Стили работы с семьёй
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс)
Характеристика различных видов семей и как с ними работать, какие последствия от работы с той или иной семьёй. Часто родители заблуждаются в воспитани своего ребёнка, но они должны знать чем это чревато.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_raboty_s_semyoy.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии сопровождения детей в условиях образовательного учреждения на примере работы с семьей»
Введение
Социализация, процесс освоения социальных норм, зависит как от социальной среды, так и от позиции самой личности и включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности.
К ним относятся, так называемые, социальные институты:
- школа;
- родительская семья;
- сверстники;
- средства массовой информации и т.д..
Родительская семья – важнейший институт социализации раннего детства, когда практически закладываются основные социальные нормы.
Но семья на сегодня не обладает самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Идет изменение семьи:
- многие функции воспитания взяли на себя детский сад и школа, присвоив себе часть родительских функций и родители, в большинстве своем, с этим согласились;
- идет уменьшение стабильности семьи. 1/5 всех детей, а в нашей школе 1/4 воспитывается без отца;
- меняется стиль внутрисемейных отношений: крушение авторитарного стиля сделало отношения мягче, интимнее, индивидуальнее, что эмоционально важнее для обоих сторон. Но моральный авторитет родителей снизился, а его поддерживать значительно труднее, чем авторитарный;
- изменилась традиция, когда отец был глава семьи и кормилец, а мать занималась домом и т.д..
Все это вместе взятое не могло не повлиять на воспитание детей. Именно поэтому наша служба сопровождения, а, конкретно, совет по профилактике правонарушений разработал план-программу по работе с семьей, основной задачей которой является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических,
психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей и оказывать действенную помощь учащимся школы.
Алгоритм работы
с социально здоровой и благополучной
в воспитательном отношении семьей
(на примере адаптации учащихся 5х классов в среднем звене).
I. Диагностический этап.
Основным содержанием данного этапа является сбор данных о необходимости и важности информации по адаптации учащихся, а именно:
II. Аналитико – поисковый этап.
На данном этапе происходит анализ полученной информации и подготовка конкретных рекомендаций как для учителя, так и родителей.
Обсуждение проводится на психолого-педагогическом консилиуме, на котором присутствуют:
На консилиуме выступают:
социальный педагог-психолог с анализом результатов диагностики учащихся и своих наблюдений с посещенных уроков;
🕭 классный руководитель начальной школы с информацией об особенностях детского коллектива класса, условиях жизни и взаимоотношениях в семье конкретных учащихся, на которых следует обратить внимание;
учителя предметники высказывают свое мнение об особенностях развития познавательных возможностей учащихся, уровня сформированности произвольного внимания, способности контролировать себя.
врач дает оценку состояния здоровья учащихся, требующих особого внимания;
🕮 классный руководитель 5го класса говорит о своих наблюдениях на начальном этапе (сентябрь).
Таким образом определяется основная задача следующего этапа работы:
III. Деятельностный этап.
Работа проводится комплексно. В решении вопроса принимают участие, как социальный педагог-психолог, так и классный руководитель, учителя предметники, родители.
Социальный педагог-психолог проводит | - классное родительское собрание, где знакомит родителей с возрастными особенностями детей 11-12 лет; дает рекомендации по адаптации детей в изменившихся условиях обучения и общения (новые учителя, разные кабинеты и пр.); говорит о проблемах некоторых детей (безадресно); - индивидуальные беседы-консультации с родителями детей имеющих заниженную самооценку, тревожных, с трудностями в общении (совместно с родителями ребенка вырабатываются определенные требования по снятию названных симптомов); - направляет родителей с детьми в психолого-педагогический центр на консультацию к специалистам и для коррекционных занятий. |
Классный руководитель | - знакомится с родителями и учащимися класса (по возможности посещает их на дому); активно помогает адаптироваться в новых для них условиях; - ведет индивидуальный дневник наблюдений за учащимися класса с целью дальнейшей коррекции в плане обучения и воспитания; - поддерживает постоянный контакт с учителями предметниками и родителями с целью оказания своевременной и действенной помощи. |
Учителя предметники | - проводят индивидуальные консультации с родителями по оказанию конкретной помощи в решении проблем в обучении; - составляют рекомендации по организации режима работы и плана действий по изучению того или иного предмета (разрабатывают памятки-алгоритм действий). |
Родители | - следят за посещением ребенком школы, контролируют успеваемость, организуют досуг ребенка, развитие его способностей; - участвуют в родительских собраниях, семинарах, консультациях различного рода и пр. |
На протяжении всего этапа социальный педагог-психолог координирует и направляет работу всех заинтересованных лиц.
IV. Оценочный этап.
Проводится повторная диагностика I-го этапа, но с некоторыми изменениями и дополнениями, а именно:
- методика «Недописанный рассказ»;
- анкета «Зеркало» (определение изменений, происшедших в личности подростка в течение учебного года).
После собеседования с родителями, классными руководителями, учителями предметниками, а также анализом результатов повторной диагностики, выявились определенные изменения. Так родители стали проявлять большую заинтересованность в результатах работы своего ребенка, научились грамотно помогать ему.
Консультации и коррекционные занятия с детьми, имеющими определенные отклонения в поведении и обучении, несколько снизили уровень тревожности, повысили мотивацию к учебе, помогли в решении коммуникативных проблем.
Данная технология используется уже в течение нескольких лет и дает свои положительные результаты. Об этом можно судить по результатам опроса родителей. На вопрос: «Считаете ли Вы, что в школе создана благоприятная психологическая атмосфера для учащихся?» - 68% родителей отвечают «да» и только 7% - «нет».
Алгоритм работы с социально здоровой, но неблагополучной
в воспитательном отношении семьей
(нуждающейся в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений)
(на примере работы с родителями учащихся 8х классов)
Именно в этом возрасте трудно складываются взаимоотношения в семье, что, безусловно, влияет и на процесс обучения и воспитания, идут нарушения в сфере общения. Наиболее приемлемый вариант это индивидуальная работа с семьей, но процесс носит «обвальный» характер и помощь нужна большинству родителей.
II. Аналитико – поисковый этап.
На данном этапе происходит анализ полученной информации и поиск решения проблемы.
Обобщается вся информация – диагностическая, результаты бесед с учителями, классным руководителем, родителями.
На основании полученной информации принимается решение о выработке стратегии в работе с родителями и детьми этого возраста по данному вопросу.
III. Деятельностный этап.
На данном этапе решаются основные задачи:
1) Просвещение родителей – родительское собрание на тему «Половозрастные
и индивидуальные особенности развития подросткового возраста, учет их в воспитании», проводимое социальным педагогом-психологом совместно с врачом школы; освещаются следующие вопросы:
|
|
|
|
(к собранию готовится выставка литературы по теме)
2) Психолого-педагогический тренинг для группы родителей (по желанию) – «Решение конфликта в семье».
Проводит психолог психолого-педагогического центра.
3) Беседа-диспут либо индивидуальная беседа с родителями по материалам публикаций газет, журналов : «Чего хотят родители», «Как не надо помогать детям», «Как разомкнуть круг упрямства», «Как разрешить конфликт» и другие.
Проводит социальный педагог-психолог, классный руководитель.
4) Классный час на тему: «Секрет выживания в семье. Как наладить отношения с родителями».
Проводит классный руководитель.
5) Индивидуальные беседы с учащимися по результатам диагностики; рекомендации.
6) Коррекционные занятия в психолого-педагогическом центре для учащихся 8го класса – «Формирование адекватной самооценки и критического отношения к себе».
IV. Оценочный этап.
Вторичная диагностика. Оценка решения проблемы.
- Выборочная индивидуальная диагностика учащихся, направленная на выявление результативности работы в данном направлении (сглаживание локальных эмоциональных расстройств: возбудимость, страхи, эмоциональная неустойчивость), развитие навыков психической саморегуляции, способности к волевым проявлениям; формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям.
- Индивидуальные собеседования с родителями на предмет возможных позитивных изменений во взаимоотношениях в семье.
Но сказать о том, что проблема решается полностью нельзя., так как это очень длительный процесс и на него влияет масса факторов, которые предусмотреть просто невозможно. И тем не менее, считаю, что эта технология в определенной степени помогает в решении вопроса.
Во введении было заявлено еще два типа семей (напоминаю, что градация эта условная), а именно:
III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания.
В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Здесь необходимо обеспечить воздействия на эту семью многих социальных институтов нашего общества: общественных организаций, органов правопорядка, родительской общественности. Все эти воздействия направляются на искоренение негативных социально-бытовых явлений в жизни этой семьи, повышение ее ответственности за воспитание детей.
IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении.
Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытия жизненных целей и перспектив как ученика, так и самих родителей.
В обоих случаях требуется только индивидуальная и кропотливая работа, которая, к сожалению, не всегда приносит результат.
Итоги деятельности социального сопровождения
Медико-социально-педагогическое сопровождение определило цели социально-педагогической деятельности, а те в свою очередь, содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная).
В результате на сегодняшний день:
- На протяжение уже 3-х лет в школе нет «отсева», все учащиеся посещают школу,
- На учете в ОДН 8 семей состоящих на учёте, 5 ВШК
- Все дети, требующие социальной защиты, питаются в школе бесплатно и получают (по мере возможности) различного вида помощь
- Сложилась определенная система работы по обеспечению консультационного психологического сопровождения семьи
- С помощью психолого-педагогического центра ведется целенаправленная коррекционная работа с детьми и подростками; индивидуальное сопровождение учащихся, имеющих социальные проблемы;
- Активно внедряются эффективные технологии, обеспечивающие профессиональный и личностный рост педагога, устанавливается преемственность в работе с семьей и школой.
Список литературы
- Иченская М.А. (автор-составитель) «Из опыта работы кл. руководителей в 5-9-х классах »
Взаимодействие с родительским коллективом, беседы, лекции.
Волгоград «Учитель» 2006
- Корчак Я. «Как любить детей »
Москва «Политиздат» 1990
- Криволап Н.С., Крючкова О.В. «Психологическая помощь»
Минск «Красико-принт» 2004
- Криволап Н.С., Моргункова О.П., Хаткевич О.А. «На пути к совершенству»
Минск «Красико-принт» 2004
- Лободина Н.В. «Родительские собрания в нач. школе»
Волгоград «Учитель» 2006
- Лупоядова Л.Ю., Мельникова Л.А, Якимович И.Г. «Родительский всеобуч. Родительские собрания 5-7 классы»
Брянск «Курсив» 2006
- Лях В.В.,Тарасюк Д.А., Болсун Н.В. «Родительское собрание»
Минск «Красико-принт» 2004
- Макаренко А.С. «Книга для родителей»
Москва «Правда» 1985
- Максименко Н.А. «Дарите детям любовь»
Волгоград «Учитель» 2006
- Панченко Н.А. «Педагогическая диагностика в работе кл. руководителя»
Волгоград «Учитель» 2006
- Популярная психология для родителей под ред. Спиваковской А.С.
СПб «Союз» 1997
- Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека»
Москва «Педагогика» 1989
- Хаткевич О.А. «Переходный возраст»
Минск «Красико-принт» 2003
14. Хаткевич О.А. «Референтные группы в классе»
Минск «Красико-принт» 2003
15. Хаткевич О.А, Криволап Н.С. «Семья и учитель»
Минск «Красико-принт» 2004
16. Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога»,Москва «Вако» 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по работе с семьёй "Содружество семьи и школы". Призёр I регионального конкурса программ образовательных учреждений по работе с семьёй "Мы вместе!"
Программа по работе с семьёй образовательного учреждения...
Работа с семьёй
Порой трудно бывает работать не с детьми, а с их родителями.Они не так открыты для общения, как их дети.Но решение проблем, которые возникают у ребёнка, нужно начинать с семьи. Данный материал должен ...
Из опыта работы с семьёй
доклад...
Работа с семьёй: направления, формы и методы приемлемые в условиях инклюзивного образования
Работа с семьей, где воспитываются дети с ОВЗ.ОПЫТ РАБОТЫ: «ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»...
Работа с семьёй в рамках психолого педагогического сопровождения учащихся школы
Работа с семьёй предполагает систему работы школы и семьи сложившуюся в конкретных условиях. Процесс обучения и воспитания школьников может быть лишь тогда, когда происходит взаимодействие школы...
Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?
В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...
«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)
В данной разработке раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...