Логопедические игры и упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза
статья

Как известно, ребенка младшего школьного возраста нельзя обучать чему-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Отсюда следует, что выбор технологических средств логопедической работы с учениками начальных классов должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях. Следовательно, игровые приемы и разнообразные наглядные пособия должны стать органической частью коррекционно-логопедической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические игры и упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза

Как известно, ребенка младшего школьного возраста нельзя обучать чему-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Отсюда следует, что выбор технологических средств логопедической работы с учениками начальных классов должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях. Следовательно, игровые приемы и разнообразные наглядные пособия должны стать органической частью коррекционно-логопедической работы.

1. Игры и упражнения для усвоения понятий «звук» и «буква»

Исходным материалом в процессе формирования навыков письма и чтения является звукобуквенный анализ слова и осознание разницы между неречевыми и речевыми звуками. При работе с детьми, имеющими нарушения речи, данная проблема стоит особенно остро. Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается благодаря множеству упражнений на выделение звуков из слов и на их распознавание. В данной статье представлен дидактический материал, который может использоваться на логопедических занятиях, посвященных обучению школьников звукобуквенному анализу.

«Кто больше?»

Цель: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Оборудование: набор пройденных букв, предметные картинки.

Ход игры. Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Логопед показывает картинки, ученики называют изображенный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

«Волшебные слова»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов.

Ход игры. Логопед помещает на наборное полотно предметные картинки морковь, аист, кот и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают задание выделить первый звук в названии каждого из этих слов: [м], [а], [к] и составить из них слово, а потом обозначить каждый звук кружком соответствующего цвета: синий, красный, синий. И, наконец, можно предложить детям выложить полученное слово из букв и прочитать его. После этого каждый из детей может выполнить аналогичное индивидуальное задание.

Возможные варианты:

Слон, окунь, кот (сок).

Носорог, осы, слон (нос).

Шмель, утка, морковь (шум).

Бабочка, автобус, кот (бак).

Ворона, аист, заяц, автобус (ваза).

Лев, ирис, слон, тапки (лист).

Заяц, окунь, носорог, тапки (зонт).

Слон, тапки, утка, лама (стул).

«Составь цепочку»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, выделения начальных и конечных согласных.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего, красного и зеленого цветов.

Ход игры. Педагог предлагает вниманию детей комплект предметных картинок: аист, слон, тапки, игрушка, автобус, носорог и просит рассмотреть и назвать их. Затем он объясняет, что нужно составить цепочку из картинок, выделяя начальные и конечные звуки в их названиях. Конечный согласный в названии одной картинки должен быть начальным в названии другой: аист — тапки. Дети продолжают цепочку, начатую педагогом: игрушка — автобус — слон — носорог.

 «Подбери имена»

Цель: совершенствование навыка звукового анализа слов, подбора слов на заданный звук, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов, разноцветные фишки.

Ход игры. Педагог помещает картинку с изображением кота на наборное полотно, просит детей рассмотреть и назвать ее, а затем назвать по порядку звуки, из которых состоит это слово, и обозначить их кружками. Дети произносят по порядку звуки [к], [о], [т] и обозначают их кружками (синий, красный, синий). Затем педагог предлагает детям вспомнить имена, которые начинаются со звуков [к], [о], [т]. Эту часть игры можно провести как соревнование: победит тот, кто вспомнит больше имен на заданные звуки и получит больше фишек. [К] — Катя, Коля, Карина; [О] — Оля; [Т] — Таня, Тоня, Тамара, Толя.

Завершить игру можно составлением и чтением «ключевого» слова кот. Так же можно провести игру с «ключевыми» словами рак, эму, аист, лама.

2. Игры и упражнения для усвоения понятия «слог», преодоления нарушения слоговой структуры слова и обучения слоговому анализу

Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой-либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой структуры слов. Подбор материала для коррекционной работы над слоговой структурой слов осуществляется в зависимости от особенностей речевого нарушения каждого ребенка.

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры. Ученики по очереди выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса в зависимости от задания. Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.

«Молчанка»

Цель: развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слоге. Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

«Составь слово»

Цель: развитие умения выделять первый слог в слове.

Оборудование: карточки со словами.

Ход игры. Педагог раздает карточки со словами, из которых ученик должен выделить первые слоги и составить новое слово. Примерный речевой материал:

  1. кожа, рота, ваза -
  2. правда, вилы, локатор -
  3. удочка, летчик -
  4. почка, валить -
  5. красота, пилот, Ваня -

«Потерянный слог»

Цель: развитие умения подбирать слова по одному заданному слогу.

Ход игры. Учитель говорит: «Наташа и Вова составляли различные слова из двух слогов. Но когда они захотели показать эти слова детям, случилась беда: слоги упали и рассыпались. У Наташи остался первый слог -ва-, а у Вовы – последний слог -ка-. Помогите им, дети! Какие слова составляли Наташа и Вова?» учащиеся составляют слова, подбирая к любому из данных слогов первый или последний слог. За каждое правильно названное слово ученик получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.

«Слова рассыпались»

Цель: развитие умения составлять слова из слогов.

Ход игры. Логопед говорит детям, что слова играли друг с другом и рассыпались, им нужно помочь. Работа проводится в тетрадях, на доске или с карточками. Возможен вариант, при котором ребенок индивидуально работает с карточкой или в тетради, где заранее написаны слоги.

та, во, ро  -………                    ты,  бе, ге -…….            ве, ка, шал -     ……….

лод, хо-………….                     ту, ар, тро-…….            ле,ви, чок,со -    ………

мо, гра, та- ………                    би, рать, за-…….          пи,кра,ва-……………

чик, бор,за-………                    до, про, во, вод-……    лен,дарь,ка-………….

3. Игры и упражнения для усвоения и различения понятий «слово» и «предложение»

Работа по формированию связной правильной речи не может проводиться без определения и дифференциации понятий «слово» и «предложение». Работа над словом начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Затем представляется целесообразным и логичным соединять слова-предметы и слова-действия в простое нераспространенное предложение, т.к. эти предложения являются грамматической основой предложения, т.е. подлежащим и сказуемым. Позже у детей формируется представление о предложении, его структуре, грамматическом и интонационном оформлении, продолжается работа над словом, обозначающим признак предмета. Слова-признаки рассматриваются не изолированно, а вводятся в предложение, и логопед обращает внимание детей на их смысловую и грамматическую связь с другими словами.

Приведенные игры и упражнения помогут разнообразить работу на логопедических занятиях и сделать ее более интересной для младших школьников.

«Четвертый – лишний»

Оборудование: карточки со словами.

Ход игры. На доске в строчку выставляются карточки четырех слов, три их которых являются однородными понятиями и могут быть объединены по общему признаку. Четвертое слово не соответствует этим требованиям и может быть исключено. Вызванный ученик должен найти лишнее слово и снять соответствующую карточку. Логопед может предложить выполнить разнообразные задания со словом на карточке: разделить на слоги, выделить ударный слог, составить предложение и т.д.

«Сосчитай слова»

Ход игры. Ученику предлагается внимательно прослушать сказанную логопедом или товарищами фразу, посчитать число слов в ней, назвать слова по порядку, назвать слова вразбивку (третье, первое, четвертое, пятое). Прослушанные или прочитанные слова нужно отчетливо повторить, разделить на слоги, выделить в слогах звуки и правильно их произнести, записать слова по слогам, снова прочитать. Игра проводится в форме соревнования, выигрывает тот, кто без ошибок выполнил все задания.

«Кто знает, пусть продолжает»

Оборудование: карточки со словами.

Ход игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус, табуретка и др.) Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.

«Из одного слова – несколько»

Оборудование: написанные на доске или на карточках слова, из которых можно вычленить другие, менее длинные слова.

Ход игры. Логопед предлагает найти в большом слове другие слова. Работа может проводиться как с опорой на наглядность, так и без.

Примерный материал.

Первоклассница: кино, кони, санки, коса, пони, касса, лица, цирк, арена, колесница, класс, салки, слон, салон.

«Найди спрятанное слово»

Оборудование: карточки с записанными без пробелов словами и наборами букв.

Ход игры. Ученик получает карточку, внимательно просматривает буквенный материал, отыскивает слова и подчеркивает их. Побеждает тот, кто раньше других качественно выполнит игровое действие.

Например: брагвыншнукрадугатьвипыралсолнышкодоаущцутравалыфдрдцветокдвлоаыфвакапапжуклрываоптицадывоаддшщкрышаврафола.

Слова: радуга, солнышко, трава, цветок, жук, птица, крыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

статья "Коррекция дисграфии на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза"

Актуальность проблем коррекции дисграфии на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза. Программа коррекции дисграфии на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза у младших школьник...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза как способ формирования правильного чтения и грамотного письма

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза крайне важно не только для развития устной речи, но и для формирования навыков правильного чтения и грамотного письма, для чего, пр...

Конспект логопедического занятия. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Конспек на тему Звуки З-Ж. Цель занятия-закрепить правильное произношение звуков З-Ж в слогах, словах, фразах, учить дифференцировать эти звуки....

Статья на тему: "Современное состояние проблемы изучения особенностей усвоения детьми с общим недоразвитием речи навыков языкового анализа и синтеза".

В современной логопедии одной из актуальных проблем является совершенствование методов и приемов, которые направлены на устранение нарушений языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием р...