Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся
учебно-методический материал на тему

Зайцева Лидия Павловна

Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaytseva_.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся.


(
Из опыта работы)  
Зайцева Лидия Павловна, учитель СБО ГБС(К)ОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат III, IV видов» 

Игра – это свободная деятельность детей. Активное и инструментальное осязание участвует во всех видах деятельности слепых и слабовидящих детей: учебной, трудовой и игровой.

Игровая деятельность слепых и слабовидящих детей основана на нормальном функционировании всех сохранных анализаторов. Выпадение зрительных ощущений влечет за собой ослабление этого вида деятельности, так как возможности ребенка отражать мир взрослых и познавать действительность сужаются. Слепота изолирует ребенка от окружающего мира и при отсутствии вмешательства извне со стороны зрячих, слепой не включается в игровую деятельность, что тормозит его психическое развитие.

  «Весь мир детей, проникающий в сознание ребенка путем игр, становится для него потерян…» - писал по этому поводу в начале ХХ века тифлопедагог А. И. Скребицкий.

   Игровая деятельность слепого и слабовидящего ребенка должна направляться и регулироваться взрослыми.

   Специальных игр для слепых детей немного. Слепые дети все воспринимают так же, как и зрячие, только формы воспитательных мероприятий должны быть приспособлены к особенностям слепого ребенка. (Когда вся наглядность: форма, цвет, расположение проговаривается воспитателем, ощупывается руками ребенка).

   Слепому ребенку необходимо помочь научиться играть. Наши дети любят игры сюжетно-ролевые, познавательные, настольные, дидактические, и, конечно подвижные. Все эти виды игр я стараюсь применять на своих занятиях.  Работая по программе  «Мир в котором я живу», главной целью которой является восстановление зрительных функций и охрана остаточного зрения слепых и слабовидящих детей, систематически использую упражнения и игры для развития зрительного восприятия и компенсаторных возможностей учащихся.

 Например, я использовала дидактические игры для развития зрительных функций с мышлением: «Найди целый предмет по деталям», «Составить или дополнить сюжет изображения», что способствует развитию глазных мышц; тренируются такие зрительные функции, как локализация, аккомодация. Провожу работу, применяя игровые моменты, по развитию глазомера с учетом компенсаторных функций: «Найди одинаковые предметы», «Раздели круг». Для слабовидящих детей предлагаю упражнения для развития цветоощущения: «Определи цвет», «Подбери предметы по одинаковому цвету». Стараюсь в игровой форме побольше проводить игр и упражнений для развития бинокулярного  (стереоскопического), глубинного зрения, используя игровой бинокль, мозаику, конструктор. Дети составляют композиции с учетом пространственного положения предметов по отношению друг к другу. Провожу игры и упражнения для стимуляции зрительных функций, сенсорные упражнения в игровой форме, например: «Обведи изображение по трафарету и заштрихуй», «Составь аппликацию из фигур», «Соедини детали».

Такие игры и упражнения помогают развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.

Дидактические игры помогают формировать у детей зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус), находить их форму в окружающих нас предметах. Различать и называть основные цвета: (красный, желтый, зеленый синий, коричневый, черный).  В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. На прогулке мы часто играем с мячом в такие игры: «Попади в цель»,  «Прокати мяч в ворота», «Шаги» - в этих играх дети учатся   соизмерять расстояние между объектами, определять величину предметов.

Подвижные игры характерны тем, что в них принимают активное участие одновременно все играющие, что особенно желательно при проведении игр со слепыми детьми. Для слепого ребенка хорошая ориентировка и развитый слух имеют особое значение. От ориентировки зависит его двигательная способность, а зрительное восприятие у него часто заменяется слуховым. Например: игры  «Узнай по голосу», «Колокольчик», «Кот и мыши», «Море волнуется», «Хитрая лиса». Подвижные игры воспитывают у детей такие качества как выносливость, смелость,  развивают быстроту реакции.  

Мои воспитанники очень любят играть в сюжетно-ролевые игры.  На внеклассных мероприятиях мы проводили в игровой форме такие занятия:  «Как вести себя в гостях», «Как вести себя за столом», «Принимаем гостей». Эти занятия расширяют кругозор детей, развивают наблюдательность, формируют культуру общения с одноклассниками.

Игровая физминутка   присутствует у нас на каждом занятии, она способствует снижению утомляемости детей, вызванного учебной деятельностью, уменьшает влияние статической нагрузки на мышцы.  Влияет на настроение ребенка.  
У детей с нарушением зрения выполнение тонко-координированных действий   затруднено. Так, письмо, особенно безотрывное, шариковой ручкой или грифелем весьма утомительно для младшего школьника.     Формирование кисти руки продолжается еще длительное время после начала систематического обучения до 9-10 лет. Поэтому неслучайно более 90 % трудностей, испытываемых детьми в начале обучения, связано именно с письмом.

 Письмо грифелем требует от ребенка постоянного мышечного и волевого напряжения. Уровень энергетического обмена при этом повышается на 20-50 %. При письме чрезвычайно важно не только умение напрягать мышцы, но и расслаблять их, что достаточно трудно для детей, поэтому на  занятиях целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для кисти рук и пальцев. Такие упражнения, если их повторять по 2-3 раза, повышают работоспособность детей, способствуют развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды.

 Предлагаю воспользоваться комплексом упражнений:

1. И. п. – руки согнуты в локтях на весу. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, а левая – вправо и наоборот.

2. И. п. – то же. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.

3. И.п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой руки – вправо.

Комплекс 2

1. И. п. – руки согнуты в локтях на весу. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой, к себе и от себя.

2. И. п. – руки сложены «ладонь к ладони». Отвести большие пальцы рук в сторону и поочередно, начиная с указательного, проделать то же самое с остальными пальцами.

3. И. п. – пальцы рук в «замке». Прижать руки у груди, развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед.

Комплекс 3

1. И.п. – руки вытянуты вперед, ладони в стороны. Сцепить пальцы рук в «замок», повернуть руки к себе, вернуться в исходное положение.

2. И. п. – пальцы сцеплены в «замок». Свободное движение пальцев в «замке».

3. И. п. – руки согнуты в локтях на весу. Расслабить кисти рук, встряхнуть ими.

 Ко всему прочему, пальцевые упражнения могут служить не только в качестве средства для снятия утомления с кисти рук и пальцев, но и как способ развития памяти, внимания, координации движения и т. п.

В своей работе я использую игры «Письмо на ладони», «Ладонь-кулак»,  «Перекаты»   многие другие игры.  

  стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

  1. И. п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
  2. И. п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, поставить палец руки посередине линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
  3. И. п. – сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

 Игровая деятельность занимает одно из важных мест в потребностях любого ребенка, и моя задача научить детей через игру жить в нашем  обществе. Если  применять в своей работе фантазию и творческий подход, то можно надеяться, что я помогаю моим воспитанникам развиваться интеллектуально,   духовно и физически.

Список литературы

  Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

 

 Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. – М.: Терра-спорт, 2004

 

 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

 

 Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися»

«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися@ Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, ...

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Проектная деятельность - средство развития познавательного интереса учащихся

P { margin-bottom: 0.08in; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }A:link { } Технология проектного обучения – это развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается...

Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся через использование краеведческого материала при изучении географии

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ....