (Захарова Г.Ю) | Муниципальный | Август 2018 |
Организация игровых перемен с использованием настольных игр для детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы (Захарова Г.Ю) | Окружной | Ноябрь 2016 |
Организация психолого-педагогической поддержки родителей с учётом возрастных категорий несовершеннолетних (Захарова Г.Ю) | Окружной | Октябрь 2018 |
Повышение профессиональной компетентности педагогов: проблемы при реализации инклюзивного образования (Ч***а Н.А., Захарова Г.Ю.) | Региональный | 2018 г. |
Из опыта работы ОО по научно-методическому и кадровому обеспечению введения ФГОС ОВЗ (Ч***а Н.А.) | Региональный | Апрель 2018 |
Обеспечение прав обучающихся с ОВЗ на образование в общеобразовательной школе (Ш***а В.А.) | Региональный | Октябрь 2018 |
Повышение психологической готовности педагогов как условие формирования и развития инклюзивной практики в образовательной организации (Захарова Г.Ю) | Всероссийский | Июль-август 2018 |
Представление опыта работы школы по реализации ФГОС ОВЗ (Ч***а Н.А., В***н И.А., Д***н С.В., К***а Л.В., Ж***а В.И.) | Всероссийский | Июль-август 2018 |
В настоящее время в школе нет отдельных классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучаются в системе инклюзивного образования 33 школьника с ограниченными возможностями здоровья – это дети с 1-го по 9 класс. Дети с ОВЗ учатся по адаптированным основным образовательным программам (начальная школа) и по ООП, адаптированным с учетом психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся (5-9 классы).
СЛАЙД
В рамках работы региональной площадки педагоги начальной школы давали открытые уроки, демонстрировали накопленный опыт, особые технологии работы с детьми с ОВЗ / тематику уроков вы можете видеть на слайде
Класс | Учитель | Предмет | Время проведения | Тема |
3-г | Д***н С.В. | Русский язык | 11.10.18 | Имя числительное |
1-б | Т***а О.А. | Русский язык | 27.02.19 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова |
1-в | Б***а Н.А. | Русский язык | 27.02.19 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова |
3-в | Ж***а В.И. | Русский язык | 27.02.19 | Изменение имен прилагательных по родам
|
4-а | Г***а Э.А. | Математика | 27.02.19 | Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями |
4-б | Б***а Л.В. | Литературное чтение | 27.02.19 | М.М. Пришвин «Выскочка» |
По окончании 9-го класса все обучающиеся, в том числе и дети с ОВЗ, проходят государственную итоговую аттестацию. Выпускники, имеющие статус детей с ограниченными возможностями здоровья, сдают экзамен в форме ГВЭ (государственного выпускного экзамена).
В результате всех выше перечисленных коллегиальных усилий:
за последние 4 года 12 человек сдавали экзамен в форме ГВЭ, из них все 12 обучающихся успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестат об основаном общем образовании.
Конечно же далеко не каждая общеобразовательная организация обладает всей совокупностью ресурсов, включая материальные, финансовые, методические и кадровые, необходимые для решения вопросов инклюзивного образования.
Нам также есть над чем работать, например, в направлении материальной стимуляции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в стимуляции специалистов ДОУ осуществлять раннее выявление детей с ОВЗ, формировать инклюзивную культуру среди родителей учащихся как с ОВЗ, так и нормотипичных.
Надеюсь, опыт нашей школы будет вам полезен в выстраивании собственного пути инклюзивного образования в ваших образовательных организациях.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребёнок – причина инклюзии »
Из истории введения инклюзивного образования в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский 2010 г. – классы компенсирующего обучения 2012 г. – коррекционные классы VII вида для детей с ЗПР (лицензия) 2015 г. – первый опыт инклюзивного обучения ребёнка с ОВЗ по ИОМ (индивидуальному образовательному маршруту)
Обучение педагогического коллектива на курсах повышения квалификации 2012 г. – «Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения для педагогов, работающих в коррекционных кла с сах VII вида» (26 педагогов) 2014 г. – «Технология деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, школьных ПМПк , ППМС-центров в современных условиях» (педагог-психолог) 2016 г. – «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» (13 педагогов) 2018 г. – «Интегрированное (инклюзивное) образование для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» ( 22 педагога)
Обучение педагогического коллектива Февраль 2017 г. – семинар « Учебно-методическое обеспечение реализации требований ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях разных форм образовательного процесса » (ИРО Кировской области) 2018 г. – серия вебинаров кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области, 10 включений 2018 г. - серия видео лекций педагогов инклюзивной практики: Алёхиной С.В., Ричарда Зиглера , Гэри Банча (13 лекций Новосибирского ГПУ)
1 сентября 2016 г. – введение ФГОС ОВЗ НОО Разработка локальных нормативно-правовых актов Назначение координатора инклюзивной практики Создание временного творческого коллектива Анализ готовности школы к введению инклюзивной практики
Локальные акты Положение о создании рабочей группы по разработке адаптированной основной образовательной программы НОО для обучающихся с ОВЗ Положение об инклюзивном образовании Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ Положение о ПМПконсилиуме
Региональная инновационная площадка «Выстраивание системы инклюзивного образования в условиях городского округа ЗАТО Первомайский » ЦЕЛЬ: через соорганизацию ресурсов муниципальной системы образования городского округа ЗАТО Первомайский создать условия для качественного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья .
Алгоритм действий школы при поступлении обучающегося с овз Предоставление в образовательную организацию родителями (законными представителями) заключения с рекомендациями ПМПК , получение заявления от родителей о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на АООП/АОП. Проведение заседания школьного ПМПконсилиума и определение индивидуально - образовательного маршрута, деятельности специалистов сопровождения. Создание приказа о переводе обучающегося на АООП/АОП по соответствующей программе Получение заявления от родителей (законных представителей) о согласии на психолого-педагогическое сопровождение Заключение договора с родителями о предоставлении общего образования по АООП/АОП .
педагог в инклюзивном образовании
Презентация опыта Тема выступлений и публикаций Уровень Сроки Итоги введения инклюзивного образования в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский (Захарова Г.Ю) Муниципальный Август 2018 Организация игровых перемен с использованием настольных игр для детей с ОВЗ (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы (Захарова Г.Ю) Окружной Ноябрь 2016 Организация психолого-педагогической поддержки родителей с учётом возрастных категорий несовершеннолетних (Захарова Г.Ю) Окружной Октябрь 2018 Повышение профессиональной компетентности педагогов: проблемы при реализации инклюзивного образования ( Ч***а Н.А., Захарова Г.Ю.) Региональный 2018 г. Из опыта работы ОО по научно-методическому и кадровому обеспечению введения ФГОС ОВЗ ( Ч***а Н.А.) Региональный Апрель 2018 Обеспечение прав обучающихся с ОВЗ на образование в общеобразовательной школе ( Ш***а В.А.) Региональный Октябрь 2018 Повышение психологической готовности педагогов как условие формирования и развития инклюзивной практики в образовательной организации (Захарова Г.Ю) Всероссийский Июль-август 2018 Представление опыта работы школы по реализации ФГОС ОВЗ ( Ч***а Н.А., В***н И.А., Д***н С.В., Ж***а В.И , К***а Л.В.) Всероссийский Июль-август, сентябрь 2018
Класс Учитель Предмет Время проведения Тема 3-г Д***н С.В. Русский язык 11.10.18 Имя числительное 1-б Т***а О.А. Русский язык 27.02.19 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 1-в Б***а Н.А. Русский язык 27.02.19 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 3-в Ж***а В.И. Русский язык 27.02.19 Изменение имен прилагательных по родам 4-а Г***а Э.А. Математика 27.02.19 Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями 4-б Б***а Л.В. Литературное чтение 27.02.19 М.М. Пришвин «Выскочка» Открытые уроки
ЕМУ СКАЗАЛИ: «НЕВОЗМОЖНО ТАКОЕ СДЕЛАТЬ - СЛИШКОМ СЛОЖНО». «НУ, ЧТО ЖЕ, – ОН ПОЖАЛ ПЛЕЧАМИ,- А Я ПОПРОБУЮ ВНАЧАЛЕ» Edgar Albert Guest
«Мы учимся говорить, разговаривая; учимся есть, беря ложку и начиная есть; учимся ходить, делая попытки ходить… УЧИТЬСЯ ИНКЛЮЗИИ МОЖНО, ТОЛЬКО НАЧАВ ДЕЛАТЬ ИНКЛЮЗИЮ» «Неважно, как Вы понимаете ИНКЛЮЗИЮ, важно начать этот процесс» Гэри Банч
« Я верю в инклюзию в России… Верю, потому что знаю насколько мы творческие люди. Верю, потому что знаю, насколько мы умеем понимать жизнь. Верю, потому что знаю, как мы умеем преодолевать те условия, в которых находимся….» Алёхина С.В.
Интернет-ресурсы Цитаты. Фото Г.Банча . Институт открытого дистанционного образования. Источник: https :// www.youtube.com/channel/UCwHrAyC7A7Gj2ed3Kx_EKqQ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ. Из опыта работы МКОУ СОШ № 4 по реализации программы комплексного развития личности «Теплый дом»
Целью воспитательно-образовательного проекта программы "Теплый Дом" является создание необходимой среды для развития социализированной личности. Идея программы «Теплый Дом» заключается в комплек...
Выступление из опыта работы «Интерактивная доска. Новые технологии - новые возможности обучения детей со слуховой депривацией»
Использование учителями интерактивных образовательных систем создает новые развивающие возможности, как для школьников адаптивных школ, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень обра...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...
Презентация опыта работы "Использование игровой технологии "Ребус - это интересно" для повышения мотивации к чтению у детей 6-7 лет с нарушениями речи на занятиях по обучению грамоте"
Как только ребенок познакомился с буквами, он постепенно начинает читать. Но дальнейший интерес к чтению может как сохраниться, так и пропасть. Чтобы этого не было, на занятиях можно использовать игро...
- Мне нравится (1)