Пратические рекомендации по работе с леворукими детьми
консультация
Консультация для родителей и педагогов содержит практические рекомендации по работе с леворукими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii_po_rabote_s_levorukimi_detmi.docx | 253.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №42» г. Ярославля
Консультация
Практические рекомендации по работе с леворукими детьми
Подготовила учитель-логопед Елисеева Татьяна Константиновна
2019 год
Практические рекомендации для педагогов и родителей.
- Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным
- Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности не должна стать предметом упреков.
- Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем.
- Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия
- Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе
- Необходимость использования пошаговой подачи материала с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма.
- Следует иметь в виду, что часто леворукого ребенка смущает не суть выполняемого действия, а объем задания
- Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая.
Обучение письму леворукого ребенка.
- В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа.
- Настольная лампа должна располагаться справа от ребенка.
- Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь.
- Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.
- Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма
- Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно
- Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.
Как правильно держать ручку.
- Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно.
- Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
- Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких. Необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма.
- Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
Общие рекомендации логопедической работы с левшами.
- Необходимо провести диагностику для определения коэффициента полушарной асимметрии.
- Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария: большую скорость и эмоциональность восприятия, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти.
- При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие.
- Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.
Нормализация пространственных представлений.
- Следует максимально использовать внешние маркеры (цвета, различные формы и т.д.).
- Левша должен всё потрогать, почувствовать своим телом, руками.
- Осваивая внешнее пространство, нужно пытаться изобразить понятия «ближе-дальше, выше-ниже и т.д.» на листе бумаги в виде схемы, найти в книгах и фильмах.
- Рисуя, подскажите левше с чего начать, задайте алгоритм деятельности
Необходимо помочь левше выстроить алгоритм выполнения программы в любой деятельности, в том числе и учебной.
Работа с пространством.
- Ориентировка в собственном телесном пространстве
- Ориентировка в окружающем относительно себя
- Освоение направлений движения
- Ориентировка во взаимном пространственном расположении предметов
- Выполнение речевых проб Хэда (импрессивная вербализация)
- Ориентировка на плоскости
- Ориентировка на нелинованном листе бумаги
- Работа на доске
- Работа в перевёрнутом пространстве
- Вербализация пространственных ориентировок (работа с предлогами)
- Ориентировка в пространстве тетради
- Ориентировка в пространстве буквы
- Ориентировка в пространстве слога, слова, предложении
Анализ зрительного образа буквы.
- необходимо включить в работу зрительный анализ буквы, привлекать конструктивно-пространственные опоры (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит).
- Полезно проговаривать словами графическую структуру буквы: «Эта палочка вверху, эта идёт вправо…».
Формирование буквенного гнозиса.
- Рассматривание буквы, её поэлементный состав.
- Модель написания
- Работа над образом буквы:
- собираем из элементов – одноцветных, разноцветных
- включение конфликтных элементов
- опознание букв в зашумовках
- выбор буквы в зашумлённом пространстве
поиск букв в сюжетном рисунке
- поиски сходства и различия сходных букв
- преобразование букв.
- соотнесение буквы с картинкой.
- Зрительное сопоставление и накладывание буквы на другую.
- При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки.
- На занятиях нужно использовать конструирование букв из различных деталей.
- Правильное написание букв и цифр отрабатывается пошагово.
- Для лучшего запоминания словарных слов можно использовать метод орфографического ритмизированного произнесения слов и фраз.
- Послоговой ритм опирается на музыкальные и ритмические способности правого полушария и включает древнюю подкорковую память.
- Этот метод произнесения с ритмом может осуществляться со слуха, глядя на текст, по памяти.
Полезно, чтобы ребёнок не только проговаривал, но и слушал записанный ритмизированный текст, который должен подаваться то в оба наушника, то в один.
Орфографические правила.
- Левши пишут грамотно, не зная правил (языковое чутье), а после их изучения начинают допускать ошибки.
- Это связано с проблемами недостаточности динамических процессов.
- Возможно, им не хватает времени для проверки в процессе письма.
- «Цейтнотные» дислексия и дисграфия у леворуких обусловлены непосильным для ребёнка темпом деятельности.
- Леворукие дети по типу своей мозговой организации имеют право на замедленность любой деятельности.
Погоня за темпом чтения и письма может сыграть отрицательную роль в обучении таких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"
Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....
рекомендации по работе с тревожными детьми
как работать с тревожными детьми...
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
Методические рекомендации предназначены для педагогов допобразования. Содержат теоретические вопросы по природе одаренности, направлениям работы с одаренными детьми и материалы практической диаг...
рекомендации учителям по работе с леворукими детьми
даны рекомендации...
Особенности работы с леворукими детьми
Статистика. Особенные дети. Виды леворукости. Трудности в обучении. Как выявить леворукость...
Коррекционно-развивающая работа, особенности работы с леворукими детьми
Коррекционно-развивающая работаОсобенности работы с «леворукими» детьмиЧасто, чтобы адаптировать ребенка в жизни, взрослые стремятся «подогнать» его под общие стандарты. Больше...
«Методы и приемы работы с леворукими детьми»
Всероссийская конференция по логопедииСЕКРЕТЫ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ «Методы и приемы работы с леворукими детьми»...