Статья:"Использование проектной деятельности на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ"
статья
Метод проектной деятельности – это личностно-ориентированная технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, творческого мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Чернова Светлана Евгеньевна
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»,
учитель
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с ОВЗ. Главная задача специального коррекционного образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
При разработке новых образовательных стандартов специального коррекционного образования приоритетом становятся формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень усвоения которых предопределяет успешность всего дальнейшего обучения детей с ОВЗ.
Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания из различных источников, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, планировать ход своей работы, делать выводы, работать не только индивидуально, но и в группе, учитывая мнение других членов коллектива. Новые условия организации познавательной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у детей с ОВЗ умений и навыков самостоятельности и саморазвития, развития личностных компетенций, компенсацию дефектов развития. Всё это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности обучающихся с недостатками интеллекта.
Одной из проблем, волнующей учителей коррекционной школы, как подготовить ученика находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний, учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно…»
Метод проектной деятельности – это личностно-ориентированная технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, творческого мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Однако, учитывая особенности познавательной сферы детей с ОВЗ, анализируя свой опыт педагогической деятельности, можно сказать, что полноценная проектная деятельность не соответствует познавательным возможностям обучающихся с ОВЗ. Исходя из этого, используется только элементы проектной деятельности.
Обучающиеся с ОВЗ в силу своих индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития не могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому в работе с такими детьми используются только элементы проектной деятельности.
Существуют различные подходы к понятию метода проекта:
1)способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
2)совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести[2]. Учителю необходимо подсказать обучающимся источники информации (это очень важно для детей с ОВЗ). Однако, обучающиеся должны самостоятельно и совместными усилиями, но под контролем педагога, решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат.
Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.
ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
1.Проблема.
2.Проектирование (планирование)
3.Поиск информации.
4.Продукт работы.
5. Презентация.
6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы [1].
Дети с нарушением интеллекта испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта. Исходя из выше сказанного, использование проектной деятельности возможно только с корректирующей помощью педагога.
Метод проектов в коррекционной школе – это совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на поиск решения поставленной задачи.
В коррекционной школе метод проектов можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком: развитие мыслительных операций (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), развитие речи (устной и письменной), памяти, восприятия, эмоционально-волевой сферы.
В зависимости от того, какая деятельность является ведущей при реализации проекта, его можно отнести к одному из типов:
1. Исследовательский - обучающиеся проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций.
2.Творческий- может быть выполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, видеофильм, плакат.
3. Игровой - представлен в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, обучающиеся предлагают своё решение изучаемых задач. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
4.Информационный - направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (информация учебников, книг, статья в СМИ, информация в сети Интернет).
5. Практико-ориентированный (прикладной)- отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в получении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников проекта.
Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умение планировать, принимать решения, оценивать результаты. Обучающиеся с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их социальной адаптации.
Используя проектные технологии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:
-проект должен быть посильным для выполнения детьми;
-должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов;
-при выполнении групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта;
-обязательна презентация результатов работы по проекту[3].
Необходимо помнить, что проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей и их родителей. В условиях школы-интерната сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть работы ложится на педагогов.
Литература:
1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. Образование/ Новикова Т. – 2000. - №7. 27с. 27с.
2. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. Пахомова Н.Ю. – 2000.,№4. 17с.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / Сергеев И.С. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование проектной деятельности на уроках физики"
Статья была опубликована в газете "Льговские новости"...
Из опыта работы "Развитие коммуникативных компетенций учащихся при обучении немецкому языку через использование проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе"
Материал из обобщения опыта работы...
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ЗПР.
. В статье освещен актуальный вопрос применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в обучении детей с ЗПР. Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качест...
статья "Использование проектной деятельности на уроках биологии
В статье описан опыт использования проектной деятельности на уроках биологии...
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...
Использование проектной деятельности на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ
Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выго...
Использование мультимедийных тренажеров на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ.
Использование мультимедийных тренажеров на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ....