Содержание работы учителя-дефектолога
статья

Лебедева Оксана Владимировна

статья в которой говориться о должностных обязанастях работы учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_raboty_uchitelya-defektologa.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания в группе для детей со сложным дефектом, группах ЗПР, группе для детей с УО, является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы дошкольников, формирования позитивных качеств личности каждого ребенка, а также для подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.В коррекционной работе учителя-дефектолога выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые требуют первоочередного внимания и отталкиваются от задач.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на решение таких задач как:-преодоление задержки психического развития;-коррекцию нарушений интеллектуального развития и вторичных проявлений;-развитие психических процессов-социально-личностное развитие ребенка;-коррекция эмоционально волевой сферы ребенка (формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающим, работы в подгруппе);-обогащение сенсорного и социального опыта ребенка, формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира; -на формирование определённого круга компетенций, необходимых для успешной социализации и подготовки к обучению в школе (массовом классе или классе компенсирующего обучения) в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей. -проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся; Основанием для целенаправленной коррекционно-развивающей работы с детьми служат результаты исследования и мониторинга психического и эмоционально-личностного развития воспитанников, проводимых всеми специалистами образовательного учреждения (воспитатели, педагог-психолог,учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).Первоначальное наблюдение за детьми в ходе совместной деятельности и в режимные моменты, а также сбор анамнестических сведений позволяет определить оптимальный набор методик для обследования, в процессе которого определяются личностные особенности и уровень психоречевого развития каждого ребенка.По результатам детального изучения различных компонентов психоречевого и эмоционально-личностного развития детей проводится медико-психолого-педагогическое совещание с участием всех педагогов и медицинского персонала образовательного учреждения. В ходе обсуждения выявляется зона актуального и ближайшего развития каждого воспитанника, что отражается в индивидуальном маршруте развития ребенка.Результаты мониторинга развития личности ребенка позволяют индивидуализировать задачи коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком.На этом основании происходит комплектование групп детей для проведения занятий.Дефектологическое сопровождение предполагает включение специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса. Содержание работы специального педагога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом его развития, так и родителям, воспитателям.В качестве основных организационных принципов работы учителя-дефектолога следует выделить следующие:1.Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и реабилитации, основанногона соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами дошкольного психолого-медико-педагогического консилиума. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

2.Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе. В коррекционной работе учителя-дефектолога выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния конкретного ребенка.

3.Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Занятия строятся в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста на материале, соответствующем требованиям программы. С одной стороны, коррекционно-развивающие упражнения должны быть доступными для выполнения их детьми, а с другой стороны, уровень их сложности должен стимулировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях широко используются различные виды помощи.

4.Организация наблюдения за развитием ребёнка, которое проводится с целью отслеживания его динамики, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития ребенка. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.Программа предполагает работу учителя-дефектолога, которая реализуется в следующих направлениях: диагностика, коррекционно-развивающая работа, работа с родителями, взаимодействие с педагогами и самообразование.

ДИАГНОСТИКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА Цели:определение уровня развития компонентов психического развития детей; индивидуализация задач работы.Задачи:определение оптимального набора методик для обследования;сбор анамнестических данных о ребёнке;проведение процедуры обследования;определение уровня общей осведомленности ребенка;оценка состояния общей и мелкой моторики ребенка;определение уровня развития психических процессов;определение уровня сформированности элементарных математических представлений;определение особенностей и уровня речевого развития;фиксация результатов обследования;анализ результатов диагностики (конкретизация затруднения и проблем развития ребенка; формирование подгрупп для проведения занятий, определение оптимального образовательного маршрута каждого ребенка);планирование дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми Виды деятельности:организация наблюдения за детьми в режимные моменты в ходе совместной деятельности;беседы с родителями;проведение процедуры обследования компонентов психического развития ребёнка;занесение всех сведений о ребенке в индивидуальную карту развития;составление перспективного и календарно-тематического планов коррекционноразвивающей работы;разработка индивидуальных маршрутов развития детей с учетом зоныих ближайшего развития;распределение детей по подгруппам для дальнейших коррекционных занятий.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГАЦели:создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой,познавательной,двигательной сферы; развитие позитивных качеств личности ребенка; подготовка детей к обучению на следующей ступени образования.

Виды деятельности:реализация коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей на каждом возрастном этапе через индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия.

Задачи:обеспечивать необходимую специальную развивающую среду, создавать атмосферу психологического комфорта;способствовать гармонизации развития личности ребенка;способствовать сенсорной интеграции детей, обогащая их сенсорный опыт;способствовать формированию коммуникативного навыка;стимулировать интеллектуальное развитие воспитанников.

РАБОТАСРОДИТЕЛЯМИУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Цель:создание единого образовательного пространства «детский сад —семья».

Задачи:оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей;повышение педагогической культуры родителей;приобщение родителей к работе по развитию ребёнка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Виды деятельности:беседы и консультации с родителями в соответствии с планом и по запросу;проведение открытых занятий, семинаров, мастер-классов;выступления на родительских собраниях.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ(ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА)

Цель:повышение эффективности коррекционно-развивающей работы посредством оптимизации организационных и содержательных аспектов деятельности учителя-дефектолога, воспитателей и других специалистов образовательного учреждения. Задачи:разрешение актуальных проблем воспитанников совместно с другими членами педагогического коллектива;сбор дополнительной информации об особенностях развития и потребностях воспитанников;взаимодействие со сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и другими учреждениями) для эффективной реализации задач образовательной программы. Виды деятельности:медико-психолого-педагогические совещания, педагогические советы, консультации;создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, направленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития каждого ребенка;интегрированные занятия;консультации с воспитателями групп и специалистами образовательного учреждения по вопросам развития речи воспитанников;семинары-практикумы, оформление памяток, тетрадей связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»

Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....

Статья "Обновленные требования к содержанию деятельности учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС"

Цель деятельности специалиста заключается в обеспечении специализированной помощи учащимся с ОВЗ ..........

Содержание и основные методы работы учителя-дефектолога в школе.

Любое сопровождение детей с задержкой психического развития или других интеллектуальных нарушений представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательног...