Тема: Использование нетрадиционных приемов в логопедической работе посредством сказки «Путешествие маленькой гусеницы»
план-конспект

Малькович Олеся Александровна

Возрастная группа: подготовительная группа.

Форма организации: подгрупповая.

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика , динамическая пауза) ;

• информационно-коммуникативные технологии (использование и аудио и мультимедийного сопровождения;

• личностно-ориентированные технологии;

Этап: автоматизации и дифференциации

Цель: создать условия для выработки у детей четкого произношения и различия звуков «ш» и «ж» в различных позициях.

Задачи: Обеспечить закрепление детьми представлений об акустико-артикуляционном образе звуков «ш» и «ж».

• Подготовить речевой материал для активизации словаря.

• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на совершенствование грамматического строя речи.

• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на закрепление навыка автоматизации и дифференциации звуков, зрительно-пространственной ориентировки, моторных функций, мелкой моторики пальцев рук;

• Организовать самооценочную деятельность детей.

Ожидаемые результаты:

Образовательные

Ребенок соблюдает четкую артикуляцию звука в слогах, словах и фразах.

• Ребенок умеет определять положение звука в слове.

Коррекционно-развивающие

• У ребенка сформированы нормальные темп, ритм и паузация речи.

• Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.

• Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое.

• Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела.

Воспитательные

• У ребенка сформированы навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

• У ребенка высоко развита активность, самостоятельность, инициативность.

• У ребенка сформирована сознательность, ответственность.

• Ребенок осознает необходимость четкого звукопроизношения.

• У ребенка сформированы навыки самооценивания и самоконтроля за речью.


Методы: решение проблемной ситуации (как помочь гусенице);, наглядный метод (использование мультимедийного оборудования); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практические методы ( лепка); поощрение; создание ситуации успеха. беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация.

Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука «ш» и «ж», автоматизация звуков в прямых и обратных слогах в начале, середине и конце слова, работа над слоговой структурой слова, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики, знакомство со схемой слова и предложения.

Материалы и оборудование:

Пластилин.

Бусины (4-на нитке).

Бусина (1- на нитке)

Лоток с песком (манная крупа).

Фигурки (лошадка, ракушка, мышка, мишка, Маша,

лягушка, кошка и т. д.).

Картинки большие (шиповник, крыжовник, ежевика).

Цветные бочонки (красные).

Крылья бабочки.

Кинетический песок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gusenitsa.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование нетрадиционных приемов в логопедической работе посредством сказки

«Путешествие маленькой гусеницы»

Возрастная группа: подготовительная группа.

Форма организации: подгрупповая.

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика , динамическая пауза) ;

• информационно-коммуникативные технологии (использование и аудио и мультимедийного сопровождения;

• личностно-ориентированные технологии;

Этап: автоматизации и дифференциации

Цель: создать условия для выработки у детей четкого произношения и различия звуков «ш» и «ж» в различных позициях.

Задачи: Обеспечить закрепление детьми представлений об акустико-артикуляционном образе звуков «ш» и «ж».

• Подготовить речевой материал для активизации словаря.

• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на совершенствование грамматического строя речи.

• Организовать детей для выполнения упражнений, направленных на закрепление навыка автоматизации и дифференциации звуков, зрительно-пространственной ориентировки, моторных функций, мелкой моторики пальцев рук;

• Организовать самооценочную деятельность детей.

Ожидаемые результаты:

Образовательные

Ребенок соблюдает четкую артикуляцию звука в слогах, словах и фразах.

• Ребенок умеет определять положение звука в слове.

Коррекционно-развивающие

• У ребенка сформированы нормальные темп, ритм и паузация речи.

• Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.

• Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое.

• Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела.

Воспитательные

• У ребенка сформированы навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

• У ребенка высоко развита активность, самостоятельность, инициативность.

• У ребенка сформирована сознательность, ответственность.

• Ребенок осознает необходимость четкого звукопроизношения.

• У ребенка сформированы навыки самооценивания и самоконтроля за речью.


Методы: решение проблемной ситуации (как помочь гусенице);, наглядный метод (использование мультимедийного оборудования); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практические методы ( лепка); поощрение; создание ситуации успеха. беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация.

Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука «ш» и «ж», автоматизация звуков в прямых и обратных слогах в начале, середине и конце слова, работа над слоговой структурой слова, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики, знакомство со схемой слова и предложения.

Материалы и оборудование:

Пластилин.

Бусины (4-на нитке).

Бусина (1- на нитке)

Лоток с песком (манная крупа).

Фигурки (лошадка, ракушка, мышка, мишка, Маша,

лягушка, кошка и т. д.).

Картинки большие (шиповник, крыжовник, ежевика).

Цветные бочонки (красные).

Крылья бабочки.

Кинетический песок.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Логопед: - Здравствуйте дети,  Вы любите сказки? Предлагаю вам  путешествие в необычную сказку к маленькой гусенице, которой нужна наша помощь. Вы готовы? ( ответы детей – Да!)

  1. Основная часть, рассказ сказки:

 Логопед : - Приготовили ручки: (Пальчиковая гимнастика).

На теплой залитой солнцем полянке, искрящейся блеском утренней росы, жила - была гусеница. (Потираем руки, поглаживаем их, махи руками в разные стороны.)

 - Отрежем небольшой кусочек пластилина и сделаем гусеницу.

Эта гусеница была очень маленькая и неяркая, и все другие гусеницы над ней смеялись. Они говорили, что она тонкая и неуклюжая, и уж конечно

же, ей никогда не стать такой же хорошенькой, как и они. (Делаем маленькую гусеницу).

Однажды над их полянкой пролетала бабочка неземной красоты. Увидела её гусеница и воскликнула: «Ах, какая же ты прекрасная, вот бы и мне стать такой же легкой и красивой, как ты, и парить бы в небесах так же высоко». (Делаем нашей гусенице усики).

Услышали это другие гусеницы и стали изводить малышку пуще прежнего. Совсем житья не стало ей на своей полянке. Вот доползла она до лужицы, посмотрела на отражение своё и задумалась: «Ах, какая же я гадкая и некрасивая, уползу я отсюда, ведь я всем здесь мешаю, и будь, что будет». Подумала и поползла.

- Возьмите, пожалуйста, бусины из пакета и оденьте на указательные пальцы.

Долго ползла гусеница по полянке.

Языком будем передвигать бусины, сначала слева направо, потом справо налево. Следим, чтобы подбородок был неподвижен.

Молодцы!

Иногда гусенице на пути попадались высокие травинки. Перевернули вертикально и перехватились чуть- чуть ближе. Будем передвигать бусинки вверх языком и пальчиком придерживать. Следить, чтобы подбородок стоял на месте и голова не двигалась.

А иногда налетал сильный ветер и относил нашу гусеницу далеко-далеко на травинку. Возьмите губами одну бусинку, сделайте через нос глубокий вдох, губы трубочкой и подуйте на бусину с силой, чтобы она откачнулась как можно дальше.

А порой наша гусеница попадала в листочки наполненные водой, которые были похожи на большие чаши. Сделаем язычком чашечку, раскачаем немножко нитку и поймаем чашечкой бусину, работает только язык, подбородок на месте. Повтор 3-4 раза.

Далеко уползла от своей полянки гусеница и очутилась в песчаной пустыне. (Подходим к лотку с манкой).

Но пустыня была не простая, песок в ней был волшебный. Только ступила гусеница на песок, как превратилась во множество мелких фигур. Давайте назовем эти фигурки. Расставим на песке и назовем. (Черепашка, лошадка, ракушка, Маша, жук, жираф ,жолудь…). Напомнить правильную артикуляцию звуков «ш», «ж».

Заплутала в волшебной пустыне лошадка, давайте ей поможем добраться до ракушки.

Поставьте, пожалуйста, на разные концы лотка лошадку и ракушку и пальчиком нарисуем извилистую дорожку от лошади к ракушке .

А теперь поверните наш лоток так, чтобы вам было удобно и подуем на нашу дорожку, чтобы получилась прямая глубокая линия. Чтобы лошадь могла добраться быстро до ракушки.

Следить, чтобы щеки не надувались, дуем вперед, воздух набираем носиком.

У всех получилась прямая глубокая дорожка?

День был очень жаркий, и решила наша гусеница зарыться в песок, чтобы переждать жару.

Закопайте свои фигурки в песок и сделайте небольшие бугорки.

А теперь скажите, пожалуйста, какая у вас фигурка спряталась под третьим бугорком? (Лошадка).

У вас, под вторым? (Мышка).

А теперь, давайте проверим? (подуйте на свои бугорки).

Все отгадали правильно?

Наступал вечер, и нашей гусенице нужно было двигаться дальше.

Давайте на песке сделаем ровную поверхность и нарисуем гусеницу. Расставим на ней фигурки, чтобы превратить их снова в гусеницу.

У всех получилось?

Выбралась из пустыни гусеница. Попала наша гусеница в волшебный лес. Птицы так обрадовались новой гостье, что решили угостить её ягодами. Назовите, пожалуйста, какими ягодами угощали гусеницу птицы?

Шиповник, крыжовник, ежевика. (показ картинок на проекторе)

Физкультминутка: «Мой зонтик»

Съела гусеница ягоды с удовольствием, а когда увидела своё отражение в капельке росы, очень обрадовалась. Потому что она не была уже такой маленькой и неяркой, как раньше. Гусеница стала большая и цветная. (Гусеница из кинетического песка)

Д.Игра, интерактивная на дифференциацию и  автоматизацию звуков « ш» и «ж»

Видео бабочек

Поползла наша гусеница дальше и очутилась на прекрасной лужайке, на которой было множество цветов. А над ними кружили бабочки неземной красоты. Увидела это гусеница и с восхищением посмотрела на них. Но дорога была длинной и утомительной, гусеница уснула. А когда она проснулась и увидела свое отражение в капельке утренней россы, обнаружила, что она превратилась в прекрасную бабочку.

Давайте и мы с вами превратим нашу гусеницу в прекрасную бабочку. Прикрепим гусенице крылья и усики сделаем из пластилина. Должна получиться вот такая замечательная бабочка.

  1. Заключительная часть:

А теперь, дети, у вас на столах есть небольшие белые полоски. Прилепите их к бабочке. Если  сказочное путешествие вам понравилось, пусть ваша бабочка улыбнется, а если же она была вам не интересна, пусть ваша бабочка огорчится.

- Что вам больше всего понравилось в нашем сказочном путешествии?

- В каких местах путешествовала наша гусеница, пока не превратилась в красивую бабочку? ( ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме :"Использование информационных технологий в логопедической работе."

Одним из важных условий  является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет,  с одной стороны -  повысить эффективность образовательног...

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми.

Работая в логопедической группе, мы проводили исследование: возможна ли передача новых знаний детям старшего дошкольного возраста через игру, и каково усвоение детьми этих новых для них знаний. Хотело...

Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"

электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это по...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

использование новых приемов в логопедической работе над развитием лексической стороны речи

использование новых приемов ра работе над развитием лексической стороны речи на логопедических занятиях...