Особенности работы с леворукими детьми
учебно-методический материал
Статистика. Особенные дети. Виды леворукости. Трудности в обучении. Как выявить леворукость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_levorukimi_det.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- PAGE 1
Особенности коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми
Генетически и исторически сложилось отношение общества, людей к леворукости как к аномалии, к нарушению, а не как к индивидуальному варианту нормы.
Большая часть человечества – праворукие – до 88%
леворукие – 5-12 %
И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп:
- сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)
- сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)
- не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке)
- не выраженно праворукие (отдают предпочтение правой руке)
- амбидекстры ((одинаково хорошо владеют обеими руками)
В литературе отмечается увеличение количества леворуких людей:
В 1928 г среди взрослых: леворуких мужчин – 4,7 %
леворуких женщин – 3,3 %
в 1973 г. леворуких мужчин – 10,4 %
леворуких женщин – 8,8 %
Леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина – агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться:
- отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты)
- механизмы на производстве сконструированы с учетом потребностей правшей
За рубежом – существует специальный комплекс мероприятий для создания благоприятной среды развития и жизни леворуких людей:
- магазины для левшей
- мебель
бытовая техника
Негативное отношение к леворуким имеет давнюю историю. Например, в Библии картина страшного суда: справа – овцы (праведники), слева – козлы (грешники). Но с другой стороны в Библии есть упоминание об отряде из 700 человек из войска Вениамина, которые отличались ловкостью, меткостью, храбростью и были леворукими. Это интересные данные. Известно, что войско состояло из 26 700 чел. Значит, процент леворуких составлял 2,4 %.
По мнению некоторых ученых отношение к леворукости вытекало из представления о левой руке, как о «нечистой». Правой рукой здоровались, ели, молились, а левой – осуществляли гигиенические и физиологические процедуры.
Многие известные люди были леворукими:
Александр Македонский
Наполеон
Леонардо да Винчи
Павлов
Даль
Чарли Чаплин
Пол Маккартни
Есть данные о том, что среди леворуких детей:
высок удельный вес детей с особенностями развития ЦНС
много детей с асинхронным развитием некоторых психических функций
высокая эмоциональность
отставание в развитии психомоторных функций
отставание в развитии пространственного восприятия
много подростков с девиантным поведением
Но причина кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» -- стрессовом воздействии праворукой среды.
Есть и другое мнение – леворукие люди гениальны.
Вывод:
Леворукость нельзя считать причиной отклонений в развитии (в ту или иную сторону)
Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:
- Влияние внешней среды:
- вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП)
- ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям)
- Патологическая леворукость
- родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении)
- патология беременности
- зеркальное положение у близнецов
- Наследственный фактор
Выделяют три вида леворукости:
- Генетически закрепленная леворукость – половина всех леворуких – неотягощенная леворукость
- Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства
- Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности
Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности межполушарной симметрии:
- леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии
- леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии
- леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях
Эти особенности будут проявляться
- в формировании высших психических функций
- в деятельности ребенка
- в приспособлении к различным условиям внешней среды:
- трудности в адаптации в новой обстановке
- повышенная эмоциональность и впечатлительность
- высокий уровень тревожности
- повышенная возбудимость
- неуверенность в себе
- хорошее понимание социальных нормативов
- ориентированность на общение
В обучении:
- лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей, таблиц) – для детей без речевых патологий
- трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
- недостаточность наглядно-образного мышления
- недостаточность зрительной памяти
- недостаточность пространственного восприятия
- трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
- недостаточность тонкодифференцированных движений руки
- трудности овладения порядковым счетом
- зеркальное письмо
- трудности в работе с циферблатом
Определение леворукости:
- В возрасте 17 дней – сила сжимания кулака (основано на рефлексе новорожденных)
- В возрасте 1-1,5 мес. – удержание погремушки
- В возрасте 1 мес. – «тонический шейный рефлекс» – лежа на спине «поза фехтовальщика» – в какую сторону больше повернута голова, какая рука и нога более распрямлены – та рука ведущая
- В возрасте 3 мес. – к моменту утрачивания рефлексов новорожденного – у будущих левшей они исчезают сначала на левой руке, следовательно она используется для манипулирования с предметами
Некоторые ученые утверждают, что до 5 лет у ребенка наблюдаются периоды право-леворукости:
- с 16-20 недель до 2 лет – волнообразные изменения
- с 2 до 5 лет – равноценность рук
- с 5 лет – стойкое предпочтение
Только некоторые действия требуют участия определенной руки: еда, рисование, письмо, чистка зубов, расчесывание. Все другие действия выполняют обе руки, но при этом одна рука активна, другая – пассивна (поддерживает предмет) – развязывание шнурков, складывание игрушек и т.д.
Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:
- переплетение пальцев рук (какай большой палец сверху)
- поза Наполеона (какая рука сверху)
- апплодирование (тест для взрослых)
- проба на одновременные действия обеих рук (рисование круга, квадрата, треугольника) – у ведущей руки более четкие линии, отсутствие тремора – можно проводить с закрытыми глазами
- оценка скорости движений (за 10 сек.)
- постукивание указательным пальцем по столу
- отмечание точек на листе
Задание выполняется трижды, подсчитывается среднее число
- измерение силы ручным динамометром (из трех попыток)
Набор тестов М. Озьяс (французская исследоватеольница):
- завинтить крышки на бутылках
- зажечь спичку
- разрезать бумагу ножницами
- накалывание, нанизывание (вставляется стержень в отверстие, нанизываются пуговицы, бусины)
- почистить обувь щеткой
- намотать нитку на катушку
- перелить воду из одного сосуда в другой
- попасть иголкой в небольшую точку
- отвинтить гайку
- сложить мелкие детали в узкий цилиндр
- разложить (раздать) карточки
- проколоть дырочки (5-6 ударов)
- стереть ластиком изображение
- продеть нитку в иголку
- стряхнуть с себя соринки, пыль
- капнуть из пипетки во флакон
- достать бусинку ложкой из стакана
- позвонить колокольчиком
- закрыть-открыть молнию на сумке
- взять стакан и сделать несколько глотков
Все действия непривычны и нетренированы
.
При определении (выборе) ведущей руки показательными считаются задания:
№№ 2,4,7,11,12,13,15,16,17,18
Набор тестов Князевой-Вильдавского:
- рисование (правой и левой рукой) – качество выполнения
- открывание коробочки («найди спичку») – 3-5 коробочек
- колодец из спичек (активная рука)
- игра в мяч (активная рука)
- вырезание по контуру (активная рука - не обязательно та, которая держит ножницы)
- нанизывание бисера на иголку
- выполнение вращательных движений (открывание пузырьков)
- развязывание узелков (шнур средней толщины)
- построение из кубиков дома
Протокол:
Тест | Правая рука | Обе руки | Левая рука |
1 2 3 | + |
+ | + |
Беды переученных левшей:
- возникновение неврозов – стрессовый фактор переучивания
- ребенку навязывается чуждый биологический тип деятельности, нарушается баланс взаимодействия полушарий
- намеренно создаются условия для неудач, неумелости, неловкости, неуверенности
- конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему
- страх перед деятельностью, переживания
- астенический синдром на фоне стресса
- аффективные реакции
- навязчивые состояния
- использование символических ритуалов
- невротический энурез
- заикание
При обучении леворукого дошкольника обращают особое внимание на
- развитие пространственной ориентировки (начинают с ориентировки в пространстве, потом – ориентировка на плоскости) – игра с мячом, конструкторы Лего, кубики, строительный материал
- развитие фонематического слуха
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза
Этапы:
- выделение отдельных звуков из ряда гласных: А, О, У, Э, Ы
- сравнение пар гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И и слогов: РЫ-РИ, МЫ-МИ…
- различение и выделение согласных звуков в словах
- дифференциация звонких-глухих: С-З, Б-П, Д-Т, Ж-Ш и т.д.
- развитие тонкокоординированных движений рук
Задания:
- лабиринты
- проведение прямых линий от точки к крестику
- штриховки
- шнуровки
- завязывание бантиков
- пальчиковые упражнения
- развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций
Задания:
- найди такую же фигуру
- найди такое же сочетание фигур
- найди такую же букву
- найди такое же сочетание букв
- найди такую же цифру
- найди сочетание цифр
- сложи фигуру из деталей
- найти, что написано неправильно
- спрятанные треугольники
- скопируй фигуры
- дорисуй фигуры
- дорисуй недостающие детали
- обучение пониманию схем, символов, таблиц, карты, циферблата
- предупреждение зеркального письма
- формирование навыка порядкового счета
Требования к работе за столом:
- свет при письме падает справа
- бумага лежит без наклона, чуть сдвинута влево, нижний край на уровне середины груди или чуть левее
- ручка направлена на пишущего, ребенок держит ее на 4 см. выше стержня
Существуют специальные прописи для леворуких детей. Отличия от обычных прописей:
- весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны
- начало и конец строки помечаются специальным значком
- направление письма показано стрелкой
- прямое без наклона написание букв
- написание букв с отрывом линии
- написание букв сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма)
- печатная буква пишется сверху на середине листа
- таблицы «Зачеркни неправильно написанные буквы» помещаются в конце работы над буквой
- последовательность этапов работы над буквой:
- обведи букву по точкам
- напиши элементы буквы
- напиши букву самостоятельно
- обведи слоги, слова
- напиши слоги, слова самостоятельно
- зачеркни неверно написанные буквы
- ребусы и игровые задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...
рекомендации учителям по работе с леворукими детьми
даны рекомендации...
Пратические рекомендации по работе с леворукими детьми
Консультация для родителей и педагогов содержит практические рекомендации по работе с леворукими детьми....
Коррекционно-развивающая работа, особенности работы с леворукими детьми
Коррекционно-развивающая работаОсобенности работы с «леворукими» детьмиЧасто, чтобы адаптировать ребенка в жизни, взрослые стремятся «подогнать» его под общие стандарты. Больше...
«Методы и приемы работы с леворукими детьми»
Всероссийская конференция по логопедииСЕКРЕТЫ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ «Методы и приемы работы с леворукими детьми»...