СИПР 7 класс
рабочая программа
Специальная индивидуальная программа развития для обучения на дому ребёнка со сложной структурой дефекта. Календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_dlya_obuchayushchegosya_7_klassa.docx | 384.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Денис И.
Возраст ребенка: □ лет
Место жительства: К. область, Б. район, с. Л., ул.М, д.Х .
Мать: Ирина В.
Отец: Иван В.
Год обучения в МКОУ «Любимовская СОШ»- 7
Ступень обучения: III
Группа (особые потребности):
Заключение ПМПК: психическое недоразвитие выраженной степени, поведенческие нарушения, болезнь Дауна, глубокая умственная отсталость.
2.Характеристика ребёнка
Ребёнок проживает в полной обеспеченной семье, состоящей из 4 человек. Проживает в 5 комнатном благоустроенном доме. Отец работает электриком вахтовым методом на газовом месторождении . Мать работает помощником воспитателя в МДОУ «Любимовский детский сад». Старшая дочь –Алина учится в 5 классе. Когда родители на работе за Денисом присматривает его родная бабушка . Денис - ребёнок-инвалид детства, и в силу этого он требует к себе гораздо больше внимания и заботы со стороны родителей, нежели Алина. Родители свои родительские обязанности выполняют добросовестно. Обстановка в семье доброжелательная. Дети имеют всё необходимое для учёбы и для отдыха. Мама добросовестно выполняет все поручения и просьбы учителя, которые касаются вопросов обучения и воспитания ребёнка.
Денис находится на индивидуальном обучении на дому с сентября 2012 года. В апреле 2012 года Денис прошёл обследование в Областном бюджетном образовательном учреждении для детей , нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи « Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения». Центральная ПМПК данного учреждения вынесла следующее заключение: психическое недоразвитие выраженной степени, поведенческие нарушения, болезнь Дауна. По результатам заключения ПМПК были даны рекомендации обучать Дениса по программе специальных образовательных учреждений для детей с глубокой умственной отсталостью. В виду того, что ребёнок имеет поведенческие нарушения, районной КЭК Большесолдатской ЦРБ было выдано разрешение о необходимости обучения Дениса на дому.
Данные обследования Дениса следующие.
Физическое развитие соответствует паспортному возрасту. Внешний вид опрятный. В контакт вступает легко, но сам контакт кратковременный. Поведение ребёнка импульсивное. Непредсказуем в своих дальнейших действиях, неусидчив. Родственные связи устанавливать научился толко к концу 3 года обучения. Денис начал проявлять познавательный интерес к предметам окружающего мира, поэтому в учебный план был внесён предмет «Природоведение».Пространственно-временная ориентировка находится в стадии формирования. Пространственный анализ и синтез снижен. Учебная мотивация низкая. Внимание неустойчивое, истощаемое. Продуктивность внимания снижена. Темп запоминания- медленный. Объём слухоречевой памяти соответствует возрасту. Мышление конкретное. Темп деятельности медленный. Уровень умственной работоспособности низкий. Планирование своей деятельности требует вмешательства взрослых. Пытается осуществлять контроль над своими действиями.Цели и задачи Денису понятны.
Уровень обучаемости низкий. Занятия с Денисом И. были организованы в сентябре 2012 года. Таким образом ребёнок продолжает обучение седьмой год. Ребёнок имеет сложный дефект развития(глубокую умственную отсталость и ряд других сложных заболеваний). За 6 лет обучения ему с трудом удалось освоить программу начальной школы, поэтому,обучаясь 7 год, Денис будет осваивать программу 5 класса.
За период обучения ребёнком были выучены все буквы русского алфавита, частично начал сливать звуки в слоги только в конце четвёртого года обучения. Навык чтения побуквенно-слоговой. Графические навыки письма букв сформированы слабо, каллиграфические навыки написания находятся в стадии формирования. Математический счёт освоил механически, количество предметов с цифрой соотносит в пределах 10. Таблицу умножения выучить ребёнок не смог, он пользуется таблицей на основе зрительного восприятия. Задачи понимает на бытовом уровне, математически их не осмысливая. Знает все геометрические фигуры..
При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. При выполнении действий внимание не удерживает, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.). Навыки социального поведения находятся в стадии формирования.
Однако, тенденции развития ребенка с нарушением интеллекта те же, что и нормально развивающегося. При своевременной правильной организации воспитания, как можно более раннем начале обучения многие отклонения развития у такого ребенка могут быть скоррегированы и даже предупреждены.
Ребёнок нуждается в детальном разборе задания, организации деятельности, внешнем контроле, опоре на наглядный материал. Словарный запас не соответствует возрасту.
Эмоции у Дениса упрощены, неусидчивый, импульсивный, имеет поведенческие нарущения.
Речевой статус ребёнка:
-особенности понимания обращённой речи: на простом обиходно-бытовом уровне, затруднения при усложнении конструкций, склонен к конкретике. Конструктивная практика построения высказывания и ответа на вопросы снижена. Представления о времени и пространстве не соответствуют возрасту;
- общее звучание речи: недостаточно выразительная;
-особенности звукопроизношения нарушены;
-слоговая структура слов страдает при стечении согласных по типу упрощений и перестановок;
- словарный запас беден, в дефиците все части речи, часты замены слов близкими по значению, элементарные бытовые общения затруднены, пользуется простыми фразами, допускает ошибки в словообразовании и словоизменении;
Социально значимые навыки, умения сформированы не в полном объёме: ребёнок знает своё имя, фамилию, возраст, но дату рождения не указывает. Называет всех членов семьи по имени, устанавливает родственные отношения, род деятельности родителей не знает, испытывает трудности в названии профессий. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем мире сформированы недостаточно. Назвать общие понятия затрудняется( фрукты, овощи, животные, посуда, игрушки, мебель, птицы, времена года, порядок дней в неделе.
Ребёнок нуждается в постоянном уходе и присмотре. Необходимый объём помощи со стороны окружающих частичный, постоянный.
По итогам обследования Денису было определено обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения и в соответствии с ИПРА
Рекомендуемая форма реализации образовательной программы- обучение на дому.
3.Цели и задачи программы
На основе данных психолого-педагогической диагностики сформированы цели сопровождения ребёнка на период обучения в седьмом классе.
Цель: сохранение и дальнейшее совершенствование приобретённых обучающимся жизненных компетенций, которые позволят ему достигнуть максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Задачи программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребёнком.
Задачи:
- охрана жизни и здоровья ребёнка, коррекция нарушений физического развития;
- формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
- соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
- формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
- формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной адаптации;
- развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
4.Индивидуальный учебный план
7класс (обучение на дому)
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю |
I | ||
1. Язык и речевая практика |
2.1. Математические представления | 2 |
| 2 | |
2. Математика | 2.1. Математика | 2 |
3. Окружающий мир | 3.1.Природоведение | 2 |
Итого | 8 |
5.Расписание учебных занятий
Понедельник Вторник
1. Чтение и развитие речи 1. Природоведение
2.Грамматика, правописание 2. Математика
и развитие речи
Четверг Пятница
1. Чтение и развитие речи. 1.Грамматика, правописание
и развитие речи 2.Математика 2. Природоведение
Содержание программы
1.Образовательный компонент
.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития и в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Срок реализации 1 год.
. Речь и речевая практика
Пояснительная записка
(Грамматика, правописание и развитие речи)
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. под редакцией И.М. Бгажноковой,М.«Пр.»,2015г. При планировании использован материал учебника русского языка 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская М., «Просвещение», 2016 г.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год
Основные задачи обучения грамматике и правописанию:
-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы;
Цели:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
Общая характеристика учебного предмета.
Основное направление коррекционной работы:коррекция речи и мышления учащегося.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по основным разделам русского языка, является развитие речи школьников.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с ОВЗ обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Программный раздел «Письмо и развитие речи» определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-ый класс. Структурно процесс обучения по данному предмету распадается на два этапа: 2 – 4-ый и 5 – 9-ый классы. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности детей с нарушением интеллекта, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. В начале учебного года идёт повторение, учитывающее умственные и возрастные возможности учащихся. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей направлено на обогащение и активизацию словаря, формирование у обучающихся навыков единообразного написания гласных и согласных в корне и приставке. Части речи изучаются в 5 классе в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Тема «Предложение» включена в календарно-тематическое планирование всех лет обучения. В процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространения простого и сложного предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной речи. Поэтому в 5 классе проводятся 9 творческих работ, что позволяет учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Прививаются навыки делового письма, написание объявления, заметки в стенгазету.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
1-й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Содержание учебного предмета.
Звуки и буквы. Текст . Повторение.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Предложение. Текст .Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).
Слово. Текст .Состав слова Корень и однокоренные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.
Разделительныйъ в словах с приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).
Части речи. Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка.
Правильное написание названий праздников.
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.
Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием. Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении.словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | К-во час. | Дата план | Дата факт. |
Повторение | 5 часов | |||
1 | Предложение . Связь слов в предложении. | 1 | ||
2 | Предложение. Главные члены предложения. | 1 | ||
3 | Предложение. Второстепенные члены предложения. | |||
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ||
5 | Звуки и буквы. Алфавит. Контроль знаний. | 1 | ||
Слово | 16 часов | |||
6-7 | Состав слова. Корень и однокоренные слова. | 2 | ||
8 | Состав слова. Окончание. | 1 | ||
9 | Состав слова. Приставка. | 1 | ||
10 | Состав слова. Суффикс. | 1 | ||
11-13 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 3 | ||
14-16 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 3 | ||
17-19 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. | 3 | ||
20 | Приставка и предлог. Отличие приставки от предлога. | 1 | ||
21 | Разделительный твёрдый знак после приставок. | 1 | ||
Части речи. Имя существительное. | 47 | |||
22-23 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 2 | ||
24-26 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. | 3 | ||
27-28 | Изменение имён существительных по числам. | 2 | ||
29-31 | Род имён существительных. | 3 | ||
32-33 | Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. | 2 | ||
34 | Закрепление изученного. Контроль знаний. | 1 | ||
35 | Изменение имён существительных по падежам. | 1 | ||
36 | Именительный падеж имён существительных. | 1 | ||
37 | Родительный падеж имён существительных. | 1 | ||
38 | Дательный падеж имён существительных. | 1 | ||
39 | Винительный падеж имён существительных. | 1 | ||
40 | Творительный падеж имён существительных. | 1 | ||
41 | Предложный падеж имён существительных. | 1 | ||
42 | Закрепление изученного. | 1 | ||
43 | Контроль знаний. | 1 | ||
44 | Три склонения имён существительных. | 1 | ||
45 | Первое склонение имён существительных в единственном числе. | 1 | ||
46 | Именительный падеж имён существительных 1 склонения. | 1 | ||
47 | Родительный падеж имён существительных 1 склонения. | 1 | ||
48 | Дательный падеж имён существительных 1 склонения. | 1 | ||
49 | Винительный падеж имён существительных 1 склонения. | 1 | ||
50 | Творительный падеж имён существительных 1 склонения. | 1 | ||
51 | Предложный падеж имён существительных 1 склонения. | 1 | ||
52 | Второе склонение имён существительных в единственном числе. | 1 | ||
53 | Именительный падеж имён существительных 2 склонения. | 1 | ||
54 | Родительный падеж имён существительных 2 склонения. | 1 | ||
55 | Дательный падеж имён существительных 2 склонения. | 1 | ||
56 | Винительный падеж имён существительных 2 склонения. | 1 | ||
57 | Творительный падеж имён существительных 2 склонения. | 1 | ||
58 | Предложный падеж имён существительных 2 склонения. | 1 | ||
59 | Третье склонение имён существительных в единственном числе. | 1 | ||
60 | Именительный падеж имён существительных 3 склонения. | 1 | ||
61 | Родительный падеж имён существительных 3 склонения. | 1 | ||
62 | Дательный падеж имён существительных 3 склонения. | 1 | ||
63 | Винительный падеж имён существительных 3 склонения. | 1 | ||
64 | Творительный падеж имён существительных 3 склонения. | 1 | ||
65 | Предложный падеж имён существительных 3 склонения. | 1 | ||
66 | Контроль знаний. | 1 | ||
67 | Итоговый контрольный тест. | 1 | ||
68 | Обобщение всего изученного . | 1 |
Лист корректировки календарно –тематического планирования.
Предмет______________________
Класс_____________________________ Учитель______________________
2018-2019учебный год.
№урока | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
Речь и речевая практика
(Чтение и развитие речи)
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательнойшколыVIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида. – М.: Просвещение, 2010.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
- отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррегировать артикуляционный аппарат.
- Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
- Развивать речь, владение техникой речи;
- Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
- Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
- Развивать познавательные процессы.
- Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Планируемые предметные результаты изучения предмета.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев,события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 стихотворений.
Примерное содержание программы.
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Календарно- тематическое планирование.
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Устное народное творчество | 3 | |||
1 | Считалки. Заклички-приговорки. | 1 | ||
2 | Потешки. Пословицы и поговорки. | 1 | ||
3 | Загадки. Закрепление по разделу: «Устное народное творчество». | 1 | ||
Сказки | 4 | |||
4 | Башкирская сказка «Золотые руки». | 1 | ||
5 | Русская народная сказка «Морозко». | 1 | ||
6 | А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок). | 1 | ||
7 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Обобщение по разделу «Сказки». | 1 | ||
Картины родной природы. Лето. Осень. | 6 | |||
8 | Г. Скребицкий «Июнь». | 1 | ||
9 | А. Платонов «Июльская гроза». | 1 | ||
10 | А. Прокофьев «Берёзка». И. Суриков «Ярко солнце светит». | 1 | ||
11 | Г. Скребицкий «Сентябрь», «Добро пожаловать». | 1 | ||
12 | К. Бальмонт «Осень». И. Бунин «Первый снег». | 1 | ||
13 | Обобщение по разделу «Картины родной природы». | 1 | ||
О друзьях-товарищах | 4 | |||
14 | Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася». | 1 | ||
15 | Н. Носов « Витя Малеев в школе и дома». | 1 | ||
16 | Л. Воронкова «Дорогой подарок». | 1 | ||
17 | Я. Аким « твой друг». Обобщение по разделу « О друзьях- товарищах». | 1 | ||
18-19 | Басни Крылова. | 2 | ||
Спешите делать добро | 8 | |||
20 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец». | 1 | ||
21 | О. Бондарчук «Слепой домик». | 1 | ||
22 | В. Осеева « Бабка». | 1 | ||
23 | А. Платонов «Сухой хлеб». | 1 | ||
24 | В. Распутин «Люся» (отрывок). | 1 | ||
25 | В. Брюсов «Труд». | 1 | ||
26 | Р. Рождественский «Огромное небо». | 1 | ||
27 | Обобщение по разделу: «Спешите делать добро». | 1 | ||
О животных | 13 | |||
28-29 | Н.Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка». | 2 | ||
30-31 | А. Толстой «Желтухин». | 2 | ||
32-33 | К. Паустовский «Кот-ворюга». | 2 | ||
34 | Э. Асадов «Дачники». | 1 | ||
35-36 | Б. Житков «Про обезьянку». | 2 | ||
37 | Ф. Абрамов « Из рассказов Олёны Даниловны». | 1 | ||
38-39 | С. Михалков « Будь человеком». | 2 | ||
40 | Обобщение по разделу: « О животных». | 1 | ||
Картины родной природы. Зима. Весна. | 19 | |||
41 | Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». | 1 | ||
42 | Г. Скребицкий «Декабрь». | 1 | ||
43 | К. Бальмонт « К зиме». | 1 | ||
44 | С. Есенин « Берёза», « Поёт зима-аукает». | 1 | ||
45 | А. Пушкин «Зимняя дорога». Обобщение по разделу: « Картины родной природы. Зима». | 1 | ||
46 | Г. Скребицкий «Март». | 1 | ||
47 | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает». | 1 | ||
48 | Г. Скребицкий « От первых проталин до первой грозы». | 1 | ||
49 | Г. Скребицкий « Весна красна». | 1 | ||
50 | Г. Скребицкий «Грачи прилетели». | 1 | ||
51 | Г. Скребицкий « Заветный кораблик». | 1 | ||
52 | Г. Скребицкий « В весеннем лесу». | 1 | ||
53 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами». | 1 | ||
54 | А. Блок «Ворона». | 1 | ||
55 | Е. Серова «Подснежник». | 1 | ||
56 | И. Соколов-Микитов «Весна». | 1 | ||
57 | И. Бунин « Крупный дождь». | 1 | ||
58 | С. Есенин «Черёмуха». | 1 | ||
59 | Я. Аким «Весна, весною, о весне». ». Обобщение по разделу: « Картины родной природы. Весна». | 1 | ||
Из прошлого нашего народа | 7 | |||
60 | О. Тихомиров « На поле Куликовом». | 1 | ||
61 | С. Алексеев « Рассказы о войне 1812 года». | 1 | ||
62 | Н. Некрасов « И снится ей жаркое лето…». | 1 | ||
63 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок). | 1 | ||
64 | Л. Жариков « Снега, поднимитесь метелью». | 1 | ||
65 | Ю. Коринец « У Могилы Неизвестного Солдата». | 1 | ||
66 | Обобщение по разделу: « Из прошлого нашего народа». | 1 | ||
67 | Проверка навыка чтения. Обзорное знакомство с произведениями зарубежных писателей. | 1 | ||
68 | Обзорное знакомство с произведениями зарубежных писателей. | 1 |
Лист корректировки календарно –тематического планирования.
Предмет______________________
Класс_____________________________ Учитель______________________
2018-2019учебный год.
№урока | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
Математика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с. и Рабочую тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
На изучение математики отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год..
Цели программы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности.
Планируемые предметные результаты изучения математики.
Базовый уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
Примечания
Обязательно:
- продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;
- овладеть табличным умножением и делением;
- определять время по часам тремя способами;
- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);
- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
- чертить треугольник по трем данным сторонам.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;
- умножать и делить на однозначное число;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
Содержание программы
Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см; 55см+/-45см; 1м-45см; 8м55см+/-3м19см; 8м55см+/-19см; 4м55см+/-3м; 8м+/-19см; 8м+/-4м45см).
Римские цифры. Обозначение чисел I –XII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2; 400x2; 420x2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2; 243x2; 48:4; 488:4 и т.п.).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числами или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Образование R и D.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
Рабочая программа по математике рассчитана на 68 часов,2 часа в неделю.
№ | Тема раздела | четверти | Итого: | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Сотня | 8ч. | 8ч. | |||
2 | Геометрический материал | 2ч. | 2ч. | 3ч. | 7ч. | |
3 | Тысяча | 7ч. | 3ч. | 10ч. | ||
4 | Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд | 6ч. | 6ч. | |||
5 | Обыкновенные дроби | 2ч. | 19ч. | 6ч. | 27ч. | |
6 | Повторение | 6ч. | 6ч. | |||
7 | Контрольные работы | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4ч. |
Итого: | 18ч. | 14ч. | 20ч. | 16ч. | 68ч. |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | |
1 четверть (18 часов) | |||||
Сотня. | |||||
Повторение. Нумерация чисел в пределах 100. | 2 | ||||
Нахождение неизвестного слагаемого. | 2 | ||||
Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 2 | ||||
Нахождение неизвестного вычитаемого. Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | 2 | ||||
Геометрический материал. Линия, отрезок, луч. | 2 | ||||
Тысяча | |||||
Нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | ||||
Округление чисел до десятков и сотен. | 2 | ||||
Римская нумерация. | 1 | ||||
Меры стоимости, длины и массы. | 1 | ||||
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы. | 1 | ||||
Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | 1 | ||||
Контрольная работа по теме: «Тысяча». | 1 | ||||
2 четверть (14 часов) | |||||
Геометрический материал. Углы. Периметр многоугольника. | 1 | ||||
Сложение и вычитание без перехода через разряд | 1 | ||||
Геометрический материал. Треугольники. Различение треугольников по видам углов. Различение треугольников по длинам сторон. | 1 | ||||
Разностное сравнение чисел. | 1 | ||||
Кратное сравнение чисел | 1 | ||||
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд | |||||
Сложение с переходом через разряд. | 2 | ||||
Вычитание с переходом через разряд. | 2 | ||||
Сложение и вычитание с переходом через разряд | 2 | ||||
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание с переходом через разряд». | 1 | ||||
Обыкновенные дроби | |||||
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | 1 | ||||
Образование дробей. | 1 | ||||
3 четверть (20 часов) | |||||
Сравнение дробей. | 1 | ||||
Правильные и неправильные дроби. | 2 | ||||
Умножение чисел 10, 100. | 1 | ||||
Деление на 10, 100. | 1 | ||||
Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена крупных мер мелкими. | 1 | ||||
Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена мелких мер крупными. | 1 | ||||
Меры времени. Год. | 2 | ||||
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. | 2 | ||||
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 2 | ||||
Закрепление пройденного материала. | 2 | ||||
Проверка умножения и деления | 2 | ||||
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 2 | ||||
Контрольная работа «Умножение и деление чисел без перехода через разряд». «Умножение и деление чисел с переходом через разряд». | 1 | ||||
4 четверть (16 часов) | |||||
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 2 | ||||
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 2 | ||||
Закрепление пройденного материала. | 2 | ||||
Геометрический материал. Построение треугольников. | 1 | ||||
Геометрический материал. Круг, окружность. Линии в круге. | 1 | ||||
Геометрический материал. Масштаб. | 2 | ||||
Повторение пройденного. | |||||
. Все действия в пределах 1000 | 2 | ||||
Геометрический материал. Повторение пройденного. | 2 | ||||
Годовая контрольная работа. | 1 | ||||
Итоговый урок. | 1 |
Лист корректировки календарно –тематического планирования.
Предмет______________________
Класс_____________________________ Учитель______________________
2018-2019учебный год.
№урока | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
Природоведение.
Пояснительная записка
Программа по предмету составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования(утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 204 № 1089), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл.: в 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - Изд. Центр ВЛАДОС, 2013, в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом от 31.08.2017 г. №394 «Об утверждении основных образовательных программ».
Предлагаемая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год и ориентирована на учебник «Природоведение» для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- М.: Просвещение, 2017
Данный учебный предмет направлен на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;
- Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты, измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- Воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Основной целью курса природоведение для обучающихся с умственной отсталостью является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения необходимо решение следующих практических задач:
- формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
- установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит обучающий характер. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно – деятельностные игры, деловые игры).
Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе обучающиеся получают достаточную естественно – научную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в VI- IX классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.
Обучающиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.
Учащийся должен знать:
-что изучает природоведение;
-основные свойства воды, воздуха и почвы;
-основные формы поверхности Земли;
-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
-основные санитарно-гигиенические требования;
-название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
-названия важнейших географических объектов;
-правила поведения в природе.
Учащийся должен уметь:
-демонстрировать простейшие опыты;
-проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;
-называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
-ухаживать за домашними животными и комнатнами растениями;
-соблюдать правила элементарной гигиены;
-оказывать простейшую медицинскую помощь.
Содержание образовательной программы по курсу природоведения в 5 классе.
Но- мер. | Раздел. | Тема. | Количество часов. |
1. | Введение. | Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | 1 |
2. | Вселенная. | Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия ( в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом. | 4 ( 3+1экскурсия) |
3. | Наш дом- Земля. | Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. | 13 |
4. | Растительный мир Земли. | Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли». | 14 (13+1 экскурсия). |
5. | Животный мир Земли. | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | 12 (11+ 1 экскурсия). |
6. | Человек. | Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. | 8 |
7. | Есть на Земле страна- Россия. | Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия». | 14. |
8. | Повторение. | Повторение пройденного. Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями. | 2(экскурсии) |
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | |
1. | Введение (1 час). Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | 1ч. | |||
2. | Вселенная (4 часа). Небесные тела: планеты, звезды. | 1ч. | |||
3. | Солнечная система. Солнце. | 1ч. | |||
4. | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. | 1ч. | |||
5. | Экскурсия. Наблюдение за звездным небом. | 1ч. | |||
6. | Наш дом –Земля (13 ч.). Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. | 1ч. | |||
7. | Воздух и его охрана. Состав воздуха. | 1ч. | |||
8. | Значение воздуха для жизни на Земле. | 1ч. | |||
9. | Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. | 1ч. | |||
10. | Поверхность суши: горы. | 1ч. | |||
11. | Почва (охрана почвы). Свойства почвы. | 1ч. | |||
12. | Полезные ископаемые. | 1ч. | |||
13. | Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. | 1ч. | |||
14. | Вода. Свойства. | 1ч. | |||
15. | Вода в природе: осадки, воды суши. | 1ч. | |||
16. | Воды суши: ручьи, реки. | 1ч. | |||
17. | Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. | 1ч. | |||
18. | Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. | 1ч. | |||
19. | Растительный мир Земли (14 ч.). Разнообразие растительного мира. Части растения. | 1ч. | |||
20. | Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). | 1ч. | |||
21. | Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). | 1ч. | |||
22. | Части растения. | 1ч. | |||
23. | Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. | 1ч. | |||
24. | Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. | 1ч. | |||
25. | Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. | 1ч. | |||
26. | Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. | 1ч. | |||
27. | Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. | 1ч. | |||
28. | Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. | 1ч. | |||
29. | Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. | 1ч. | |||
30. | Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. | 1ч. | |||
31. | Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. | 1ч. | |||
32. | Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли». | 1ч. | |||
33. | Животный мир Земли (12 ч.). Разнообразие животного мира. | 1ч. | |||
34. | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1ч. | |||
35. | Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). | 1ч. | |||
36. | Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. | 1ч. | |||
37. | Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. | 1ч. | |||
38. | Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1ч. | |||
39. | Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1ч. | |||
40. | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. | 1ч. | |||
41. | Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). | 1ч. | |||
42. | Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. | 1ч. | |||
43. | Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. | 1ч. | |||
44. | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | 1ч. | |||
45. | Человек (8 ч.). Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. | 1ч. | |||
46. | Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. | 1ч. | |||
47. | Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). | 1ч. | |||
48. | Осанка (гигиена, костно-мышечная система). | 1ч. | |||
49. | Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. | 1ч. | |||
50. | Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. | 1ч. | |||
51. | Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. | 1ч. | |||
52. | Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. | 1ч. | |||
53. | Есть на Земле страна- Россия (14 ч.). Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. | 1ч. | |||
54. | Население России. Городское и сельское население. Народы России. | 1ч. | |||
55. | Столица Москва. | 1ч. | |||
56. | Санкт-Петербург. | 1ч. | |||
57. | Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1ч. | |||
58. | Города: Новосибирск, Владивосток. | 1ч. | |||
59. | Золотое кольцо. | 1ч. | |||
60. | Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. | 1ч. | |||
61. | Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. | 1ч. | |||
62. | Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. | 1ч. | |||
63. | Заповедники, заказники, охрана природы. | 1 ч. | |||
64. | Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. | 1ч. | |||
65. | Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия». | 1ч. | |||
66-68. | Повторение пройденного. Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями. | 3 ч. |
Лист корректировки календарно –тематического планирования.
Предмет______________________
Класс_____________________________ Учитель______________________
2018-2019учебный год.
№урока | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
2.Воспитательный компонент
Включает сотрудничество с семьёй обучающегося.
Сотрудничество с семьёй направлено на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью осуществляется путём организации и проведения различных мероприятий.
Примерный план работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ
Задачи | Возможные мероприятия |
Психологическая поддержка семьи | тренинги |
психокоррекционные занятия | |
встречи родительского клуба | |
индивидуальные консультации с психологом | |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка | индивидуальные консультации родителей со специалистами |
тематические семинары | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией |
убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребёнка | |
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией |
консультирование | |
Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения | ведение дневника наблюдений (краткие записи) |
личные встречи, беседы | |
просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком | |
Заключение
1.Учитель, реализующий АООП имеет право внесения корректив в содержание СИПР по результатам промежуточной диагностики.
Учитель имеет право на внесение изменений и поправок в календарный план, если такая необходимость возникнет. Необходимо в конце каждой четверти оценивать эффективность рабочей программы с тем, чтобы вовремя внести коррективы.
2. Мониторинг результатов освоения СИПР и динамики развития обучающегося. (Оформление данного раздела в виде таблиц, в которых отмечается оценка сформированности того или иного качества или показателя)
Примерный бланк регистрации динамики развития
обучающегося
ДЕЙСТВИЯ | ОСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ | ||||
КОГНИТИВНЫЕ | сентябрь | декабрь | май | ||
1. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: а) сосредоточение и концентрация взгляда на объекте; б) перевод взгляда с одного объекта на другой; в) сопровождение взглядом движущегося объекта; г) сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ребенком | |||||
Выводы специалиста: | |||||
2. СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: а) перемещение «косточек» по проволочной рамке; б) переворачивание плоских предметов (страниц); в) «адресация» предметов по форме; г) дифференциация форм по размерам; д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка) д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка) | |||||
Выводы специалиста: | |||||
3. ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ: а) захватывание карандаша; б) правильное удерживание карандаша; в) пространственные передвижения карандаша (вертикально, горизонтально, наклонно, г) дифференциация символов в пределах про | |||||
Выводы специалиста: | |||||
4. НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: а) установление визуального контакта с собеседником; б) ориентация на лицо взрослого; в) удержание позы во время диалога (сидя, стоя); г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции; д) адекватное использование мимики и выражения лица; е) умение выражать желание жестами, мимикой | |||||
Выводы специалиста: | |||||
5. ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ: а) восприятие и понимание речи: - выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»); - выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»); 1— выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»); - выбрать названный предмет из двух; - выбрать названный предмет из трех; - принести названный предмет, выбрав из ряда объектов; - указать названную часть тела; - указать две и более названных частей тела; - указать названный цвет; - указать большой или маленький предмет; - показать названный предмет на картинке; - выполнить инструкцию с числительным («Покажи, где пять яблок»); - найти парные предметы; - найти парные картинки; - убрать лишнее по цвету, размеру, форме, материалу; - повторить предложение из 3-4 слов; - назвать события рассказа в любом порядке; - назвать ключевые события рассказа в правильном порядке | |||||
Выводы специалиста: | |||||
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫЕ | |||||
1. НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ: а) знание наименований одежды; б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее; в) самостоятельное раздевание; г) различение обуви по схеме тела (правая, левая); д) самостоятельный прием пищи; е) самостоятельное пользование туалетом; | |||||
Выводы специалиста: | |||||
2. НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОБИХОДА: а) для приготовления напитков: - чайник; - чай, кофе; - молоко; - заварной чайник; - чашка; - блюдце; - стакан; - сахарница; - ложка | |||||
Выводы специалиста: | |||||
3. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХОЛОДНОЙ ПИЩИ: - приготовление бутербродов из нарезанных - пользование ножом; - приготовление салатов; - узнавание среди банок консервированных - использование консервного ножа; - пользование плитой (газовой или электрической); - выбор кухонной посуды | |||||
Выводы специалиста: | |||||
4.СТИРКА ВЕЩЕЙ: - пользование раковиной; - пользование водопроводными кранами; - моющие средства; - стиральная машина; - одежда и цветные ткани | |||||
Выводы специалиста: | |||||
5. УБОРКА ПОМЕЩЕНИЯ - щетки, совок; - швабра; - пылесос; - выключатели, электророзетки; - ведро; - тряпка; - моющие средства | |||||
Выводы специалиста: | |||||
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ: - бакалея (каши, хлеб); - мясные продукты (колбасы, сосиски); - яйца; - молоко и молочные продукты (сыр, творог, кефир); - овощи; | |||||
Выводы специалиста: | |||||
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ УПАКОВКИ ПРОДУКТОВ: - консервные банки; - пакеты, коробки; - бутылки; - замороженные продукты; - тюбики | |||||
Выводы специалиста: | |||||
8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕГ - узнавание достоинства купюр и монет; - ориентировка в стоимости товара; - выбор необходимого товара; - оплата и получение сдачи | |||||
Выводы специалиста: | |||||
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | |||||
1. ПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕФОНОМ: - действия при поступлении звонка; - умение вести разговор самостоятельно; - знание телефонов экстренной помощи | |||||
Выводы специалиста: | |||||
2. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ УЛИЦЫ: - узнавание места перехода; - распознавание сигналов светофора; - меры предосторожности на улице | |||||
Выводы специалиста: | |||||
3. ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ: - нахождение места остановки; - чтение и узнавание номера маршрута; - целевое ожидание на остановке; - оплата проезда; - распознавание конечного пункта поездки; - соблюдение норм поведения в общественном транспорте | |||||
Выводы специалиста: |
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
- действие (операция) сформирована — «ДА»;
- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом - «ПОМОЩЬ»;
- действие выполняется частично, даже с помощью педагога — «ЧАСТИЧНО»;
- действие (операция) пока недоступна для выполнения — «НЕТ».
Профиль развития обучающегося (итоговая таблица)
Действия | Уровень овладения | ||
Когнитивные | сентябрь | декабрь | май |
Сенсорно-перцептивные | |||
Сенсорно-двигательные | |||
Графомоторные навыки | |||
Навыки невербальной коммуникации | |||
Общение и речь | |||
Хозяйственно-бытовые | |||
Навыки самообслуживания | |||
Знание назначения предметов обихода | |||
Приготовление холодной пищи | |||
Стирка вещей | |||
Уборка помещения | |||
Определение видов пищевых продуктов | - | ||
Определение видов упаковки продуктов | - | ||
Использование денег | - | ||
Социальные | |||
Пользование телефоном | - | ||
Ориентация на проезжей части улицы | - | ||
Пользование общественным транспортом | - |
Таким образом, конечной целью реализации СИПР является достижение ребёнком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....