Русская Матрешка
методическая разработка (8 класс)

 занятие кружка "Декупаж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx49.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружковой работы "Декупаж"

Тема: Русская Матрешка

Цель: знакомство детей с декоративно-прикладным искусством через знакомство с игрушкой-матрешкой через интеграцию образовательной деятельности:

- музыка;

- художественное творчество (декупаж);

- познание (формирование целостной картины мира).

Задачи:

  1. познакомить детей с историей создания матрешки;
  2. развивать интерес детей к декоративно-прикладному искусству;
  3. развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
  4. формировать технические навыки и умения работать с разнообразными материалами для декупажа;
  5. развивать мелкую моторику;
  6. воспитывать самостоятельность, активность.

Формы и средства обучения и воспитания:

- образно-художественная;

- игровая;

- практическая;

- музыкальные;

- наглядные.

Ожидаемый результат: знание детей об изделиях декоративно-прикладного искусства, выражение эстетических чувств, развитие творческой активности и проявление эмоций при приобщении к декоративно-прикладному искусству.

Материально-техническое обеспечение:

  1. музыкальное сопровождение;
  2. 7-ая, 5-ая матрешки;
  3. плоскостные изображения матрешек;
  4. слова-термины;
  5. портреты художника Сергея Васильевича Малютина, мастера Василия Петровича Звездочкина;
  6. поэтапные образцы изготовления матрешки в технике декупаж;                                                                    

7)  материалы для учащихся: ножницы, клей, кисточки для нанесения клея,      шаблоны матрешек, салфетки для декупажа - украшения шаблона матрешки, клеенки на парты, влажные салфетки для вытирания рук.

План-конспект занятия

Подготовка рабочего места (до звонка).

I. Организационный момент.

(под фонограмму русской народной музыки дети заходят в класс и встают за парты).

- Добрый вечер (день) уважаемые гости и ребята.

Дети: здравствуйте!

- Сначала садятся девочки, а теперь за парты садятся мальчики.

- Послушаем рапорт дежурного.

Рапорт дежурного.

     -   Я на ярмарку ходила

        И игрушку там купила,

        Диво дивное я нынче принесла.

        Диво чудесное, расписное,

        А, ну, отгадайте, что это такое?

Загадка:

I чтец:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может три, а может – шесть

Разрумянилась немножко

Это русская - …

Хором: Матрешка.

- Правильно, Матрешка!

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

II. Сообщение темы и целей занятия.

Стихотворение.

- А сейчас внимательно послушайте стихотворение про русскую матрешку.

II чтец:

Кто матрешку создал я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой - Встанькой, как живая,

Покоряет кума белый свет!

Где он краски брал искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

III чтец:

На щеках навел зари румянец,

Неба синь вплеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну, и пой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ».

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере творце.

- Тема нашего занятия кружковой работы называется "Русская матрешка".

III. Основная часть. 

1) - Когда и где появилась русская матрешка?

    - Кто ее придумал?

    - Почему деревянная раскладная игрушка называется матрешка?

2) Показ видеофильма " История появления русской матрешки."

3) Работа над содержанием фильма. 

- Ребята, вы посмотрели фильм, а теперь ответьте на следующие вопросы:

Вопросы: 

  1. - Когда и где появилась русская матрешка?

(Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад, в 19 веке.)

  1. - Почему деревянная раскладная игрушка называется матрешка?

(Название игрушка получила от имени Матрена. Матрена, Матреша считается одним из наиболее распространенных женских имен. В его основе лежит латинское слово «mater» - мать. Поэтому в наряде имя Матрена ассоциировалась с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь помногу детей. А ласковое название получилось «Матреша».)

  1. - Кто  изготовил первую матрешку? (Василий Петрович Звездочкин)
  2. - А какой  художник ее расписал? (Сергей Васильевич Малютин)
  3. - Из какого материала изготавливали матрешку? (из дерева)

Наиболее известны 3 вида матрешек:

  1. Семеновская
  2. Загорская
  3. Полков-Майданская

Их название зависят от того места, где их расписывают.

- Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек.

1) В городе Семенов Московской области есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, а край платка - цепь небольших бутонов.

2) У мастеров из села Загорск матрешки всегда в сарафане, кофточка на них с вышивкой, на голове - платок. А поверх сарафана – фартук.

3) А третья матрешка из села Полхов - Майдан. У этих матрешек нет сарафана и платочка с узелком. На голове полушалок (слов. работа) со цветами. Мастера закрывают все фигуру матрешки листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. Цвет ее одежды ярок: малиново-красный, ярко-желтый, сочно-фиолетовый.

4) Практическая часть.

а)  - У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. Мы с вами, как настоящие мастера, будем создавать своих матрешек.

Физкультминутка: (проводит учащийся)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

На ногах сапожки

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки

Вечные матрешечки.

Задание: наденьте правильно матрешкам свои платочки.

б)Объяснение и показ выполнения практической работы.

- На партах лежат готовые шаблоны матрешек. Вам, ребята, необходимо

украсить  матрешку в технике декупаж.

- Ребята, что такое декупаж? Дайте краткое определение.

Декупаж - это техника  украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.

  1. - Выбираете салфетки для композиции, подбирая рисунок по цвету, размеру и стилю.
  2. - Берете салфетку, отделяете от нее слой, убираете  его в сторону. Остается цветной слой салфетки, который нам понадобится для украшения матрешки.
  3. - Далее вырезаете ножницами отдельные элементы - цветы, бутоны цветов, листья.
  4. - Затем компонуете из вырезанных деталей композицию на матрешке. Крупное изображение должны разместить в центральной части матрешки, от центра уже располагаются детали поменьше.
  5. - Остается приклеить расположенные детали на шаблон матрешки.
  6. Для этого нужно нанести тонким слоем клей на поверхность шаблона матрешки. Приложить вырезанный мотив на шаблон. Далее нанести слой клея по всей поверхности рисунка от середины к краям, удаляя  излишки клея и пузыри воздуха.
  7. - Дать клею просохнуть 24 часа.
  8. - Нанести слой бесцветного лака.

       

в) Инструктаж по ТБ:

Работа с ножницами.

- Ребята, как нужно верно работать ножницами?

Д:  Ножницы – острый инструмент. Хранить ножницы в определенном месте. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх, передавать надо кольцами вперед. Режем от себя. При резании бумаги поворачиваем бумагу, а не ножницы. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.

Работа с клеем и кисточкой.

- А как правильно наносить клей на поверхность заготовки?

Д: Клей на поверхность бумаги наносим при помощи кисточки тонким слоем. При удалении лишнего клея пользуемся салфеткой. 

г) самостоятельная работа .

Украшение шаблона-матрешки в технике декупаж  (под музыку).

Индивидуальная помощь учащимся в составлении композиции, в работе с клеем.

д) выставка выполненных работ с последующим анализом.

- Правильно ли составлена композиция - расположение деталей?

- В центре ли размещен крупный цветок?

- Аккуратно ли выполнена работа с клеем?

- Тебе нравится твоя матрешка?

- Кому бы ты подарил(а) свою матрешку?

IV. Обобщение в виде кроссворда.

V. Заключительная часть.

        Сегодня матрешку знают уже во всем мире. Проходят годы, столетия, но матрешка остается символом России, традиционным русским сувениром. Радует она и детей, и взрослых. Ей посвящено замечательное стихотворение поэта Константина Вашенкина.

          IV чтец:

        И предпочтенье отдаю

Я, разуется, матрешкам.

Цветут в березовом краю

Платки их красные с горошком

И лица милые круглы…

В глуши родившиеся дети

В другие дальние углы

Распространились по планете!

- Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего – все эти игрушка всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

1) Подведение итогов.

- Как называется тема нашего занятия?

- Какие 3 вида матрешек вы запомнили?

- Чем мы занимались на занятии?

- Каким способом вы украсили  матрешку ? (Способом декупаж).

- Что такое декупаж?

(это техника  украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов).

2) Ребята исполняют частушки под музыку:

  1. Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки!

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные!

  1. Наша русская матрешка

Не стареет сотни лет

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

  1. Ты играй, моя гармошка,

Ты, подружка, подпевай.

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

VI. Организация завершения занятия.

- Вот и закончилось наше занятие. До свидания, до новых встреч!

VII. Уборка рабочего места.

Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад, в 19 веке. Однажды из Японии  помещица Мамонтова привезли игрушку – большеголового деревянного японца Фукурума, внутри которого находилась японка, а в ней – малыш-японец. Головы у всех кукол боли большие, глаза узкие.

По просьбе помещицы мастер игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (фото) вручную изготовил первую матрешку. А художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде в зимней кофте и в сарафане, переднике, в платке с цветами. Правой рукой прижимает к себе черного петуха и всем улыбалась.

В ней помещались три сестрички, мальчик с пальцем во рту и младенец в пеленке.

Название игрушка получила от имени Матрена. Матрена, Матреша считается одним из наиболее распространенных женских имен. В его основе лежит латинское слово «mater» - мать. Поэтому в наряде имя Матрена ассоциировалась с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь помногу детей. А ласковое название получилось «Матреша».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские матрешки

Конспект урока для предметов МХК и ИЗО...

Открытый урок "Русская матрешка" во 2 классе.

Перед уроком была проведена с детьми большая подготовительная работа по изучению различных промыслов....

Аппликация "Русская матрешка"

Аппликация "Русская матрешка"...

Матренина неделя или праздник русской матрешки

Сценарий детского праздника в народном стиле с песнями,танцами,играми и викториной + презентация...

Разработка урока изобразительного искусства. Тема "Русская матрешка"

тема "Русская Матрешка"разработана для уроков изобразительного искусства в начальном и среднем звене...

Праздник русской матрешки.

ПРАЗДНИК РУССКОЙ МАТРЕШКИ«ДОБРЫМ ЛЮДЯМ НА ЗАГЛЯДЕНЬЕ»Задачи:                                           1) Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду;2) Прививать интерес к народному искусству и стр...

Урок ИЗО 5 класс Тема Русская Матрешка

5 класс  презентация для урока ИЗО на тему "Русская матрешка"...