Личностно-ориентированный и семейно-направленный подходы к коррекции заикания у детей
статья по теме
Современные требования и приоритеты в образовании и развитии ребёнка подчёркивают необходимость личностно-ориентированной направленности процессов воспитания и обучения ребёнка. Особое значение такой подход приобретает в коррекционной работе с заикающимися детьми. Как правило, заикание возникает в дошкольном возрасте, и его развитие оказывает влияние на становление личности ребёнка. Со временем у заикающихся детей появляется неуверенность в своих силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. В нашем понимании личностно-ориентированный подход к коррекции заикания предполагает восстановление полноценной речи у ребёнка не самой по себе, а в процессе становления творческой целостной личности ребёнка, гармонизации её отношений с окружающим миром и, прежде всего, с ближайшим окружением в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orient.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зиздо Н.В.,
учитель-логопед МДОУ д/с «Здоровый ребёнок»,
г. Таганрог
Личностно-ориентированный и семейно-направленный подходы к коррекции заикания у детей
Современные требования и приоритеты в образовании и развитии ребёнка подчёркивают необходимость личностно-ориентированной направленности процессов воспитания и обучения ребёнка [4]. Особое значение такой подход приобретает в коррекционной работе с заикающимися детьми. Как правило, заикание возникает в дошкольном возрасте, и его развитие оказывает влияние на становление личности ребёнка. Со временем у заикающихся детей появляется неуверенность в своих силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. В нашем понимании личностно-ориентированный подход к коррекции заикания предполагает восстановление полноценной речи у ребёнка не самой по себе, а в процессе становления творческой целостной личности ребёнка, гармонизации её отношений с окружающим миром и, прежде всего, с ближайшим окружением в семье.
Примером личностно-ориентированной направленности комплексного подхода в преодолении заикания является система семейной групповой логопсихотерапии заикающихся подростков и взрослых (Н.Л.Карпова, Ю.Б.Некрасова) [2, 3]. Данная система рассматривает социореабилитацию заикающихся как процесс «лечебного перевоспитания» с целью восстановления полноценного диалогического общения, «перестройки личности из «больной», неуверенной в себе, коммуникативно-ограниченной – в здоровую, наделённую новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, социально активной» [2, стр. 11]. Существенным условием эффективности групповой работы выступает активное включение в логопсихотерапевтический процесс родителей и ближайших родственников пациента, так как «именно семья является основной формирующей и развивающей средой для ребенка, поддерживающей и вдохновляющей для любого человека, какого бы возраста он ни был» [2, стр. 14].
В результате научно-исследовательской работы по адаптации системы семейной групповой логопсихотерапии применительно к детям дошкольного возраста (на базе МДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога) создана программа, представляющая собой модель комплексного личностно-ориентированного и семейно-направленного подхода к восстановлению речи посредством использования комбинированных методов и приёмов, сочетающих логопедическое, психолого-педагогическое и психокоррекционное воздействия.
Работа по данной программе выстраивается с учётом следующих принципов:
- принцип личностно-ориентированного гуманистического подхода, который предполагает направленность на развитие личности ребёнка как субъекта общения, творческой деятельности и установление в группе и семье подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений;
- принцип ориентации на зону ближайшего развития ребёнка, предусматривающий качественное и количественное соотнесение уровня задач, содержания, методов и приёмов, а также степени учебной нагрузки его психофизическим, личностным возможностям и потребностям;
- принцип дифференциации и индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространства развития каждого ребёнка в соответствии не только с его возрастом, но и личностными особенностями;
- принцип мотивационной включённости ребёнка в процесс реабилитации, предполагающий активизацию интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер его личности на основе использования игровых приёмов и творческих развивающих заданий;
- принцип глубокого мотивационно-личностного «погружения» всей семьи ребёнка в происходящий процесс реабилитации, являющийся важнейшим условием действительного выхода из логоневроза как системного нарушения речи и общения ребёнка;
- принцип диалогического взаимодействия всех участников логопсихотерапии в процессе общения как принцип реализации сотрудничества детей, педагогов и родителей [1].
В центре нашего внимания на всех этапах работы неизменно находятся личность ребёнка, личность родителя и семья в целом.
В начале учебного года на пропедевтическом этапе организуется динамическая логопсихотерапевтическая диагностика детей и их родителей. В этом случае определяется не только степень и формы нарушения речи и общения у ребенка, но и его коммуникативный статус, коммуникативный статус каждого из родителей, раскрываются особенности детско-родительских отношений в семье, обнаруживается скрытый личностный и коммуникативный потенциал детей и родителей. Такая диагностика позволяет выявить неповторимые личные черты заикающегося ребёнка и членов его семьи и на основе этого «портрета неповторимости» выстроить стратегию и тактику последующей логопсихотерапевтической работы.
Личностно-ориентированный подход является определяющим в достижении эффективности и следующего этапа работы - сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии. Цель сеанса – помочь ребёнку услышать свою «новую», раскованную речь в трудных условиях коммуникации (присутствие людей в зале), что способствует укреплению уверенности детей в своих возможностях. Результативность воздействия на личность ребёнка и возможность успешного публичного выступления для каждого участника группы зависит от доверительных отношений, сложившихся у ребёнка с логопедом и точного подбора коммуникативно-поведенческого образа, соответствующего роли определённого сказочного героя. Для этого большое значение имеет учёт особенностей личностных индивидуальных характеристик ребёнка. Реализации ведущих целей сеанса, безусловно, способствует вовлечение родителей детей, их ближайших родственников в процесс подготовки и непосредственное участие в качестве активных и заинтересованных зрителей на сеансе. Сеанс помогает так же родителям увидеть скрытые возможности своего ребёнка, сильные стороны его личности. Возрастает вера родителей в способности ребёнка преодолеть речевое нарушение, что неизменно сказывается на общей атмосфере семьи и детско-родительских отношениях.
Организация логопсихотерапевтического процесса на этапе активной семейной групповой логопсихотерапии выстраивается на основе диалогического взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей, родителей и педагогов. С целью трансляции родителям эффективных способов и стилей общения с детьми в начале этого этапа предусматривается период «погружения в методику». Максимальное приближение процесса социореабилитации к естественным условиям общения в семье способствует переосмыслению роли и ответственности родителей в общей психокоррекционной работе с детьми и направлено на развитие их способности к импровизации и гибкой смене стереотипов поведения. Это позволяет родителям и педагогам быть более продуктивными во взаимоотношениях с детьми, исходить из интересов ребёнка и воспринимать ребёнка как полноправного партнёра в общении.
С целью дальнейшего закрепления способов эффективного взаимодействия между детьми и родителями и создания условий для систематического отслеживания родителями позитивных изменений в коммуникативно-личностном проявлении ребёнка в течение всего коррекционного процесса систематически проводятся совместные занятия с детьми и родителями. Сформировавшееся партнёрство между родителями и педагогами позволяет выстраивать диалоговые отношения, направленные на сотрудничество и взаимопонимание. Этому способствуют разнообразные формы работы с родителями: коммуникативные тренинги, консультации, психотерапевтические беседы, совместные праздники.
В работе с детьми на всех этапах работы особое внимание уделяется созданию условий для раскрытия личностных возможностей каждого ребёнка, развития у них чувства собственного достоинства, решительности, самостоятельности, инициативности. В отличие от применения традиционных логопедических технологий, любые виды функциональных тренировок речи и голоса вводятся в психокоррекционное содержание работы, т.е. одновременно направлены и на формирование плавной речи, и на повышение у заикающегося ребёнка чувства успешности и уверенности в себе.
Личностно-ориентированная направленность коррекционного процесса предусматривает глубокую заинтересованность родителей и педагогов в создании условий для обеспечения ребёнку чувства психологической защищённости, доверия к миру. Процесс становления личности ребёнка в этот период во многом зависит от принятия его окружающими и от собственного формирующегося мировосприятия. Поэтому в конце учебного года на контрольно-поддерживающем этапе мы предусматриваем такие формы работы, когда полученные на предыдущих этапах заикающимися детьми и их родителями коммуникативно-речевые навыки выносятся за пределы освоенного группового пространства в различные жизненные ситуации: общение с незнакомыми людьми, запланированные и спонтанные выступления перед различными аудиториями и т.п. Ребёнку предоставляется возможность проявить самостоятельность в общении, инициативность, почувствовать речевую и личностную свободу, расширить круг своего общения. Это способствует максимальному раскрытию личности ребенка и становлению новых коммуникативных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.
В результате к концу коррекционного процесса у ранее заикающихся детей отмечается изменение коммуникативного и личностного статуса, устойчивость навыков речевой и психической саморегуляции, что способствует их успешной адаптации в обществе и семье. Родители детей лучше осознают собственную самоценность, с уважение относятся к своим личностным и творческим потребностям. Улучшается их понимание речевого и личностного поведения детей. В целом наблюдается становление новых коммуникативных отношений в семье, освоение навыков диалогического взаимодействия между детьми и родителями, что приводит к устойчивым изменениям в речи детей и препятствует хронификации заикания.
Литература:
1. Глухова Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Таганрог, 2005.
2. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учебное пособие. М., 2003.
3. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Дисс. в форме научн. докл. … докт. психол. наук. М., 1992.
4. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя дет. сада. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение географии через дифференцированный подход».
Личностно-ориентированное обучение географии через дифференцированный подход»....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическ...
Коррекция заикания у детей в школе." Основная школа"
Предположим, что заикание в учебной деятельности её вербализация осуществляется в условиях повышенной трудности к учебному роцессу. Эти условия по разным причинам повышенная ответственность школьника ...
Игровая деятельность в коррекции заикания у детей дошкольного возраста.
Данная статья поможет логопеду проводить работу по коррекции заикания у дошкольников в игровой деятельности,которая являетс одним из важнейших условий эффективности логопедической работы....
Личностно – ориентированный подход в системе коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната VIII вида
Стандарт образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями обеспечивает овладение системой знаний и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.) с учетом особы...
Заикание у детей, коррекция заикания.
Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....
Специфика нейропсихологического подхода к коррекции развития у детей с особыми потребностями здоровья
Статья освещает тему нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем обучении...