конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя "У нас в гостях Большая Розовая Шляпа"
план-конспект

Лубяко Людмила Васильевна

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматического строя речи

по теме «одежда»

(старшая логопедическая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия по теме "Одежда"22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию лексико-грамматического строя речи

по теме «одежда»

(старшая логопедическая группа)

учитель-логопед Л.В.Лубяко

У  нас в гостях  БОЛЬШАЯ РОЗОВАЯ ШЛЯПА

Цель: Расширение и уточнение представлений детей об одежде.
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать умение согласовывать числительные два, две. двое с существительными.
  • упражнять в  образовании притяжательные прилагательные (Чей? Чьи? Чья? Чьё?);
  • упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными  

    суффиксами (юбка-юбочка, свитер-свитерок);

  • развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных (сарафан из ситца – ситцевый сарафан и т.д.)

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение узнавать предмет по описанию (загадки);
  • развивать  внимание, логическое мышление, сообразительность.

Коррекционно-воспитательная:

  • формировать навыки сотрудничества,  доброжелательности, инициативности.

Оборудование: блестящая большая розовая шляпа (маскарадная);  предметные картинки с изображением одежды, карандаши.

Ход занятия

(Дети сидят на стульчиках полукругом перед мольбертом).

1.

Л. – Сегодня, по дороге в детский сад, я встретила Большую Розовую  Шляпу. Она так замерзла. Что не могла говорить. Я ее принесла к нам в садик и объяснила ей, что  сегодня мы будем с вами разговаривать об одежде (кладу шляпу на журнальный столик).

Она так заинтересовалась, что попросила меня отнести ее к вам. Говорит, что ничего не знает об одежде, а очень хочется узнать.

Ребята, мы пригласим Большую Розовую Шляпу на нашу беседу?

Л. - Расскажите большой Розовой Шляпе, что такое одежда?

Д. – Она защищает человека от холода и жары, от пыли и травм, украшает человека (дети сами выбирают демонтрационные картинки, которые лежат на отдельном столике)

Л.- Уважаемая Шляпа! Люди научились делать одежду давным-давно. Ее делали из кожи и шерсти животных, добытых на охоте, из растения льна, хлопка,  из коконов тутового шелкопряда (фото на мольберте – дети уже ознакомлены с процессом получения нитей из всего перечисленного).

2.

Сейчас у нас производится много разной одежды. Мы ее меняем в зависимости от погоды, времени года, места и времени.

А давайте пофантазируем, что будет, если…

  • летом носить меховую шубу?
  • зимой ходить в платье и легкой рубашке?
  • под дождем ходить в трусах и майке?
  • в ветреную погоду ходить без куртки?
  • в морозную погоду гулять без варежек?

           (ответы детей)

        

3.

Нашей уважаемой гостье мы можем очень многое  рассказать об одежде, а чтобы это было быстрее сделать, мы объединимся в три компании.

Например, по осенним месяцам, сейчас какое время года? (осень)

(дети объединяются: сентябрь, октябрь, ноябрь)

(Компании детей  располагаются  там, где им удобно: на стульчиках, за столами, на ковре)

Л.- командам будут даны разные задания. Чтобы проверить  правильно ли ваши соперники ответили, нужно быть внимательными.

Вспомните наши правила:

  1. Не кричать с места;
  2. Не перебивать товарища, дать ему высказаться;
  3. Не смеяться над ошибками товарищей.

Задания  командам:

  • Назвать предметы одежды ласково (шорты-шортики и т.д.)
  • Назвать предметы по два (два платья, двое брюк)
  • «Жадина» - взяв карточку с изображением  одежды, произнести: «Мой (моя, моё, мои)»

(Карточки на всех членов команды).

Л.- Итак, чья компания готова, покажите готовность (похлопать, потопать, взяться всем за руки  и т.д.)

Внимание1 Проверяем правильность ответов. Первой отвечает компания, которая была готова раньше всех.

4.

Л.- Уважаемая Большая Розовая Шляпа! Сейчас наступило время поиграть с мячом, и говорить мы будем опять  про одежду.

(дети стоят в кругу)

Вопросы детям (кидаю мяч):

Сарафан из ситца какой? – ситцевое

Рубашка из шелка какая? – шелковая

Полотенце изо льна какое? – льняное

Платье  из бархата какое? – бархатный

Пиджак из замши какой? – замшевый

Пальто из драпа какое? – драповое

Куртка из кожи какая? – кожаная

Свитер из шерсти какой? – шерстяной

Брюки из джинсовой ткани какие? – джинсовые

Плащ из велюра какой? – велюровый

Наволочка из бязи какая? – бязевая

Шарф  из трикотажа какой? – трикотажный

Косынка из шифона какая? – шифоновая

Халат из штапеля какой? - штапельный

5.

Л.-  (наклоняюсь к Шляпе, «слушаю») - наша гостья очень довольная  тем, о чем вы ей рассказали. Но вы-то  знаете  гораздо больше об одежде!

 - Ребята, вы хотите поделиться своими знаниями с нашей гостьей ? Тогда нам надо  объединиться  в две компании. Как можно это сделать? (ответы детей:  зимняя-летняя одежда, взрослая-детская одежда).

 - Если мы говорим об одежде, то в магазинах, обычно как она располагается? (Мужская отдельно от женской). Вот и объединимся: мужская одежда и женская одежда.

(Дети рассаживаются по двум компаниям, где нравится)

Задания командам:

  • Собрать вещи для Тани и пояснить: «Это Танин пиджак, Танина юбка, Танины носки и т.д.)
  • Собрать вещи для Вани и пояснить: «Это Ванина рубашка, Ванины джинсы и т.д.)

(карандашом «соединяют»  вещи с фигурой девочки или мальчика)

Кто будет говорить?

Выбирайте капитана (дети делают выбор).

Л. - Проверяем правильность ответов команд. Надо назвать одежду или предмет одежды.

(Я отдаю меховую шубу Тане.  Я отдаю джинсы Ване.)

6.

Л. – Уважаемая гостья, ты поняла, что такое одежда?

Ребята! Наша гостья отогрелась, узнала, как много  на Земле одежды  и, по секрету мнехочет, чтобы вы сделали ей подарок на память. Но ей неудобно вас просить, Поэтому она приготовила загадку про подарок. Если мы угадаем, подарим то, что она просит, наша гостья будет очень рада.

Загадка:

нарядное, длинное, розовое, бархатное… (платье)

Правильно!

И еще одна загадка от гостьи:

теплая, пушистая, мягкая, длинная…(шуба)

Вот оказывается что хочет наша гостья! Давайте подарим ей и платье, и шубу, чтобы больше она не мерзла и всегда выглядела нарядно! (дети дарят рисунки)

До свидания. Большая Розовая Шляпа! (выношу шляпу в приемную).

Л. – Ребята, я благодарю вас за то, что вы так хорошо рассказали об одежде нашей гостье! А сейчас пойдем в кабинет по изодеятельности  и там превратимся в модельеров, нарисуем одежду, какой еще ни у кого не было!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе "В стране Снежной Королевы"

Материал в в форме игры-путешествия с использованием метода моделирования предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных учреждений....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...