Развитие навыков звукового анализа и синтеза как способ формирования правильного чтения и грамотного письма
статья ( класс) по теме
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза крайне важно не только для развития устной речи, но и для формирования навыков правильного чтения и грамотного письма, для чего, прежде всего, необходимо научить ребёнка слышать тот или иной звук, определять его место в слове, устанавливать последовательность звуков в слове. Но главным остаётся развитие слухового восприятия, так как только на этой основе возможно усвоение звуков речи и успешное овладение чтением и письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_analiza_i_sinteza.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков звукового анализа и синтеза как способ формирования правильного чтения и грамотного письма
1. Подготовка школьников к звуковому анализу
Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для умственно отсталых детей, поскольку слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков. Уже при логопедическом обследовании обнаруживается, что у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются трудности при ориентировке в пространстве. Они не владеют понятиями “слева, справа, перед, за, под, над, между, в начале, в середине, в конце”. Им трудно найти предмет в ряду, если надо руководствоваться словесной инструкцией, где использовалось одно из этих слов. В словаре детей недостаёт и многих других слов и терминов, на знание которых необходимо опираться при формировании звукового анализа и синтеза: ряд, место в ряду; начало, середина, конец ряда. Не владея элементарным анализом предметного ряда, умственно отсталые дети не справляются с заданием расположить предметы в ряд, пересчитать их по порядку, называя порядковые числительные, выделить местонахождение отдельного элемента ряда. При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым. Предметный ряд разнообразен по содержанию: ряд тематический, ряд, организованный по признаку цвета, величины, формы. Ряды могут отличаться количественным составом, они поддаются перестройке, изменению, всё зависит от цели занятия и возможностей детей. При формировании понятия «ряд», уточняются пространственные и временные представления детей и закрепляются в слове. Пересчитывая предметы, называя их место в ряду, дети осваивают порядковый счёт и запоминают порядковые числительные.
Анализ состава предметного ряда - это материальный уровень действия, который лежит в основе сложного умственного действия, каким является звуковой анализ слова. Используя тематический предметный ряд, составленный по сказке “Репка”, можно наблюдать изменение ряда, когда один предмет заменяется другим, перемещается, исчезает или добавляется ещё один предмет. Дети отмечают, что ряд удлиняется за счёт наращивания его элементов или укорачивается за счёт сокращения их количества, удаётся выделять любой предмет из начала, середины, конца ряда.
Вся работа проводится в игровой форме. Так, работая по теме: “Предметный ряд”, можно использовать следующие игры:
- “Кто тянул репку?”
После постепенного построения предметного ряда по сказке “Репка” уточняются понятия “слева”, “вправо”, “конец ряда”, “начало ряда”. Ряд закончился. Мышка последняя. Дед стоит в начале ряда, мышка в конце ряда. А между ними бабка, внучка, Жучка и кошка. Они в середине ряда. Всё это сопровождается жестовым показом.
- Игра “Пустое место”
В процессе этой игры закрепляются представления детей об образовании ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим, уточняется значение слова-термина «место». В предметном ряду оставлены пустые места. Дети находят их, обводят место за местом, показывают первое место - слева, в начале ряда, последнее место, в конце ряда. Затем с помощью логопеда начинают заполнять пустые места (“Кто стоял за дедом?”, “зовите бабу, внучку, ... на место”). Уточняется, кто стоит перед кем, между кем, после кого.
- В игре “Прогулка”
Фигурки меняются местами, и дети уточняют, кто сейчас в начале ряда, середине, конце.
- В игре “Который и сколько”
Логопед называет тех, кто пришёл тянуть репку, а дети считают, сколько собралось персонажей (дед - первый, баба – вторая). Сколько их всего?
- В игре “Что изменилось в ряду?”
Производятся различные варианты изменений ряда: удаление предмета, добавление нового предмета, перемещение фигурок. Умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное овладение ребёнком сложными формами звукового анализа.
Как уже отмечалось выше, у умственно отсталых детей овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Они с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков; выделение гласного из начала слова (особенно в безударной позиции), середины односложного слова, определением последнего гласного звука. Максимально облегчить понимание и усвоение звукового анализа помогает зрительная опора при восприятии изучаемых гласных звуков. Такой опорой могут быть зрительные символы - геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука.
А - , У - , О - , И - , Ы - , Э -
(автор системы символов – Ткаченко Т.А.).
Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом. Здесь можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трех указанных звуков.
- Игра “Прочитай, не ошибись”
Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй звук? Третий?
- Игра “Сосчитай и отложи”
Эта игра учит детей анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т.е. синтезировать задаваемые звуки). Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесенных логопедом звуков и выложить на партах в ряд соответствующие символы, “прочитать”, что получилось.
- В игре “Подними фигурку”
Дети, услышав в потоке гласных и согласных звуков один из трёх заданных, поднимают соответствующий символ.
- В игре “Разложи картинки”
В зависимости от начального звука картинки необходимо разложить под соответствующими двумя символами звуков. Подобным образом можно проводить дифференциацию трех звуков.
- Игра “Повтори за мной”
Данная игра упражняет детей в воспроизведении слоговых рядов, состоящих их трёх, четырёх слогов. Логопед произносит слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками (п, т, м, н...) то - ту - та.
Одновременно выставляются в ряд символы произнесенных слогообразующих гласных О - У - А. Затем дети повторяют слоговый ряд. Более сложные варианты: па - по - пу - пы; ам - ом - ум - им.
- Игра “Что в середине слова?”
Игра учит детей выделять гласный звук в середине односложных слов. На наборном полотне выставлены картинки: сом, сыр, мак, волк. Ребёнок произносит слово, выделяя голосом гласный звук, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой.
Такая работа над звуковым анализом помогает детям овладеть умением слышать звук, хранить в памяти его правильный звуковой образ, выделять его в слове.
2.Работа по звуковому анализу и синтезу
Неподготовленность умственно отсталых детей к обучению грамоте в силу нарушенной аналитико-синтетической деятельности на уровне всех анализаторов, и в первую очередь - слухового, создаёт дополнительные трудности в формировании у учеников операций звукового анализа и синтеза. Первые операции, которые необходимо с ними отработать, – это умение слышать звук в слове и выделять его в той позиции, в которой он слышится чётко. Работа по формированию звукового анализа и синтеза продолжается длительный период. Она ведётся целенаправленно, подготавливая детей к овладению письмом. Учитывая, что школьники со сниженным интеллектом очень часто пропускают при записи гласные буквы, оставляя от слов лишь опорные согласные, необходимо показать им роль гласных звуков в слове. Наблюдая за артикуляцией логопеда, обучающиеся устанавливают различие между гласными и согласными звуками. Они убеждаются, что гласные произносятся свободно, воздух не встречает преграды. Согласным звукам всегда что-то мешает: то губы, то язык, то зубы. Для обозначения гласных и согласных звуков (а разницу в их произношении они прочувствовали), используются - красные и синие точки или квадратики, красные и синие буквы. Для закрепления умения различать гласные и согласные проводятся следующие игры:
1. “Азбука Морзе”
Логопед произносит звуки - дети ставят на доске или в тетрадях соответственно красные и синие точки.
2. “Красный - синий”
Логопед произносит звуки - дети поднимают красные или синие квадраты.
3. “Ищу свой квадрат”
Детям раздаются буквы. На доске два больших квадрата - красный и синий. Дети выходят по очереди к доске, правильно читают букву, произносят соответствующий звук и ставят букву в свой квадрат.
Умея дифференцировать гласные и согласные звуки, ученики приступают к определению этих звуков в слогах. Здесь упор делается на звуковой анализ и синтез слоговой структуры. С этой целью используются следующие игры:
1. “Найди слог”
Логопед называет слог - дети показывают карточку с соответствующей схемой.
2.”Подбери слог”
Логопед показывает цветную схему слога - дети подбирают из слоговой азбуки возможные варианты слогов.
3.”Слоговая азбука Морзе”
Логопед диктует слоги - дети записывают их красными и синими точками.
Затем работа ведётся по анализу звукового состава слова. Прежде чем записывать слова, обучающиеся произносят их с длительной протяжённостью каждого звука (интонирование).
Подобранные для этой цели слова состоят из гласных, длительных согласных и соноров. Далее проводится работа над схемой слов. На одно занятие берётся одна схема, и разбираются слова, соответствующие ей по звуковому составу. Чтобы помочь детям в подборе слов, им предлагаются картинки, названия которых по фонетическому составу соответствуют схеме. По мере работы появляется возможность сравнивать схемы слов, искать сходство между ними и различие. Можно предложить школьникам подобрать схему к тому или иному слову. Эту работу следует начинать с момента, когда появляется вторая схема. Логопед называет слово или показывает картинку (марка, муха, сок – ). Дети ищут на таблице соответствующую схему.
Обучающиеся могут сами подобрать слово к одной из схем. Работа может проводиться с опорой на картинки.
Параллельно проводится работа по закреплению звукобуквенного состава слов. С этой целью можно использовать игру “Волшебное слово”: картинка разрезается на полоски по количеству букв в её названии. В нижней части полосок написаны буквы. Правильно определив нужный порядок букв в слове, дети получают цельное изображение предмета.
В работе над предложением полезны будут следующие упражнения:
- Логопед произносит предложение: «Ира мыла куклу». После этого проговаривается каждое слово в отдельности, а дети находят схемы на табличках и выставляют их на доску одну за другой. Затем эти схемы записываются в тетради.
- “Придумай предложение”
Детям предлагаются схемы слов, а они должны придумать предложение, в котором слова по фонетическому составу соответствовали бы данным схемам.
- “Самый догадливый”
Дети самостоятельно придумывают предложения, находят нужные схемы слов и ставят их в правильной последовательности на доску.
Дети учатся сначала выделять в предложении отдельные входящие в него слова, а затем определять буквенный состав каждого слова. Эта работа более сложная, так как процесс анализа заметно удлиняется и требует осуществления дополнительных операций.
Диктанты в начале работы лучше проводить с предварительным звуковым анализом. В конце работы проводятся контрольные диктанты уже без звукового анализа. Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражняться в письме по схемам следующим образом:
- сосчитать, сколько в предложении слов, и поставить столько же черточек;
- разделить слова на слоги и поставить столько же черточек;
- сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.
Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими диктанта.
Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладения навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Список литературы
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1986.
- Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1988.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
- “Логопедия” Под ред. Волковой Л.С., М.: Просвещение, 1989.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С.- Петербург.: Стройлеспечать, 1995.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
- Рыбина Э.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. // Дефектология, 1989, №4.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
- Ткаченко Е.А. Звуки и знаки: Гласные. Изд.: Юнвес, 2001.
- Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями
Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...
Презентация " Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза".
Презентация " Развитие и формирование навыков фонематического анализа и синтеза". Консультация для воспитателей....
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. м...
Конспект консультации для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
Консультация позволяет познакомить родителей с определениями «звуковой анализ и синтез». Убедить в важности этих процессов для дальнейшей профилактики дисграфии в школьные годы. Пока...
Серия конспектов занятий "Звуки гласные" по формированию фонематических представлений и развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей 5 - 6 лет.
Содержание конспектов направлено на формирование у детей представлений о звуковой стороне речи как действительности. Игровые задания направлены на развитие фонематического восприятия и слухового внима...
Серия конспектов занятий "Звуки согласные" по развитию фонематических представлений и формированию навыков звукового анализа и синтеза
Содержание занятий ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5 - 6 лет....