Пратические рекомендации по работе с леворукими детьми
консультация

Елисеева Татьяна Константиновна

Консультация для родителей и педагогов содержит практические рекомендации по работе с леворукими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_rekomendatsii_po_rabote_s_levorukimi_detmi.docx253.04 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  «Детский сад №42» г. Ярославля

Консультация

Практические рекомендации по работе с леворукими детьми

Подготовила учитель-логопед Елисеева Татьяна Константиновна

2019 год

Практические рекомендации для педагогов и родителей.

  • Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным
  • Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности не должна стать предметом упреков.
  • Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем.
  • Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия
  • Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе
  • Необходимость использования пошаговой подачи материала с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма.
  • Следует иметь в виду, что часто леворукого ребенка смущает не суть выполняемого действия, а объем задания
  • Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая.

Обучение письму леворукого ребенка.

  • В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа.
  • Настольная лампа должна располагаться справа от ребенка.
  • Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь.
  • Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.
  • Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма
  • Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно
  • Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Как правильно держать ручку.

  • Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно.
  • Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
  • Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких.  Необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма.
  • Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

 

Общие рекомендации логопедической работы с левшами.

  • Необходимо провести диагностику для определения коэффициента полушарной асимметрии.
  • Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария: большую скорость и эмоциональность восприятия, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти.
  • При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие.
  • Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

    Нормализация пространственных представлений.

  • Следует максимально использовать внешние маркеры (цвета, различные формы и т.д.).
  • Левша должен всё потрогать, почувствовать своим телом, руками.
  • Осваивая внешнее пространство, нужно пытаться изобразить понятия «ближе-дальше, выше-ниже и т.д.» на листе бумаги в виде схемы, найти в книгах и фильмах.
  • Рисуя, подскажите левше с чего начать, задайте алгоритм деятельности

Необходимо  помочь левше выстроить алгоритм выполнения программы в любой деятельности, в том числе и  учебной.

 

Работа с пространством.

  • Ориентировка в собственном телесном пространстве
  • Ориентировка в окружающем относительно себя
  • Освоение направлений движения
  • Ориентировка во взаимном пространственном расположении предметов
  • Выполнение речевых проб Хэда (импрессивная вербализация)
  • Ориентировка на плоскости
  • Ориентировка на нелинованном листе бумаги
  • Работа на доске
  • Работа в перевёрнутом пространстве
  • Вербализация пространственных ориентировок (работа с предлогами)
  • Ориентировка в пространстве тетради
  • Ориентировка в пространстве буквы
  • Ориентировка в пространстве  слога, слова, предложении

Анализ зрительного образа буквы.

  • необходимо включить в работу зрительный анализ буквы, привлекать конструктивно-пространственные опоры (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит).
  • Полезно проговаривать словами графическую структуру буквы: «Эта палочка вверху, эта идёт вправо…».

Формирование     буквенного  гнозиса.

  • Рассматривание  буквы, её  поэлементный состав.
  • Модель  написания
  • Работа  над  образом  буквы:
  •  собираем  из  элементов – одноцветных,  разноцветных  
  • включение конфликтных  элементов  
  • опознание  букв  в  зашумовках  
  •  выбор  буквы  в  зашумлённом пространстве

поиск  букв  в  сюжетном  рисунке

  • поиски  сходства и  различия  сходных  букв
  •  преобразование  букв.
  • соотнесение  буквы  с  картинкой.
  • Зрительное сопоставление и накладывание буквы на другую.
  • При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки.
  • На занятиях нужно использовать конструирование букв из различных деталей.
  • Правильное написание букв  и цифр отрабатывается пошагово.
  • Для лучшего запоминания словарных слов можно использовать метод орфографического ритмизированного произнесения слов и фраз.
  • Послоговой  ритм опирается на музыкальные и ритмические способности правого полушария и включает древнюю подкорковую память.
  • Этот метод произнесения с ритмом может осуществляться со слуха, глядя на текст, по памяти.

Полезно, чтобы ребёнок не только проговаривал, но и слушал записанный ритмизированный текст, который должен подаваться то в оба наушника, то в один.

Орфографические правила.

  • Левши пишут грамотно, не зная правил (языковое чутье), а после их изучения начинают допускать ошибки.
  • Это связано с проблемами недостаточности динамических процессов.
  • Возможно, им не хватает времени для проверки в процессе письма.
  • «Цейтнотные» дислексия и дисграфия у леворуких обусловлены непосильным для ребёнка темпом деятельности.
  • Леворукие дети по типу своей мозговой организации имеют право на замедленность любой деятельности.

Погоня за темпом чтения и письма может сыграть отрицательную роль в обучении таких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

рекомендации по работе с тревожными детьми

как работать с тревожными детьми...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Методические рекомендации предназначены для педагогов допобразования. Содержат теоретические вопросы  по природе одаренности, направлениям работы с одаренными детьми и материалы практической диаг...

Особенности работы с леворукими детьми

Статистика. Особенные дети. Виды леворукости. Трудности в обучении. Как выявить леворукость...

Коррекционно-развивающая работа, особенности работы с леворукими детьми

Коррекционно-развивающая работаОсобенности работы с «леворукими» детьмиЧасто, чтобы адаптировать ребенка в жизни, взрослые стремятся «подогнать» его под общие стандарты. Больше...

«Методы и приемы работы с леворукими детьми»

Всероссийская конференция по логопедииСЕКРЕТЫ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ         «Методы и приемы работы с леворукими детьми»...