Логопедическая викторина "Игровая мозаика"
методическая разработка
Данное мероприятие заключается в том, что игровая форма имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Материал в предлагаемом курсе имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, зрительного и слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, развитие лексико – грамматического строя речи, коррекция дисграфии и дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_mozaika.docx | 30.54 КБ |
kartinki_otlichiya.docx | 54.97 КБ |
otsenochnyy_list.docx | 11.74 КБ |
polozhenie.docx | 15.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Третьякова Е.В.,
учитель-логопед КГКОУ Школы 5
г. Николаевск - на-Амуре
Логопедическая викторина «Игровая мозаика»
Пояснительная записка.
С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, в нашей школе группа детей с ОВЗ неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Эти дети не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений физического и психического развития, приводящих к социальной дезадаптации. Для них разработаны индивидуальные адаптированные программы.
Наша школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе.
Поэтому, особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция происходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм работы учителей – логопедов является проведение логопедических мероприятий в рамках месячника «Русского языка и литературы».
Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности. Помочь ребенку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки, можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной коррекционно - развивающей работы. В различных мероприятиях участвуют дети разного возраста с ОВЗ, посещающих занятия логопеда. Как правило, учащиеся, имеющие положительную динамику в развитии, имеют лучшие результаты. Это является высоким показателем логопедической коррекции.
Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные
методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Данное мероприятие заключается в том, что игровая форма имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Материал в предлагаемом курсе имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, зрительного и слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, развитие лексико – грамматического строя речи, коррекция дисграфии и дислексии.
Викторина «Игровая мозаика».
Цель: Развитие познавательного интереса к родному языку, лингвистического мышления, коммуникативных способностей учащихся и создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка и проявления творческих и личностных качеств через игровую деятельность.
Задачи:
- закрепить накопленный речевой материал на логопедических занятиях;
- уточнить, систематизировать и закрепить имеющиеся знания детей о слове, как о языковой единице, о его морфемном и звукобуквенном составе.
- закрепить навыки речевого анализа, совершенствовать лексико-грамматический строй.
- совершенствовать фонематическое восприятие, анализ и синтез;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память;
- развивать способность к концентрации, распределению и переключению внимания, логического мышления;
- учить рассуждать, высказывать свою точку зрения;
- расширять словарный запас у учащихся;
- коррегировать дисграфию и дислексию в игровой форме.
Оборудование:
- компьютер,
- доска,
- индивидуальные карточки,
- оценочный лист,
- картинки с отличиями,
- мяч,
- призы.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Логопед: Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем и исполним логопедическую распевку «Курочка».
Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все то, чему мы научились на логопедических занятиях. Для этого проведем викторину «Игровая мозаика». Вас ждут интересные конкурсы и игры.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (визитки)
Команда: «ЗНАЙКИ»
Девиз: «Мы ребята знайки, знайки не зазнайки.
Команда: «УМЕЙКИ»
Девиз: «Красиво будем говорить, легко нам будет победить»
Команда: «ЧИТАЙКИ»
Девиз: «Буквы все мы знаем и хорошо читаем»
А для того чтобы вы чисто и правильно говорили, проговорим чистоговорки про осень (каждая команда проговаривает чистоговорку).
Т, Д 1 (2) А класс
Та-та-та- – осень это красота.
Де-де-де – лужи с дождиком везде.
Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду.
С, З, Ц 1 (2) Б класс
Ца-ца-ца – осень у крыльца.
Цо-цо-цо – ветер дул в лицо.
Ца-ца-ца – закачались деревца.
Ш, Ж 2 класс
Ошка- ошка- ошка – собирай картошку.
Жу-жу-жу – я про осень расскажу.
Ши-ши-ши – месяца мне опиши.
1. Конкурс «Хитрые вопросы». ( Таблица)
Описание: Выбрать правильный ответ из предложенных. Командам даются ответы на вопросы. Логопед читает вопросы, учащиеся обводят правильный ответ после обсуждения в группе. Логопед подводит итог.
Вопросы:
| Варианты ответов:
10. 2, 3, 5 11 .Да, нет |
2. Конкурс «Звуковая дорожка»
Описание: Каждый участник команд выходит по очереди к доске и находит картинки, начинающиеся на заданный звук: У, А, С
3. Конкурс «Сложи слово»
Логопед: Пока мы играли, к нам пришло письмо от Осени с просьбой собрать правильно слова, обозначающие приметы и признаки осени. Иначе осень останется без своих примет и ее больше никто не узнает. Ребята, поможем осени?
Описание:
Слова со стечением согласных: листопад, золотая, дождь, туман, урожай, овощи, огород, лужи, ветер, листва, холод.
4.Конкурс «Загадки осени»
Каждой команде задается загадка, если команда затрудняется ответить, то у другой команды есть возможность заработать дополнительный балл)
1. Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
2. Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)
3. Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.(Ветер)
4. Все лето над нами о чем - то шептали,
К зиме под ногами они зашуршали (Листья)
5. Сидит зеленеет,
Падает желтеет,
Лежит почернеет (листок).
6. На дороге - вот дела! -
Появились "зеркала".
Кто наступить захочет,
Тот ноги все промочит (лужи)
ФИЗМИНУТКА
А сейчас исполним песню про осень «Осень, осень наступила».
5.Конкурс «Веселая грамматика»
Описание: Задание выполняется с мячом. Каждый ученик ловит мяч и отвечает на вопрос:
Если днем жара, то день – жаркий, а если… (ПО 3 СЛОВА)
- мороз
- солнце
- снег
- дождь
- ветер
- холод
-прохлада
- унынье
- осень
6.Конкурс «Найди отличия»
Описание: На картинках найти отличия. Каждое отличие обведите в кружок.
7.Конкурс «Всезнайки» (дополнительный)
1.К Маше зашла в гости Катя. Кто пришел? Кто был дома?
2. Кошка съела мышку. Кто слабее?
3. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
4. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
5. Витю слушал папа. Кто говорил?
6. Сашу ударил Ваня. Кто драчун?
7. Собаку укусила оса. Кто кусался?
8. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной?
9. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
Просмотр видеоклипа «Алфавит».
Подведение итогов. Жюри подводит итоги.
Слово жюри. Награждение участников.
Логопед: Но вот, игру заканчивать пора.
Мы все надеемся, что с ней,
Вы стали чуточку умней,
Узнали много слов смешных,
И много всяких всячин,
И если вы запомнили их,
Не зря ваш день потрачен!
Всего вам доброго! До свидания! До новых встреч! Я предлагаю похлопать, если мероприятие вам понравилось.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Варианты ответов:
- пишу, слышу
- 5,10,8
- Да, нет
- 3,2,1
- 5, 3, 7
- Да, нет
- Да, нет
- Среда, пятница
9. Июнь, ноябрь, январь, декабрь, сентябрь,февраль, октябрь, август
10. 2, 3, 5
11. Да, нет
Варианты ответов:
- пишу, слышу
- 5,10,8
- Да, нет
- 3,2,1
- 5, 3, 7
- Да, нет
- Да, нет
- Среда, пятница
9. Июнь, ноябрь, январь, декабрь, сентябрь, февраль, октябрь, август
10. 2, 3, 5
11. Да, нет
л и с т о п а д
д о ж д ь
т у м а н
у р о ж а й
л у ж и
в е т е р
л и с т в а
х о л о д
З О Н Т И К
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Оценочный лист «Игровая мозаика» 1 (2), 2 классы
Название конкурсов | «Знайки» | «Умейки» | «Читайки» |
1. Визитка | |||
2. Хитрые вопросы | |||
3.Звуковая дорожка | |||
4. Сложи слово | |||
5. Загадки осени | |||
6. Веселая грамматика | |||
7. Найди отличия | |||
8. Всезнайки | |||
ИТОГО: |
Оценочный лист «Игровая мозаика» 1 (2), 2 классы
Название конкурсов | «Знайки» | «Умейки» | «Читайки» |
1. Визитка | |||
2. Хитрые вопросы | |||
3.Звуковая дорожка | |||
4. Сложи слово | |||
5. Загадки осени | |||
6. Веселая грамматика | |||
7. Найди отличия | |||
8. Всезнайки | |||
ИТОГО: |
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении «Игровой мозаики»
Цель: Развитие познавательного интереса к родному языку, лингвистического мышления,
коммуникативных способностей учащихся и создание условий для реализации потенциальных возможностей
ребенка и проявления творческих и личностных качеств через игровую деятельность.
Задачи:
- закрепить накопленный речевой материал на логопедических занятиях;
- уточнить, систематизировать и закрепить имеющиеся знания детей о слове, как о языковой единице, о его морфемном
и звукобуквенном составе;
- закрепить навыки речевого анализа, совершенствовать лексико-грамматический строй;
- совершенствовать фонематическое восприятие, анализ и синтез;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память;
- развивать способность к концентрации, распределению и переключению внимания, логического мышления;
- учить рассуждать, высказывать свою точку зрения;
- расширять словарный запас у учащихся;
- корригировать дисграфию и дислексию в игровой форме;
- воспитывать умение работать в коллективе и доброжелательное отношение друг к другу.
Дата, время и место проведения: 12 октября (четверг), 8 урок, 14.35 – 15.15, 5 кабинет
Участники: 1 (2) «А»,1 (2) «Б»,2 классы
Ответственные: учителя – логопеды: Третьякова Е.В.; Тедер О.И..
Классным руководителям 1(2) «А»,1 (2) «Б»,2 классов подготовить:
- визитки команд (девиз, речевка );
- отличительные знаки (эмблемы, галстуки и т. д.).
Состав жюри: Плотникова А.А.; Протопопова Е.Б..
По всем вопросам проведения мероприятия обращаться к Третьяковой Е.В.; Тедер О.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная мозаика по творчеству Н.В. Гоголя
Данная викторина - интересное и увлекательное путешествие по страницам произведений Гоголя (много иллюстративного материала). Лучше всего использовать как материал повторения в 10 классе!Начинается ви...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"
практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...
Логопедическая викторина "Занимательная мозаика"
Логопедическая викторина дает возможность в игровой форме проверить знания учащихся, посещавших логопедические занятия, вызывать интерес к логопедическим занятиям....
Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).
Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...
Логопедическая викторина "Словесная мозаика"
Готовый материал для проведения логопедической викторины....