Работа с семьёй
статья по теме
Порой трудно бывает работать не с детьми, а с их родителями.Они не так открыты для общения, как их дети.Но решение проблем, которые возникают у ребёнка, нужно начинать с семьи. Данный материал должен помочь классным руководителям в установлении контакта с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_roditeli.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудные родители
Каждому учителю понятно выражение «трудные дети».Вспомним, кого мы так называем. Какие это дети. Грубые, злые, тупые, нахальные, ленивые, неряхи, глупые, наглые, бездушные, лживые, эгоистичные и т.д. А что происходит потом с этими детьми? Они вырастают и становятся родителями. Вот вам и трудные родители. А яблоко от яблони, за редким исключением, недалеко падает, от дуба не родится берёза, я могу привести ещё много мудрых народных высказываний, связанных с воспитанием. Поэтому, если дети «трудные»,то смотреть надо на их родителей.
Мальханова Инна Анатольевна в своей книге «Школа для трудных родителей» разделила трудных родителей на несколько групп: слишком амбициозные,
Злобные, жестокие, грубые, родители- звери,
Родители- алкоголики,
Несчастные, загнанные в угол жизни, сломленные,
Надсмотрщики,
Родители- завистники.
В семьях неполных, где чаще всего воспитанием занимается одна мама, тоже можно обозначить группы: мама- «тряпка», мама-страдалица, мама- истеричка, мама-бизнесвумен, безумно любящая мать.
Мы чаще всего в своей работе обращаем внимание на семьи, в которых явно снижен или отсутствует уровень позитивного родительства и негуманное отношение к детям обусловлено объективно- субъективными факторами: низкий доход, генетическая и духовная деградация родового чувства (кровная связь), злоупотребление алкоголем, наркотиками, отбывание наказания, юность матери, нуждающейся в поддержке, матери- отказницы, неподготовленность родителей к семейной жизни.
Под неблагополучной мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате которого появляются «трудные» дети.
Неблагополучная семья- это семья, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и психологический надрыв. Отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что понижает сопротивляемость организма, приводит к его истощению, в результате чего дети болеют, пропускают школу, возможности наверстать пропущенное самостоятельно у них нет, родители по разным причинам помочь не могут- перед нами опять трудный ребёнок.
К неблагополучным семьям относятся семьи, которые утратили всякую веру в самоизменение и продолжают движение к полному краху.
«Трудные» семьи привыкли жить с серьёзными кризисами.
Хронически кризисные семьи всячески пытаются найти такое положение, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют страх потери контроля, они вносят в жизнь людей, окружающих их, насилие, пренебрежение, асоциальное поведение. Самое страшное, что неблагополучная семья воспринимает свой образ жизни как нормальный. Вместо того, чтобы меняться, они учатся по- своему защищаться.
Семьи «группы риска» отличаются по своему поведению следующим :
- не являются в назначенное время, но иногда звонят
- отсутствует понятие времени (день, ночь, месяц)
-приглашают друзей, знакомых на встречу со специалистами
- в присутствии специалиста занимаются своими делами (готовят, убирают)
- запирают двери, создают впечатление пустого дома
- не соблюдают договоренность о ранее назначенной встрече
- не способны говорить ни о себе, ни о других
- меняют место жительства, школы детям
- ссорятся
Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями : недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпимость, постоянная нужда в чем-то, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, озлобленность с припадками жестокости, насилие, причинение физического вреда.
Такие взрослые остановились на той стадии, когда они сами пережили невосполнимую утрату и тяжелейшую травму. Такое состоянии взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений и эмоциональной поддержки с их стороны, отсутствие такой эмоциональной поддержки со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются в снижении уверенности в себе у детей и подростков.
Каждый педагог за время работы встречается с разными типами семей и составляет свою квалификацию трудных родителей. И каждый ищет ответ, как помочь такой семье.
Часто мы выделяем две группы родителей:
1.Семьи с явной открытой формой неблагополучия (конфликты, проблемы, асоциальные, аморально-криминалистические , семьи с недостатком воспитательных ресурсов.
2.Семьи внешне респектабельные, однако ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными ценностями.
Задача, которую мы ставим при работе с семьёй, -создать условия для развития физических и духовных сил, руководствуясь интересами детей.
Основные методы взаимодействия с семьёй:
1.Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2.Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Проводить просветительскую работу с родителями можно, информируя их о специфике физического, психического развития ребенка, культурных ценностях мира, их значении в развитии личности, повышать правовую культуру .
Практическая работа с родителями реализуется через индивидуальные и коллективные формы взаимодействия: психолого- педагогическое просвещение, родительско- педагогический анализ, родительское соучастие в работе педагога, родительское сотворчество, родительское осмысление воспитания детей, родительское научение, тренинги.
Родительские чтения, лектории. Родительские университеты.
Родительские вечера. Семейные конкурсы.
Конференции консультации.
Методы изучения семьи всем хорошо знакомы: наблюдение, беседы, анкетирование, сочинения «Каким бы я хотел видеть ребёнка..», метод обобщения независимых характеристик, дневник наблюдений.
Предложения.
Проводить хотя бы раз в год открытый педсовет, или конференцию, или родительские чтения, опираясь не на количество присутствующих, а на качество подготовки, постепенно привлекая родителей к воспитательно- образовательному процессу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по работе с семьёй "Содружество семьи и школы". Призёр I регионального конкурса программ образовательных учреждений по работе с семьёй "Мы вместе!"
Программа по работе с семьёй образовательного учреждения...
Из опыта работы с семьёй
доклад...
Работа с семьёй: направления, формы и методы приемлемые в условиях инклюзивного образования
Работа с семьей, где воспитываются дети с ОВЗ.ОПЫТ РАБОТЫ: «ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»...
Работа с семьёй в рамках психолого педагогического сопровождения учащихся школы
Работа с семьёй предполагает систему работы школы и семьи сложившуюся в конкретных условиях. Процесс обучения и воспитания школьников может быть лишь тогда, когда происходит взаимодействие школы...
Содержание деятельности педагога-психолога в работе с семьёй в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить, что цели и задачи психолого-педагогического сопровождения – это непрерывное...
Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?
В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...
«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)
В данной разработке раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...