Инклюзивное образование
учебно-методический материал
Материалы доклада к педагогичекому совету школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_ped_sovetu_.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Всем известно, что ещё в апреле 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», где в сентябре того же года была принята отдельная глава об инклюзивном образовании, закрепляющая права «особых» детей на обучение в обычной школе. Некоторые авторы ставят под вопрос существование спец.школ-интернатов, а другие считают, что инклюзивное образование должно существовать наряду со специальными школами, классами компенсирующего обучения, домашним, дистанционным образованием.
Мировая практика инклюзивного образования начиная с 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений, неудивительно, ведь даже в «корпорации Microsoft» Гарвард Билл Гейтс пригласил на работу более 20% сотрудников компании, людей с аутизмом (это вчерашние школьники, обучавшиеся в обычных школах по программе инклюзивного образования).
На сегодняшний день в большинстве западных стран государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвёртой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Термин Инклюзивное произошёл от (французского inclusif — включающий в себя) Под инклюзивным образованием принято понимать - совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
За инклюзивное образование голосуют родители, чьи дети являются инвалидами с физическими ограничениями, дети с аутизмом, с синдромом Дауна, так как развитие детей идёт лучше, чем в школах 8 вида или на домашнем обучении.
Однако, готово ли наше общество в действительности, а не просто «на букве закона» принять детей с ОВЗ? Совсем недавно школьников-аутистов вместе с их родителями не пустили на экскурсию в московский океанариум. «Ребята ждали, готовились, рисовали рыбок» — писала мама одного из ребят. Сначала экскурсию разрешили, но, потом родители получили ответ от директора: «Отказано. Посетителям не нравится видеть инвалидов, это вызывает у них жалость. Для нас это неприемлемо».
Кроме этического фактора следует учитывать что, инклюзивное образование должно иметь усиленное психолого-педагогическое сопровождение специалистами. Планируют прежде всего введение в систему массовых школ школьников с ранним детским аутизмом и детей с физическими недостатками (например, дети, которые сами могут передвигаться на инвалидных колясках по территории школы).
Если же вернуться к трудам тифлопедагогов Литвака, Ермаков, Земцовой, Солнцевой, мы понимаем, что обучать незрячего ребенка в классе с детьми с хорошим зрением без участия тифлоспециалиста не имеет смысла. Потому и существуют школы-интернаты, представляющие собой целостную систему коррекционно-реабилитационных мероприятий по преодолению зрительного дефекта, компенсации изменений познавательной и личностной сферы, сохранения и укрепления здоровья детей.
В центре нашей деятельности находится ученик с ОВЗ, взаимодействующий с медицинскими работниками, педагогами, работниками службы сопровождения, родителями.
Педагоги школы-интерната (это учителя начальных классов, учителя-предметники, учителя-дефектологи, воспитатели, работники библиотеки) несут ответственность за сохранение здоровья детей со зрительной депривацией. Каждый урок, мероприятия, подготовка уроков правильно организованные и имеющие коррекционную направленность, укрепляют здоровье детей. Для педагогов важной задачей в коррекционной работе является оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика (обязательное использование офтальмологических пауз и валеологических минуток - физических разминок), учёт темпа деятельности обучающихся, создание благоприятного климата на занятиях и уроках. Реализация принципа комфортности на уроках и на подготовке позволяет учителям и воспитателям не только укрепить эмоциональное состояние своих воспитанников, но и повысить их работоспособность и творческую активность.
Также воспитатели, классные руководители, работники библиотеки проводят работу по формированию ЗОЖ: проводят беседы, экскурсии, прогулки и другие виды работ.
Специализированные коррекционные занятия, чаще всего встречаются в учебных планах школ-интернатов 3-4 вида и ориентированы на компенсацию дефекта зрения и особенностей познавательного плана: часы охраны и коррекции зрительного восприятия и остаточного зрения, социально-бытовой ориентировки, ритмики, лечебной физкультуры, пространственной ориентировки, развития общей и мелкой моторики, развития мимики и пантомимики, риторики. Ведение этих предметов осуществляется для коррекции искажённых зрительных представлений или восполнения пробелов в знаниях об окружающем мире, что необходимо для дальнейшего успешного обучения детей с ОВЗ.
Свой вклад в коррекционно-реабилитационную работу вносят учителя физической культуры, и учитель лечебной физкультуры, проводя спортивно-оздоровительные мероприятия, укрепляющие здоровье детей с нарушениями зрения.
Важна каждодневная работа с родителями.
Родители, их задача - помощь и поддержка в организации здоровьесберегающей деятельности школы-интерната и достижении коррекционно-реабилитационных целей: взаимодействовать с учителями и воспитателями, медицинскими работниками, работниками службы сопровождения; научить ребёнка с ОВЗ соблюдать режим отдыха и питания, офтальмологический режим работы, подавать личный пример в ЗОЖ, проводить больше времени с детьми, быть в курсе их проблем и дел, прививать любовь к неагрессивным видам спорта, помочь найти своё место и призвание в жизни.
Ученики, теряющие зрение и приходящие к нам из массовых школ, отмечают качественно иную систему обучения в школах-интернатах, так как специфической целью коррекционно-реабилитационной модели школы-интерната для детей с нарушениями зрения является – системное обучение и воспитание, компенсация, коррекция, развитие и комфорт учащихся с ОВЗ, не имеющих (в силу своего дефекта) возможности в полной мере реализовать свои способности в условиях общеобразовательной школы общего назначения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В 2008-2009 учебном году в нашей школе открылись классы коррекционного обучения. Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья
Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...
Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в ОУ.
статья...
Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...
От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...