Особенности работы с леворукими детьми
учебно-методический материал

Статистика. Особенные дети. Виды леворукости. Трудности в обучении. Как выявить леворукость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_s_levorukimi_det.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • PAGE  1

Особенности коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми

Генетически и исторически сложилось отношение общества, людей к леворукости как к аномалии, к нарушению, а не как к индивидуальному варианту нормы.

Большая часть человечества – праворукие – до 88%

                                       леворукие – 5-12 %

И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп:

  • сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)
  • сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)
  • не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке)
  • не выраженно праворукие (отдают предпочтение правой руке)
  • амбидекстры ((одинаково хорошо владеют обеими руками)

В литературе отмечается увеличение количества леворуких людей:

В 1928 г среди взрослых: леворуких мужчин – 4,7 %

                                  леворуких женщин – 3,3 %

в 1973 г.                             леворуких мужчин –  10,4 %

                                  леворуких женщин –   8,8 %

Леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина – агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться:

  • отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты)
  • механизмы на производстве сконструированы с учетом потребностей правшей

За рубежом – существует специальный комплекс мероприятий для создания благоприятной среды развития и жизни леворуких людей:

  • магазины для левшей
  • мебель

бытовая техника
Негативное отношение к леворуким  имеет давнюю историю. Например, в Библии картина страшного суда: справа – овцы (праведники), слева – козлы (грешники). Но с другой стороны в Библии есть упоминание об отряде из 700 человек из войска Вениамина, которые отличались ловкостью, меткостью, храбростью и были леворукими. Это интересные данные. Известно, что войско состояло из 26 700 чел. Значит, процент леворуких составлял 2,4 %.

По мнению некоторых ученых отношение к леворукости вытекало из представления о левой руке, как о «нечистой». Правой рукой здоровались, ели, молились, а левой – осуществляли гигиенические и физиологические процедуры.
Многие известные люди были леворукими:

Александр Македонский
Наполеон
Леонардо да Винчи
Павлов
Даль
Чарли Чаплин
Пол Маккартни


Есть данные о том, что среди леворуких детей:


высок удельный вес детей с особенностями развития ЦНС
много детей с асинхронным развитием некоторых психических функций
высокая эмоциональность
отставание в развитии психомоторных функций
отставание в развитии пространственного восприятия
много подростков с девиантным поведением

Но причина кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» -- стрессовом воздействии праворукой среды.

Есть и другое мнение – леворукие люди гениальны.

Вывод:

Леворукость нельзя считать причиной отклонений в развитии (в ту или иную сторону)

Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:

  1. Влияние внешней среды:
  • вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП)
  • ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям)
  1. Патологическая леворукость
  • родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении)
  • патология беременности
  • зеркальное положение у близнецов

  1. Наследственный фактор

Выделяют три вида леворукости:

  1. Генетически закрепленная леворукость – половина всех леворуких – неотягощенная леворукость
  2. Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства
  3. Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности

Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности межполушарной симметрии:

  • леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии
  • леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии
  • леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях

Эти особенности будут проявляться

  • в формировании высших психических функций
  • в деятельности ребенка
  • в приспособлении к различным условиям внешней среды:
  • трудности в адаптации в новой обстановке
  • повышенная эмоциональность и впечатлительность
  • высокий уровень тревожности
  • повышенная возбудимость
  • неуверенность в себе
  • хорошее понимание социальных нормативов
  • ориентированность на общение

В обучении:

  • лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей, таблиц) – для детей без речевых патологий
  • трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
  • недостаточность наглядно-образного мышления
  • недостаточность зрительной памяти
  • недостаточность пространственного восприятия
  • трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
  • недостаточность тонкодифференцированных движений руки
  • трудности овладения порядковым счетом
  • зеркальное письмо
  • трудности в работе с циферблатом

Определение леворукости:

  1. В возрасте 17 дней – сила сжимания кулака (основано на рефлексе новорожденных)
  2. В возрасте 1-1,5 мес. – удержание погремушки
  3. В возрасте  1 мес. – «тонический шейный рефлекс» – лежа на спине «поза фехтовальщика» – в какую сторону больше повернута голова, какая рука и нога более распрямлены – та рука ведущая
  4. В возрасте 3 мес. – к моменту утрачивания рефлексов новорожденного – у будущих левшей они исчезают сначала на левой руке, следовательно она используется для манипулирования с предметами

Некоторые ученые утверждают, что до 5 лет у ребенка наблюдаются периоды право-леворукости:

  • с 16-20 недель до 2 лет – волнообразные изменения
  • с 2 до 5 лет – равноценность рук
  • с 5 лет – стойкое предпочтение

             Только некоторые действия требуют участия определенной руки: еда, рисование, письмо, чистка зубов, расчесывание. Все другие действия выполняют обе руки, но при этом одна рука активна, другая – пассивна (поддерживает предмет) – развязывание шнурков, складывание игрушек и т.д.

Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:

  1. переплетение пальцев рук (какай большой палец сверху)
  2. поза Наполеона (какая рука сверху)
  3. апплодирование (тест для взрослых)
  4. проба на одновременные действия обеих рук (рисование круга, квадрата, треугольника) – у ведущей руки более четкие линии, отсутствие тремора – можно проводить с закрытыми глазами
  5. оценка скорости движений (за 10 сек.)
  • постукивание указательным пальцем по столу
  • отмечание точек на листе

Задание выполняется трижды, подсчитывается среднее число

  1. измерение силы ручным динамометром (из трех попыток)

Набор тестов М. Озьяс (французская исследоватеольница):

  1. завинтить крышки на бутылках
  2. зажечь спичку
  3. разрезать бумагу ножницами
  4. накалывание, нанизывание (вставляется стержень в отверстие, нанизываются пуговицы, бусины)
  5. почистить обувь щеткой
  6. намотать нитку на катушку
  7. перелить воду из одного сосуда в другой
  8. попасть иголкой в небольшую точку
  9. отвинтить гайку
  10. сложить мелкие детали в узкий цилиндр
  11. разложить (раздать) карточки
  12. проколоть дырочки (5-6 ударов)
  13. стереть ластиком изображение
  14. продеть нитку в иголку
  15. стряхнуть с себя соринки, пыль
  16. капнуть из пипетки во флакон
  17. достать бусинку ложкой из стакана
  18. позвонить колокольчиком
  19. закрыть-открыть молнию на сумке
  20. взять стакан и сделать несколько глотков

Все действия непривычны и нетренированы

.

При определении (выборе) ведущей руки показательными считаются задания:

№№ 2,4,7,11,12,13,15,16,17,18

Набор тестов Князевой-Вильдавского:

  1. рисование (правой и левой рукой) – качество выполнения
  2. открывание коробочки («найди спичку») – 3-5 коробочек
  3. колодец из спичек (активная рука)
  4. игра в мяч (активная рука)
  5. вырезание по контуру (активная рука - не обязательно та, которая держит ножницы)
  6. нанизывание бисера на иголку
  7. выполнение вращательных движений (открывание пузырьков)
  8. развязывание узелков (шнур средней толщины)
  9. построение из кубиков дома

Протокол:

Тест

Правая рука

Обе руки

Левая рука

1

2

3

         +

         

           +  

             +

Беды переученных левшей:

  • возникновение неврозов – стрессовый фактор переучивания
  • ребенку навязывается чуждый биологический тип деятельности, нарушается баланс взаимодействия полушарий
  • намеренно создаются условия для неудач, неумелости, неловкости, неуверенности
  • конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему
  • страх перед деятельностью, переживания
  • астенический синдром на фоне стресса
  • аффективные реакции
  • навязчивые состояния
  • использование символических ритуалов
  • невротический энурез
  • заикание

При обучении леворукого дошкольника обращают особое внимание на

  • развитие пространственной ориентировки (начинают с ориентировки в пространстве, потом – ориентировка на плоскости) – игра с мячом, конструкторы Лего, кубики, строительный материал
  • развитие фонематического слуха
  • развитие звукобуквенного анализа и синтеза

Этапы:

  • выделение отдельных звуков из ряда гласных: А, О, У, Э, Ы
  • сравнение пар гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И и слогов: РЫ-РИ, МЫ-МИ…
  • различение и выделение согласных звуков в словах
  • дифференциация звонких-глухих: С-З, Б-П, Д-Т, Ж-Ш и т.д.
  • развитие тонкокоординированных движений рук

Задания:

  • лабиринты
  • проведение прямых линий от  точки к крестику
  • штриховки
  • шнуровки
  • завязывание бантиков
  • пальчиковые упражнения
  • развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций

Задания:

  • найди такую же фигуру
  • найди такое же сочетание фигур
  • найди такую же букву
  • найди такое же сочетание букв
  • найди такую же цифру
  • найди сочетание цифр
  • сложи фигуру из деталей
  • найти, что написано неправильно
  • спрятанные треугольники
  • скопируй фигуры
  • дорисуй фигуры
  • дорисуй недостающие детали
  • обучение пониманию схем, символов, таблиц, карты, циферблата
  • предупреждение зеркального письма
  • формирование навыка порядкового счета

Требования к работе за столом:

  • свет при письме падает справа
  • бумага лежит без наклона, чуть сдвинута влево, нижний край на уровне середины груди или чуть левее
  • ручка направлена на пишущего, ребенок держит ее на 4 см. выше стержня

Существуют специальные прописи для леворуких детей. Отличия от обычных прописей:

  • весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны
  • начало и конец строки помечаются специальным значком
  • направление письма показано стрелкой
  • прямое без наклона написание букв
  • написание букв с отрывом линии
  • написание букв сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма)
  • печатная буква пишется сверху на середине листа
  • таблицы «Зачеркни неправильно написанные буквы» помещаются в конце работы над буквой
  • последовательность этапов работы над буквой:
  • обведи букву по точкам
  • напиши элементы буквы
  • напиши букву самостоятельно
  • обведи слоги, слова
  • напиши слоги, слова самостоятельно
  • зачеркни неверно написанные буквы
  • ребусы и игровые задания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...

Пратические рекомендации по работе с леворукими детьми

Консультация для родителей и педагогов содержит практические рекомендации по работе с леворукими детьми....

Коррекционно-развивающая работа, особенности работы с леворукими детьми

Коррекционно-развивающая работаОсобенности работы с «леворукими» детьмиЧасто, чтобы адаптировать ребенка в жизни, взрослые стремятся «подогнать» его под общие стандарты. Больше...

«Методы и приемы работы с леворукими детьми»

Всероссийская конференция по логопедииСЕКРЕТЫ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ         «Методы и приемы работы с леворукими детьми»...