Задержки психического развития
презентация к уроку

Соловьёва Ольга Васильевна

Работа представляет собой обзор причин задержек развития детей раннего и дошкольного возраста, кроме того в ней представлены основные классификации и общие признаки задержек психического развития: анатомо-физиологические проявления, особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативного поведения, особенности игровой деятельности и готовности к обучению в школе.Презентация будет интересна специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, психологам, дефектологам, воспитателям, учителям начальных классов, а также студентам дефектологических ВУЗов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr.pptx776.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задержки развития детей дошкольного возраста Соловьева Ольга Васильевна Учитель-дефектолог Отделения ранней помощи «СЕМЬЯ» Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»

Слайд 2

Определения ЗПР: Задержка психического развития – особый тип нарушенного развития, который характеризуется нарушением познавательной сферы вследствие множества причин. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Слайд 3

Количество детей с задержками развития неуклонно растет. Причины: 1. Вредности, способствующие нарушению в развитии ребенка (во время беременности, родов, в раннем возрасте). 2. Усложняющиеся школьные программы (требования к ребенку растут). 3. Методы диагностики становятся совершеннее (доступно выявление формы и степени нарушения)

Слайд 4

ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко , в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Слайд 5

Изучением детей с задержками развития занимались: речи – В.И.Лубовский, Р.Д.Триггер, Н.Ю.Борякова, Е.С.Слепович, мышления – С.А.Домишкевич, И.А.Коробейников, Т.А.Стрекалова, Т.В.Егорова, памяти – Н.Г.Поддубная, Н.Г.Лутонян, В.Л.Подобед, игровой деятельности – Л.В.Кузнецова, Е.С.Слепович учебной деятельности – У.В.Ульенкова, С.Г.Шевченко, Г.И.Жаренкова, изучением личности – Е.Е.Дмитриева, Е.Н.Васильева, Т.Н.Павлюк, Г.Н.Ефремова.

Слайд 6

Вероятные причины ЗПР у детей: - легкие внутриутробные поражения, - легкие родовые травмы, - эндокринные нарушения, - хромосомные абберации (на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями), - тяжелые кишечно-желудочные заболевания на ранних этапах жизни ребенка, - недоношенность, - близнецовость , - алкоголизм родителей, - психические заболевания родителей, - патологические черты характера у родителей, - постнатальные заболевания воспалительного и травматического характера , - асфиксии.

Слайд 7

Распределение причин ЗПР по степени значимости ( У.В.Ульенкова ): 67,32% - патология внутриутробного развития и тяжелые заболевания на первом году жизни; 39% - внутриутробные инфекции; 33% - родовые и постнатальные травмы; 14% - стрессы во время беременности; до 14% - генетический фактор.

Слайд 8

Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков ( В.В.Ковалев ): соматовегетативный (0-3 года), психомотрный ( 4-10лет), аффективный (7-12лет), эмоционально- идеаторный (12-16 лет).

Слайд 9

На тяжесть задержки влияют: характер патогенного фактора, время его воздействия и интенсивность (сила), 2) социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок.

Слайд 10

Классификации ЗПР Классификация В.В.Лебединского : 1.Общее стойкое недоразвитие. 2.Задержанное развитие. 3.Поврежденное развитие. 4.Дефицитарное развитие. 5.Искаженное развитие. 6.Дисгармоническое развитие.

Слайд 11

Классификация И.А.Юрковой : 1.Нестойкий вариант психофизического инфантилизма , при котором развитие с годами достигает нормального уровня (временная задержка развития с благоприятной динамикой ). 2.Психический инфантилизм в форме стойкой интеллектуальной недостаточности. Классификация Е.М.Мастюковой : 1. Доброкачественная неспецифическая ЗПР. 2.Специфическая или церебрально-органическая задержка развития.

Слайд 12

Классификация М.С.Певзнер : 1.Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте. 2.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности. 3.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности , осложненный нейродинамическими нарушениями. 4.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции .

Слайд 13

Классификация К.С.Лебединской : 1. ЗПР конституционального происхождения. 2. ЗПР соматогенного генеза . 3 . ЗПР психогенного генеза . 4 . ЗПР церебрально-органического генеза .

Слайд 14

Общие признаки задержки психического развития 1.Анатомо-физиологические проявления ЗПР: - повышенная общая и вегетативная возбудимость, - гипердинамические расстройства, - малый рост и вес, -нарушение темпа созревания какой-либо системы.

Слайд 15

Общие признаки задержки психического развития 2. Особенности ВНИМАНИЯ у детей с ЗПР : - неустойчивость, -ограниченный объем, -фрагментарность, -недостаточность концентрации.

Слайд 16

Общие признаки задержки психического развития 3. Особенности ВОСПРИЯТИЯ у детей с ЗПР : - снижение скорости выполнения перцептивных операций , -фрагментарность зрительного восприятия, -снижение анализирующего восприятия, -замедленный темп формирования целостного образа предмета , - неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, -недостаточность межсенсорного взаимодействия.

Слайд 17

Общие признаки задержки психического развития 4. Особенности ПАМЯТИ у детей с ЗПР : - неточность воспроизведения и быстрая утеря информации , -повышенная тормозимость мнемических следов, - сниженный объем памяти , -низкая скорость запоминания, -низкая продуктивность и устойчивость произвольного запоминания.

Слайд 18

Общие признаки задержки психического развития 5. Особенности МЫШЛЕНИЯ и РЕЧИ у детей с ЗПР : - отставание в развитии всех видов мышления, -недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности , -общее недоразвитие речи, -задержка речи.

Слайд 19

Общие признаки задержки психического развития 6. Особенности ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ у детей с ЗПР : - эмоциональная неустойчивость, -повышенная утомляемость, -нарушение самоконтроля, -неуверенность, -агрессивность.

Слайд 20

Общие признаки задержки психического развития 7. Особенности КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ детей с ЗПР : - бедность содержания и средств общения, -преобладание деловых контактов в игре, -снижение потребности в общении.

Слайд 21

Общие признаки задержки психического развития Специфические нарушения игры: -нарушения , связанные с недостаточной сформированностью игры как деятельности, - специфические нарушения, характерные для такого вида деятельности, как игра.

Слайд 22

Специфические нарушения игры: трудности в формировании мотивационно-целевого компонента, сюжетная игра детей с ЗПР — малоподвижное образование, специфична операциональная сторона игровой деятельности, поверхностное моделирование мира отношений.

Слайд 23

8.Особенности ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей с ЗПР : -резкое снижение активность в области самостоятельной игровой деятельности, -отсутствие интереса к игрушкам, -отсутствие совместной деятельности в рамках сюжетной игры, -для возникновения сюжетной игры необходимо вмешательство взрослого, -трудности в формировании воображаемой ситуации и пр.

Слайд 24

Общие признаки задержки психического развития 9. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ детей с ЗПР: -отсутствие сформированности относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности, -отсутствие достаточного самоконтроля на всех этапах выполнения задания, - отсутствие речевой саморегуляции .

Слайд 25

ВЫВОДЫ : нарушение наступает рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно; для детей с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ; выражена неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ; низкая активность во всех видах деятельности; наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность; в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления; достаточно высокие потенциальные возможности развития, относительно хорошая обучаемость.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....