Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
статья
Цели, задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_institut.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели, задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Под « сопровождением» мы имеем в виду действие, направленное на помощь и поддержку детей с ОВЗ.
Цель психолого - педагогическое сопровождения детей с ОВЗ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Сопровождение воспитательного и образовательного процесса реализует комплекс профессиональных, образовательных, социальных мероприятий направленных на создание условий для успешного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Для достижения поставленных целей программой определены следующие задачи:
- обеспечение ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ безопасной жизнедеятельности;
- полноценная социально-психолого-педагогическая и медицинская реабилитация и социальная адаптация воспитанников, осуществляемая по принципу дифференцированного подхода к каждому ребенку;
-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями;
- всестороннее развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе воспитания и обучения;
- обогащение развития ребёнка на основе организации разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, способности к проявлению гуманного отношения;
- осуществление коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
-развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка,
-преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров
-обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях
Принцип личностной ориентации:
- Безусловное принятие каждого ребенка таким, какой он есть – со всеми его особенностями, проблемами и потребностями;
- «Дом для всех» - в нем должны чувствовать себя «как дома» все воспитанники независимо от их индивидуальных способностей и особенностей развития;
- Обеспечение психологической комфортности воспитанников и сотрудников, которая предполагает предупреждение и снятие всех стрессообразующих факторов, создание атмосферы доброжелательных, «помогающих» отношений между взрослыми и детьми, педагогического оптимизма, ориентацию воспитанников на успех.
Принцип деятельностной ориентации:
- Взаимодействие с ребенком основывается на признании его предшествующего развития, учете его опыта и «зоны ближайшего развития»;
- Развитие творческих способностей ребенка через игровую, художественно-изобразительную, музыкальную, театрально - драматическую и другие виды детской деятельности.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода:
- Индивидуальный коррекционный образовательно-воспитательный маршрут каждого воспитанника определяется на основе тщательной диагностики, с учетом проблем, потребностей и возможностей, и включает комплекс психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на достижения оптимального для каждого ребенка уровня развития его психофизического, эмоционального и личностного потенциала.
Принцип коррекции:
- У детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте ни один вид практической деятельности не развивается спонтанно, без специального обучения. Если зачатки таких деятельностей и присутствуют, то они настолько бедны, примитивны, что не могут обеспечить полноценный уровень социализации ребенка, что вызывает необходимость использовать обходные компенсаторные пути обучения и воспитания таких детей с учетом структуры дефекта. Основные аспекты коррекционной работы в детском доме: дефектологический, психологический, социально–педагогический, логопедический, моторный и медицинский.
Принцип здоровьесбережения:
- У детей с ограниченными возможностями здоровья с первых лет жизни наблюдаются разнообразные отклонения не только в психическом, но и в физическом развитии. Поэтому одним из важнейших принципов работы специального дошкольного детского дома является принцип обеспечения поддержки физического развития и укрепление здоровья детей для реализации потенциальных возможностей и достижения оптимального уровня развития каждого воспитанника.
Принцип социально - правовой защищенности воспитанников:
- Педагогический коллектив детского дома участвует в реализации права ребенка на образование. Это право у ребенка есть как у Гражданина, оно записано в Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, законе РФ «Об образовании». Обязанность каждого педагога – максимально реализовать это право путем создания особых условий с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка в коррекции и самореализации как личности.
- Применяемые в детском доме средства педагогического воздействия основываются на уважении личности и обеспечивают защиту воспитанников и их достоинства от унижений, оскорблений и иных форм физического и психологического насилия.
Библиографический список:
1.Катаева,А.А., Стребелева. ,Е.А .,»Дошкольная олигофренопедагогика».М.,2001.-С.128-135
2.Шаповалова О.Е. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учебное пособие для студентов пед.институтов .Биробиджан., 2003.- 80с.
3. Гаврилушкина О.П.,Соколова Н.Д.,Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» М,1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
Психолого-педагогическое сопровождение детям с ограниченными возможностями здоровья
Матерал на международную практическую конференцию...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрываются особенности работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье раскрываются особенности работы ЦПМПК по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ОВЗ....
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто псих...
Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...